Деревенское мне близко, как и многим из вас, потому что детство мы зачастую проводили в деревнях у наших бабушек и дедушек. Не понаслышке знаем, как выглядит корова и видели как ее доят.
Когда мы приезжали из серого Питера в деревню, жизнь кардинально менялась. Ну, понятно, каникулы. Так и папа с мамой в отпуске были по очереди. Мы шастали по грибы в ближайшую посадку. Красноголовыми прикрывали листочками, чтобы сторонние грибники не сорвали пока они подрастают. На сенокос ходили большой толпой. Почти праздник. Нас не брали, что мы там на поле забыли? Зато весело было, когда привозили сено. Складывали его перед оградой со стороны сеновала в большой стог. Пусть сохнет. И мы, ребятня, когда подходил момент закидывать высохшую траву на сеновал отрывались по полной. Сеновал был длинный и мы, забравшись по лесенке туда, развлекались прыжками на стог. В общем-то это было опасно. А ну-ка, до стога не допрыгнуть или скатиться со стога неудачно. Но что нас остановило бы? Разбегались по сеновалу и прыгали. Съезжали по сену вниз и снова взбирались по узкой лестнице. Бабушка ругалась. Растаскивали мы такими прыжками сено.
Маша-конюх. А.Пластов
Все это: и коровы, и баня, и поляны с травой по пояс и речка Бабка, к которой нужно было спускаться по крутой тропинке с высокого берега - есть в картинах Аркадия Пластова.
Его картины дают толчок воспоминаниям. Воспоминаниями "когда деревья были большими". В них есть определенная романтика и приукрашивание, как и у воспоминаний. Наша память вырывает событие, делает его выпуклым, застилая туманом окружающую обстановку. Кто из нас будет вспоминать немудрящую мебель, старый щелястый коровник? Если меня будут спрашивать, вспомню. Старые, покрытые пылью бревна избы, чердак и древнюю прялку. Вещи, предметы, покопавшись в которых можно было найти массу всего интересного, лежавшего годами. Бабушка среди таких залежей прятала от деда спиртное. Любил выпить.
Вместе с тем, в работах Пластова чувствуется школа. Не зря закончил тогда еще Императорскую Строгановку. Романтика же рисует образ скакуна в картине "Маша-конюх" и девушку на сломанных санях.
В деревне. А.Пластов
В деревне
Эта же романтика незаметно звучит и в картине "В деревне". Выпавшие из корзины овощи почти готовый натюрморт. Я не деревенский житель, но с трудом представляю корзину с овощами в коровнике. Да и зачем она там? Приукрашены и доярка с мальчиком. Впрочем, мне это нравится. Помимо романтики явно звучит в картине уважение и любовь к сельскому быту и жизни.
Но и избыточность присутствует. Те же овощи смотрятся лишними, мешают и лишают картину смыслового центра. Спорят с фигурами женщины с мальчиком. Дает дополнительную нагрузку смыслом и теленок. Что здесь центр картины? Мальчик с кружкой? Теленок? Корова, которая ест втихаря овощи, пока хозяйка не видит? Овощи самое яркое пятно в картине. Они спорят с остальным сюжетом и уводят взгляд в угол. Закройте их и сразу уходит так мешающая рябь. Картина становится ясней, выдержанней по смыслу.
Полдень. А.Пластов
Полдень
Полна романтики и любви. Есть история, которая остается за кадром. Художник застал утоляющую жажду парочку. Кто они друг другу мы не можем сказать. Остается только фантазировать.
Весна
Я все же городской житель, мне сложно представить, что женщина выйдет голой зимой одевать ребенка. Аркадий Пластов жил в деревне и вероятно лучше знал, как выглядит баня по черному и где одеваются. Мы в деревне одевались в бане. Присмотревшись, можно озадачиться отсутствием крыши, да и дым с копотью навевают мысль не о бане, а пожаре.
Ну да ладно, это я придираюсь.
Вообще, название символично. И, думаю, вероятней всего художник думал не о том, как в реальности выглядит мытье в бане. А о Весне. Женщине как символе Весны. Она ведь не боится мороза. Она само тепло. Весна согревает и снег отступает, тает. Природа возрождается, голые ветки покрываются бусинками почек. Женщина, укутывающая ребенка, прекрасна. Именно так выглядит настоящая Весна.
