10.19 г. день памяти святых -
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Испокон веку Церковь прославляла Пресвятую Богородицу как Покровительницу и Заступницу рода христианского, Своими ходатайственными молитвами умилостивляющую Бога к нам, грешным. Не счесть всех явных проявлений помощи Пресвятой Богородицы как отдельным людям, так и [целым] народам; как в мирное время, так и на войне; как в монашеских пустынях, так и в многолюдных городах.
Событие, ныне вспоминаемое и торжественно отмечаемое Церковью, лишь доказывает и удостоверяет сие постоянное покровительство Пресвятой Богородицы христианскому роду. В правление царя Льва Мудрого (или Философа) 1 октября 911 года (по другим источникам - 910 года. - Пер.) во Влахернской церкви в Царьграде совершалось всенощное бдение. Храм был переполнен народом. Вдали от алтаря стоял святой Андрей юродивый со своим учеником Епифанием. В четвертом часу ночи над народом явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором на руках, как бы осеняя им верующих. Облечена Она была в благолепную порфиру золотистого цвета и вся блистала несказанным сиянием. Ее окружали Апостолы, святители, мученики и девы. Святой Андрей, созерцая сие явление, указал [на него] рукой блаженному Епифанию и спросил его:
«Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всяческих, молящуюся за весь мир?»
Епифаний ответил:
«Вижу, отче, и ужасаюсь!»
В ознаменование этого события был установлен сей праздник, дабы напоминать нам и о самом явлении Пресвятой Богородицы, и о Ее неустанном о нас заступничестве — ибо защищает Она нас и осеняет Своим покровом, когда бы мы к Ней ни обращались [а особенно] в трудных обстоятельствах.
(Прим. - Ред.) "Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек.
Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор – это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея.
На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».
Омофор является самым древним элементом архиерейского облачения. Он в чем-то похож на диаконский орарь или священническую епитрахиль. Все эти элементы богослужебной одежды – омофор, епитрахиль и орарь – имеют вид широкой ленты, длинного полотна, которое возлагается на плечи духовенства. Это выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (см.: Мф. 11: 29), взять на себя право и обязанность заботиться о пастве вплоть до своей личной Голгофы. В то же время широкая лента на плечах – это и символ благодати, которая дается духовенству для служения. Когда епископ или священник покрывает главу человека святым полотном – епитрахилью, Бог дарует кающемуся человеку прощение."
Иеромонах Ириней (Пиковский); pravoslavie.ru "Порфира (или пурпур) - Пурпуровая краска, столь распространенная на Востоке, в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне; - Завеса храма и некоторые из священнических одежд были сделаны из материи, окрашенной в пурпуровую краску (Исх. XXV, 4, II Пар. III, 14); - Одежды царственных лиц и других важных особ делались также из пурпуровой материи (порфира) (Суд. VIII, 26, Есф. VIII, 15, Дан. V, 7, XVI, 29, I Мак. X, 20). Это обстоятельство еще более усиливало тягость оскорбления и насмешки над Спасителем, когда враги Его, во время производства суда, надели на Него багряницу (Ин. XIX, 2–5). Многие частные лица, вельможи, богатые и знатные, для большей пышности облекались иногда в порфиру (Лк. XVI, 19, II Цар. I, 24, Притч. XXX, 22, I Мак. IV, 23).
архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2