Газета «Ковровская неделя» N34, 3 мая 2024 года, стр. 13.
Страницы истории
КОВРОВ 175 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
Далекое-близкое
Ольга Монякова, директор Ковровского историко-
мемориального музея, доктор исторических наук
Немного времени осталось до двух замечательных юбилеев в истории Коврова. В 2028 году исполнится 250 лет со времени присвоения селу Коврово статуса уездного города, а четыре года спустя, в 2032 году – 500 лет со времени упоминания в письменных документах и самого села Коврово как первого поселения на месте современного города.
УНИКАЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Почти за полтысячелетия своего существования Ковров из крохотного придорожного селения превратился в современный промышленный город, очень значимый для нашей страны.
В архивах сохранилось много важных документов, опубликованных и неопубликованных, по истории города различных периодов. Думается, читателям будет интересно узнать, что собою представлял Ковров 175 лет назад, а конкретно – в 1849 году, как он был благоустроен, чем зарабатывали на свое существование его жители, как питались, лечились, учили своих детей, как отдыхали.
Об этом нам расскажет «Военно-историческое обозрение Российской империи», «по высочайшему повелению издаваемое Департаментом Генерального штаба Военного министерства», в 6-м томе которого содержатся сведения по всем местностям и городам Владимирской губернии, включая Ковров. Это уникальный по своему объёму и информативности источник статистических данных по Российской империи середины XIX века. Он содержит военно-топографические описания губерний, дорог и путей сообщения, сведения о населении и многое другое. Отдельные разделы обозрения посвящены описанию уровня образованности и религиозности местных жителей.
Обозрение издавалось по Высочайшему повелению императора Российской империи при Первом отделении Департамента Генерального штаба. Составленное как полномасштабное описание государства военными статистиками, оно выходит далеко за пределы круга вопросов, представляющих непосредственный интерес исключительно для военного ведомства. По сути, они создали не привычный справочник, а обстоятельный и аналитический обзор.
Посмотрим, каким в этом обозрении предстает уездный город Ковров Владимирской губернии в 1849 году, 175 лет назад. Но при этом обозрение не станет для нас единственным источником. Мы сравним его сведения с данными из других архивных документов, а также планом города 1846 года.
НИ ОДНОЙ МОЩЕНОЙ УЛИЦЫ
Начнем с общего описания города, составленного военными статистиками, авторами обозрения:
«Ковров лежит на возвышенном правом берегу Клязьмы, около самого ее русла; на противоположном берегу стоит только слобода (имеется ввиду Заречная Слободка), принадлежащая ведомству Государственных крестьян, с которую сообщение производится по мосту на плотах. Местность города значительно волнообразна. На самом высоком пункте стоит дом присутственных мест (сейчас – полуразрушенное двухэтажное каменное здание по адресу: ул. Першутова, 33/2 или ул. Федорова, д. 2).
Окрестности, с южной стороны, ровные и составляют продолжение правого нагорного берега, с северной же омывает город р. Клязьма; во время водополи (так в то время называли весеннее половодье), левый берег весь заливается водою.
На этом берегу, противу слободы, вне города, находится пристань с несколькими деревянными лабазами и анбарами.
Город разделяется на 14 кварталов и не имеет ни одной мощеной улицы. Домов в нем считается казенных каменных – 2, деревянных – 1, частных каменных – 7, деревянных частных – 194, несущих постой – 196. Церквей каменных – 2, соборная и кладбищенская; часовен – 2, обе каменные. Гостиный двор каменный с 12 лавками (современный адрес – ул. Першутова, д. 29а), винных погребков – 3, трактир – 1, харчевня – 1, постоялых дворов – 4, питейная контора – 1, питейных домов – 2, провиантский магазин (сарай) деревянный, в 101/2 сажень (1 сажень – 2,1336 метра) длины и 3 саж. ширины, казенный, расположен на берегу р. Клязьмы на 40 кулей (устаревшая торговая мера объёма сыпучих тел – около 9 пудов или 147 кг); соляной магазин деревянный, в 201/2 саж. длины, 4 саж. ширины на 56000 пудов (1 пуд – 16,38 кг).
Одно приходское училище, в нем учащихся мужского пола – 35 и женского – 5. Градская больница и при ней аптека; пользующихся в 1849 году было 60 человек мужского пола; частных аптек нет.
Фабрика миткалевая и две светелки, на которых отделывается в год сурового миткалю 6000 штук, по цене от 101/2 до 20 коп. серебром за аршин (1 аршин – 0, 71 м). Ветреная мельница одна; ярмарка одна Рождественская, с 25 по 27 декабря, на которую ежегодно привозится шелковых, бумажных, шерстяных, юфтовых, чугунных и железных изделий на 162000 руб. серебром. Товары эти везутся частию из Москвы, но главное получаются с Холуйской ярмарки. Распродажа товаров на Рождественской ярмарке очень незначительна, особливо изделий шелковых, бумажных и шерстяных, которые офени закупают раньше, на ярмарках Холуйских.
