С 22 декабря 1904 года по 15 февраля 1905 года Дмитрий был в японском плену в лагере Хамадэра (о чем есть отметка на втором листе карточки военнопленного).
Противоречие, которое до сих пор обсуждается историками – героическая битва и добровольная сдача города командованием. Но не о трагедии Порт-Артура, а о доблести его истинных защитников ведется нынче рассказ.
20 декабря 1904 года был подписан акт о капитуляции крепости. Сделано это было, несмотря на многомесячную героическую оборону, Порт- Артур пал на 309-й день после начала Русско-японской войны. Как удалось выяснить, всего военнопленных тогда насчитывалось более 73 тысяч, для их содержания было организовано 29 лагерей.
Цена мужества.
Отрывочные рассказы очевидцев, передававшиеся из уст в уста, в том числе и нашим героем, свидетельствовали о том, что условия содержания в плену были разными. Солдаты жили в бараках, а офицеры отдельно и могли не только выходить из мест заключения, но даже путешествовать по всей стране. К защитникам крепости противник относился уважительно, зная, как самоотверженно сражались они.
Читаем в исторических справках. Помимо ежедневного рациона, пленные получали деньги от Российской империи. Кроме этого защитникам Порт-Артура, даже тем, кто не находился на передовой, засчитали каждый день обороны за 12 дней, а проведенный месяц за год. Это было необходимо для получения всех выплат, выслуг и званий.
Выплата денег, поступающих из российской казны, производилась с учетом званий. Солдатам платили по пол-йены в месяц, а унтер-офицерам от одной до полутора йен, в зависимости от количества лычек. Защитники Порт-Артура получали пожертвования из России, их суммы иногда доходили до
15 йен на солдата. По ценам того времени за одну йену можно было купить 10 кг риса. После окончания войны пленным предоставили право и документы для отъезда на родину. Однако 7 офицеров и 70 солдат по разным причинам не захотели возвращаться в Россию.
После плена Дмитрий Баранов вернулся в свою деревню как герой, о мужестве защитников крепости ходили легенды, и военнослужащих на родине побежденными никто не считал. Героическая и печальная история Порт-Артура все еще ждет своего подробного изучения и оценки. Но герои ее навек вписаны в историю своих семей, большой и малой Родины, как несгибаемые русские воины.
Справка «НН».
Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней, в том числе 155 дней шла непосредственная борьба за крепость на сухопутном фронте. Она сковала крупные силы противника (до 200 тысяч человек), сорвав его план быстрого разгрома русской армии. В борьбе за Порт-Артур японцы потеряли свыше 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей, еще 16 кораблей получили тяжелые повреждения и надолго вышли из строя. Потери гарнизона Порт-Артура убитыми и ранеными составили около 27 тысяч человек.
Из истории флота.
Заказанные для флота Тихого океана «Амур» и «Енисей» стали лучшими в мире минными заградителями специальной постройки. Корабли строились для Российского императорского флота на судоверфи «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге в 1898–1901 годах. Сметная стоимость каждого из минных транспортов типа «Амур» составила по тем временам фантастическую сумму – 2 056 582 рубля.
5 марта 1898 года. Балтийский завод получил наряд на постройку первого, а 17 апреля – второго корабля. 7 мая состоялась торжественная закладка транспорта, получившего название «Амур» (в списки флота включен 6 июня). На торжественной церемонии присутствовал император Николай II, императрица Александра Федоровна, генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.
В 1906-1907 гг., после гибели «Енисея» и «Амура» в Порт-Артуре, была построена 2-я серия кораблей того же проекта и под теми же именами. В 1907 году минные транспорты российского флота были окончательно переклассифицированы в минные заградители.
15 мая 1904 года была одержана крупнейшая победа русских моряков в Русско-японской войне 1904-1905 гг.
На минах, выставленных русским минным транспортом (минный заградитель) «Амур», погибли японские броненосцы «Хацусе» и «Ясима».
Вера Чеботарева.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Людмилу Викторовну Туманову. ©
Комментарии 4
Такой «подарок» неприятельскому флоту преподнес минный транспорт «Амур» — корабль во многом уникальный по тем временам.
Из сохранившихся свидетельств известно, что первый взрыв произошел под кормой «Хацусе». Броненосец после этого изменил курс, за ним последовали другие корабли. Однако при выполнении такого маневра случилась новая встреча с русской миной. На сей раз взрыв разворотил борт «Яшимы». Внутрь корпуса огромного корабля хлынули потоки воды.
«Хацусе», пытаясь прийти на помощь, вновь поменял курс, и это стало роковой ошибкой. При подходе к терпящему бедствие «Яшиме» флагманский броненосец напоролся еще на одну мину. Ее удар пришелся в районе артиллерийских погребов, где...Ещё5 мая 1904 года защитники города-крепости Порт-Артур стали свидетелями небывалого зрелища. Два броненосца японской эскадры "Хацусе" и "Яшима", совершавшей свой очередной рейд вдоль занятых русскими войсками берегов Ляодунского полуострова, один за другим взорвались на нашем минном заграждении.