Весга.А.Пластов
Купание коней
Написана для выставки "20 лет РККА". Снова символичная работа. Для меня она перекликается с картинами "Купание красного коня" Петрова-Водкина и "Купание лошади" Валентина Серова. Я бы сказала, что картина Аркадия Пластова - реплика. Композиционно практически один в один с картиной Козьмы Петрова-Водкина. Даже конь белый вдалеке есть.
Так же как предыдущая картина символ женского, так и эти картины символ мужского. Мужской силы. Вода, конь, мужчина завязываются в нечто изначальное. Где взаимоотношения коня, водного простора и мужчины воспринимаются как жизненный путь и умение сохранить управление жизнью. О заботе и бережном отношении к тому, что делаешь и что имеешь. Об умении брать и отдавать. Управлять и подчиняться.
Любопытно, что у Аркадия Пластовая в этом произведении нет по сути главного героя. Главным героем показана группа людей. Надо сказать, что художник на равных показывает и окружающую природу и самого человека. Он не делает акцент. В его картинах не гимн чему-то одному: природе, человеку, животному. Нет. Человек вписан в окружающую среду, он живет в ней. Он не борется, не воюет с природой. Не завоевывает ее. Но он и не живет, подчиняясь ей. Он самодостаточен.
Задачу перегруженности персонажами художник решает смещением группы купающих коней мужчин в правый угол. Он выглядит тяжеловесным. Балансирует картину стоящий на коне мужчина. Чуть не хватает воздуха, пространства. Хочется пространство картины немного раздвинуть. В то время как Петров-Водкин выделяет из группы купальщиков главного героя. Кстати, присмотритесь. Герой Петрова-Водкина на красном коне и стоящий на коне молодой мужчина даже похожи.
Купание конец.А.Пластов
Купание коня. В.Серов
Сенокос
В памяти моей остался запах сена. Приятный. От которого клонит в сон. Мы любили спать на сеновале. Где-то вдалеке шуршит сеном кошка. Охотится. Ни жужжания комаров, ни мух. Тишина. Проваливаешься в сон сразу, как голова касается подушки.
Косить непросто. Надо так держать косу, чтобы в землю острием не тыкалась и ровненько так вдоль земли срезала траву. Да еще встать рано, чтобы роса еще не высохла, так легче коса идет по траве.
Понаблюдайте за цветовой гаммой картин. За исключением первой, и то, если убрать навязчивую зелень, то для нее утверждение тоже будет верным, художник в картинной плоскости организовывает единое цветовое пространство. "Сенокос", например, в целом золотисто-зеленоватый. Художник мастерски использует весь тоновый и оттеночный спектр одного цвета. От этого каждая его картина смотрится единым гармоничным пространством.
Произведениями художников советского периода и современного искусства, благодаря коллекционеру Владимиру Ильичу Некрасову. Данный дар, часть коллекции Владимира Ильича. Здесь хочу сделать ремарку для тех, кто не знает или мало интересуется искусством. Имеет смысл сказать, что некоторые коллекционеры сосредотачиваются на одном направлении в искусстве и постепенно собирают подборку произведений авторов, работающих именно в нем. Но даже и в таком виде, есть любимые авторы и нет. И есть коллекционеры, которые интересуются разными направлениями и постепенно формируют свои коллекции из подборок разных произведений/авторов. Владимир Ильич Некрасов именно из это
О коллекционерах я уже писала. В том числе об императоре Николае III, чья коллекция произведений искусства легла в основу коллекции Русского музея.
Несколько дней назад открылась выставка произведений коллекции Владимира Некрасова. Порядка двухсот произведений советских и российских художников, представителей соцреализма и современного искусства.
Любопытные подборки, о которых я расскажу отдельно.
А пока видео-анонс.
С городом я подружилась не сразу. А полюбила и вовсе не так давно.
Случилось это в момент, когда я оглянулась вокруг и вдруг увидела весёлых и расслабленных жителей. Ну не могут весёлые и приятные люди жить в плохом месте, согласитесь.
Город принарядился. Стал ухоженней, "набрал жирок". У меня вдруг появились любимые места. Театр Антрепризы Андрея Миронова. Пышечная. Та самая. Там и по сей день очереди.