Под городом считается земли 80 дес. 185 саж. (или 117, 4 га); принадлежащей городу удобной и неудобной земли – 1890 дес. 1206 саж., из этого числа пахотная земля – 163 дес. 355 саж. Отдается в наем за 163 руб. 20 коп.; строевого лесу – 65 дес. 308 саж., дровяного – 98 дес. 2130 саж. Рыбная ловля в Клязьме отдается в оброчное содержание за 15 руб. 20 коп. серебром в год; городской доход по 10-летней сложности (т.е. в среднем), с 1838 по 1848 год, составляет 2033 руб. серебром.
Жителей мужского пола 931, женского 800, итого 1731 душа; объявлено купеческих капиталов на 121200 руб. серебром, в том числе, второй гильдии – 3, третьей – 39, иногородних третьей гильдии – 4; мещане занимаются торговлей различными товарами, привозимыми на пристань, хлебопашеством на земле, принадлежащей городу, а главное, по части питейной продажи, служа приказчиками и сидельцами».
СУДОХОДСТВО ВОЗМОЖНО ВО ВСЕ НАВИГАЦИИ
А теперь разберем некоторые позиции описания более подробно и детально.
Итак, Ковров расположен на реке Клязьме, которой в обозрении дается следующая характеристика: «В промышленном отношении Клязьма замечательна в особенности по производимому по ней судоходству и сплаву леса. Протекая по Московской и Владимирской губернии, в которых сильно развита фабричная промышленность, она впадает в р. Оку и потому входит в соединение с главнейшими водяными соединениями России и с Нижнем Новгородом, где каждогодно бывает знаменитая Макарьевская ярмарка… На пристанях Клязьмы каждогодно нагружаются и разгружаются от 860 до 1000 разного рода судов, на которых находится до 5000 рабочих.
Клязьма считается судоходной от г. Богородска Московской губернии до устья; но по степени удобств для судоходства, река может быть разделена на три части:
1) от устья до г. Коврова судоходство возможно во все время навигации, на всех судах;
2) от г. Коврова до Владимира для больших судов возможно только весною, для малых же во все время навигации;
3) от Владимира до Богородска возможно только для небольших судов и плотов, весною».
Как видим из этого описания реки, в отличие от сегодняшнего дня, 175 лет назад Клязьма играла ведущую роль в жизни Коврова и всех территорий, по которым она протекала. А Ковров являлся тем пунктом, до которого доходили все суда, курсирующие по Клязьме.
«Судоходство на Клязьме весьма значительно и простирается ежегодно на сумму от 11/2 до 2 миллионов рублей серебром. Оно бывает сплавное и взводное. Первое открывается со вскрытием реки, начиная от г. Богородска Московской губернии до устья, но по спадении весенних вод, во все остальное время навигации, сплав продолжается только от Владимира…
Взводное судоходство открывается то же с весны и продолжается во все время навигации, доходя однако же только до Владимира, далее же только самые легкие суда, и то весьма редко, поднимаются до Покрова и далее до Богородска. Как сплавному, так и взводному судоходству много мешают мели, от чего при движении по реке, суда при взводном судоходстве всегда паузятся; с устья реки суда доходят только до Мстеры, где паузятся, чтобы дойти до Холуйской пристани, откуда снова паузятся до Коврова, а от Коврова до Владимира. По этому, при взводном судоходстве большая часть судов доходит только до Коврова».
В этом описании военных статистиков судоходства на Клязьме для современного человека требуют разъяснения по крайней мере два понятия.
Это взводное судоходство, которое в отличие от сплавного вниз по течению осуществлялось вверх по реке. Согласно словарю Граната, взводное судоходство – подъем судов вверх по течению, совершаемый либо бурлаками, либо при помощи конной тяги, буксирных пароходов и тауерных (цепных) пароходов. В России при взводном судоходстве в верховьях рек, а также на системах каналов применялась почти исключительно конная тяга.
Второе понятие – это суда паузятся. На первый взгляд, вроде бы – от слова пауза, остановка. Действительно, останавливается большое судно, которое не может идти дальше по причине мелководья, с целью перегрузить с него товар на другое судно, сидящее в воде не так глубоко. А вот это другое судно, на которое товар перегружали, называлось как раз паузок или речное плоскодонное судно для перевозки грузов по мелководью. Вот отсюда и выражение «суда паузятся».
Продолжение в следующих номерах КН.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1