Такой «подарок» неприятельскому флоту преподнес минный транспорт «Амур» — корабль во многом уникальный по тем временам.
Из сохранившихся свидетельств известно, что первый взрыв произошел под кормой «Хацусе». Броненосец после этого изменил курс, за ним последовали другие корабли. Однако при выполнении такого маневра случилась новая встреча с русской миной. На сей раз взрыв разворотил борт «Яшимы». Внутрь корпуса огромного корабля хлынули потоки воды.
«Хацусе», пытаясь прийти на помощь, вновь поменял курс, и это стало роковой ошибкой. При подходе к терпящему бедствие «Яшиме» флагманский броненосец напоролся еще на одну мину. Ее удар пришелся в районе артиллерийских погребов, где сдетонировали боеприпасы.
Эффект был впечатляющий. Над кораблем поднялся на несколько десятков метров столб дыма. Взрывная волна обрушила грот-мачту и одну из трех труб броненосца. Едва дымная пелена начала рассеиваться, стало видно, что «Хацусе», задрав нос, быстро уходит кормой в воду. Гибель этого броненосца была столь быстрой, что большая часть экипажа не смогла спастись. А многих из тех, кто все-таки успел прыгнуть за борт, погубили свои же — моряки с других броненосцев.
Вот так за считаные минуты японский флот лишился одного из самых современных и больших (водоизмещение свыше 15 тысяч тонн) своих броненосцев. Вместе с ним погибло и около 500 человек экипажа.
Но на этом бедствия не закончились. Второй подорвавшийся на русских минах броненосец, «Яшима», поначалу удавалось удерживать на плаву. Его попробовали буксировать в сторону японской морской базы, где можно было бы заделать пробоину. Однако осуществить задуманное не удалось. Некоторое время спустя «Яшима» (водоизмещение более 12 тысяч тонн) все-т...ЕщёКомандиры «Сикисимы» и «Яшимы» решили, что «Хацусе» подвергся атаке русской подводной лодки (в 1-й Тихоокеанской эскадре не было тогда субмарин, но разговоры об участии таких «потайных» кораблей упорно ходили). В результате оба броненосца открыли суматошный огонь, пытаясь защитить себя от нападения гипотетического врага. Некоторые из этих снарядов попадали туда, где плавали обломки затонувшего «Хацусе» и спасшиеся с него моряки, калеча и убивая этих людей.
Вот так за считаные минуты японский флот лишился одного из самых современных и больших (водоизмещение свыше 15 тысяч тонн) своих броненосцев. Вместе с ним погибло и около 500 человек экипажа.
Но на этом бедствия не закончились. Второй подорвавшийся на русских минах броненосец, «Яшима», поначалу удавалось удерживать на плаву. Его попробовали буксировать в сторону японской морской базы, где можно было бы заделать пробоину. Однако осуществить задуманное не удалось. Некоторое время спустя «Яшима» (водоизмещение более 12 тысяч тонн) все-таки затонул.
Таким образом, совсем небольшой в сущности русский «заграждатель» сумел, благодаря умело выполненной боевой операции по постановке мин, утопить два огромных неприятельских броненосца, суммарный тоннаж которых многократно превышал его собственный. Столь впечатляющих морских побед русский флот не знал со времен Синопского сражения 1853 года.
У Японии было всего 6 броненосцев, то есть, затонули два корабля основной боевой линии, суммарным водоизмещением 30.000 тысяч тонн, треть японского броненосного флота. Обстрелы Порт-Артура с моря прекратились. Русский флот праздновал триумф.
Эта победа стала самым большим достижением русского флота - на дно Желтого моря отправились почти 30 тысяч тонн боевого тоннажа двух японских броненосцев. Превзойти данный показатель советские моряки не смогли, и лишь подводник Александр Маринеску, потопивший в 1945 году немецкое госпитальное судно "Вильгельм Густлофф", смог приблизиться к рекорду. Водоизмещение потопленного им судна составляло 25 тысяч тонн.
P.S.
Брату-близнецу «Амура» «Енисею» повезло куда меньше. Уже через день этот корабль, выполняя полученное задание по постановке заграждения в Талиенванском заливе, из-за неудачного маневра наткнулся на одну из своих же мин, получил большую пробоину и затонул. Погибло 95 членов экипажа вместе с командиром, капитаном II ранга В.А.Степановым.
Дмитрий Кириллович Баранов служил на минном транспорте "Енисее" с 1900 по 1903 годы, а в 1904 году был переведен на минный транспорт "Амур", благодаря чему остался жив и вернулся домой из плена.