А ещё Марсово поле. Лопухинский сад, Ленполиграфмаш - туда я долго ездила на занятия живописью в студию. Петроградская сторона вообще. Потому что я там родилась. А ещё набережная Невы. Там когда-то в укромном уголке была шашлычная у Рафа. Там я впервы
Название картины нас прямо отсылают к Венере, или Афродите, выходящей из пены. В статье о Борисе Кустодиеве я отмечала юмор художника. И решив поделиться этим произведением с вами, я лежу на кровати и улыбаюсь от души, а внутри посмеиваюсь. Вполне возможно, что чувство юмора помогало ему пережить его болезнь. И жизнерадостность, о которой я тоже писала в своей статье. Вы сообразили почему?
Галерею графики в Эрмитаже организовали всего год назад. И правда, в хранилищах музея более шестисот тысяч экземпляров рисунков, гравюр. Так почему ж не показывать их зрителю? Раз в четыре месяца экспозиция меняется. В этот раз я пришла получить удовольствие от нидерландской гравюры. Ожидала меньшего, а увидела религиозные сюжеты, мифологию, наставления, пейзажи, сценки из жизни, натюрморты и многое другое.
Приходит весна и меня манит на улицу. Поначалу сложно. За год отвыкаю напрочь от работы на пленэре. Дома в мастерской и сет ровный, ветер не дует, нет постоянно движущейся и изменчивой натуры.
И всё же пленэр это здорово. Люди, городская среда всё это живое. И всё в итоге сохраняется в памяти, чтобы потом в какой-то момент яркой вспышкой направить меня к холсту.
Его детство пришлось на блокадное время. Мальчик выжил, а родители нет. Такое время. Выучился в Академии художеств имени Ильи Репина. Здесь сразу хочу отметить интересный момент. Учителя. Насколько они были не похожи друг на друга в творчестве. Иосиф Серебряный, автор плакатов военного времени, знаменитых, между прочим. Написал серию портретов партизан, некоторые из которых можно было увидеть на недавно закончившейся выставке в Русском музее, посвященной 80-летию снятия Блокады Ленинграда. Надо думать, он давал своим ученикам хорошую живописную базу, при этом не ломал творческую личность. Соцреализма в творчестве Аршакуни и в как не бывало. Удивительно, да? Иначе разве мы бы
Первые предметы искусства. Венера Палеолитическая и наскальная живопись
Хороши? Вам что больше нравится? Петроглифы мы пробовали копировать на уроках живописи. Чего только мы не делали, мда. Зато интересный эксперимент. Древним человеком я себя не представила, но процесс увлекательный. Сегодня наскальная живопись редкая редкость. К местам, где есть петроглифы и где это возможно, водят экскурсии. Фигурки Венер можно увидеть в музее за стеклом. Слишком древние и хрупкие. Когда смотришь на первые рисунки человека, фигурки Венер, тянет улыбнуться. Ну что это такое? Примитивные, все просто. Сможет даже и ребенок. Собственно, как и рисунки детей, наскальную живопись и маленькие скульптуры Венер с
Как нельзя подходит к сегодняшнему майскому дню. В Петербург наконец-то пришло тепло. Солнце заливает дворы и улицы. Для школьников последние, расслабленные деньки в школе, когда уже нещадно хочется уехать на дачу, на природу и отдыхать. Совершенно невозможно сосредоточиться. Контрольные уже все написаны. А для старшеклассников наступает непростое время перед сдачей выпускных экзаменов. Но я не школьница уже, слава Богу. Поэтому воскресная картина советского художника Вениамина Борисова. Она про лето. Ведь кто знает, в нашем городе эти деньки вполне могут оказаться "летом". Тьфу-тьфу-тьфу. Она про отдых. И ничегонеделание. Ведь как еще можно назвать сидени
Британская королевская семья. Парадный портрет, Люсьен Фрейд и другие
Ведь чего ожидаешь от парадного официального портрета? Как минимум, что он - портрет - будет реалистичен. Но против вкуса каждого конкретного человека не попрешь. И если среднестатистическому человеку, казалось бы, позволено больше в силу того, что его портрет вряд ли вызовет сильное брожение среди людей по всему миру, то известные персоны в определенной мере ограничены. Я высказываю эту мысль как некую социальную рамку. Если бы этой рамки не было, то любой портрет любого человека не вызывал бы бурной реакции. Но вдруг королевская семья нарушает эту традицию. И странный портрет Королевы Елизаветы II пишет Люсьен Фрейд.
Думаю, сегодня уместней всего будет написать про Сергея Андрияку. Кстати, его отец тоже художник. Еще одна династия. Ну да ладно. Сегодня не о династиях, а о еще одном мастере акварели.
Мне кажется важным передавать свое мастерство. Соглашусь, не все мастера и профессионалы умеют и могут преподавать. Но обязаны хотя бы попробовать. Во всяком случае светлого и радостного от того, что люди попробуют себя в творчестве, станет в мире намного больше. Творчество такая сфера, что полезна любому. Отвлекусь.
Давеча была в Эрмитаже в галерее рисунка на выставке Нидерландской гравюры. А там зальчики расположены в таком месте, что вот не знаешь, просто так не попадешь. На третьем э
Первое, что сделали соседи по нашему дому - посадили сирень. Еще не накатали асфальт и не пришли работники разметить дорожки, а тонкие веточки сирени уже были посажены. С тех пор для меня самое любимое время, когда под окнами зацветает сирень. Аромат вплывает в окна и я понимаю - уже почти лето. Нет, уже лето!! Волшебное время. А еще сирень на Марсовом поле. Мне думается, из цветения сирени можно сделать городской праздник. Праздник цветения сирени. Когда на Марсовом зацветала сирень, в юности, я понимала, что скоро закончится учеба и мы поедем в пионерский лагерь, в деревню. Вообще, свобода!
Гравюра не слишком популярное направление в искусстве. Но если присмотреться, очень интересное. Особенно интересное в момент расцвета этого направления.
Выставка гравюр отражает, я бы сказала, всю полноту жизни того времени. Да, может быть слегка сложной для восприятия, всё же это не полноцветная реалистичная живопись. Тут нужна изрядная фантазия.
Всё же небольшое знакомство с гравюрой своей видео возможно вас сподвигнет заинтересоваться и исходить на выставку. Если вы живете в Санкт-петербурге.
Ох уж этот символизм. Сложно описать свои эмоции, когда вижу произведения символистов. Что написано хорошо, безусловно имеет право на жизнь. Даже если у зрителя, а я в данном случае имею ввиду себя, слегка подергивается глаз. Поэтому выбирая произведения для сегодняшней статьи, я постаралась минимизировать активно символичные и абстрактные произведения. Простите. Может, повлияла вчерашняя магнитная буря. Оставим их на следующий раз, когда будет соответствующий настрой поразбираться с чем-то этаким необычным.
Художник Филипп де Ласло оставил множество портретов венгеоской аристократии и монархов. Родился в Венгрии, но жил в основном в Лондоне. Удостоился звания рыцаря в Англии, получил дворянство от императора Австрии и короля Венгрии Франца Иосифа I. Удостоен множества наград и почестей.
Сколько в нашей стране людей? 140 миллионов? И практически в каждой семье есть бабушки, дедушки участники Великой Отечественной. Вдумайтесь. 140 миллионов людей. Цифра просто огромна. Какой ценой с нашей земли наши такие родные, любимые дедушки и бабушки прогнали врага.
Невозможно представить эти годы, которые все мы, а это в какой-то мере и мы, пережили в экстремальной обстановке. Когда нужно было отдавать всё для победы и даже чуточку больше.
Вообще, что такое династия? От отца к сыну одно дело. Если задуматься, династия признак мастерства. Страна, место, где много династий можно назвать уникальным. Ведь династия собирает из поколения в поколение методы, секреты, особенности ремесла, которым занимается.
Не знала о таком, а тут наткнулась на информацию и посетила.
Интересно то, что на некоторых выставках присутствуют разделы, касающиеся театра. Костюмы, афиши, эскизы сцен и занавеса. Всё это формирует особую ауру вокруг танца и музыки.
Мудро приглашать для работы над цветом, композицией сцены самых лучших художников. Как сотни лет назад в Италии приглашали храмы расписывать лучших. Благодаря им, сегодня мы восхищаемся великолепными фресками.
Через лучшее, вызывающее восторг, восхищение легче всего достучаться до души человека. Опасное и прекрасное орудие - творчество. Вовлекающее, вызывающее желание открыться.
Сам музей оказался насыщенным информацией нас
Комментарии 3