Латвию я так и не полюбила. Не мое. Даже в Юрмале на побережье меня не оставляли мысли о том, что здесь я чувствую себя неуютно. Мрачная Рига, куда я приехала в дождь. Разве что пребывание в ней скрасил рижский национальный художественный музей и выглянувшее солнце в момент, когда я гуляла около дома Черноголовых.
Тем не менее там было и несколько приятных моментов. Запомнилась Дундага, шампиньоны где-то далеко в лесу, кажется это был Слитерский национальный парк, симпатичный городок Елгава, мельчайший почти белый песок на пляже и темные волны Балтики, вкуснейший сыр с тмином и глазированные сырки Карумс. В один из своих приездов в Латвию зашла в книжный и, как часто это делаю в поездках, купила художественный альбом.
Женщина в розовых чулках.Г.Элиас
Не всегда получается купить альбомы с работами местных художников, а тут повезло. Альбом с латвийскими фовистами. Необычно, согласитесь. Один из них. Знакомьтесь. Гедерт Элиас. Российский-советский художник.
Чувствуется французское влияние в его живописи. А вообще, как многие его современники, учился много где.
У окна. Рига.Г.Элиас
Я не зря написала о том, что Рига сумрачной для меня осталась в памяти. Тут, в картинах, неожиданно совсем другое впечатление. Будто я во Франции. Собственно она и чувствуется. Но есть и детали, которые нас отсылают к другому пространству. Все же Франция, несмотря на то, что больше Латвии, миниатюрная. За исключением готических соборов, там все словно игрушечное. Изящное, даже если старое и ветхое. Мы как-то поехали совсем в глубинку и там пошли в гости к графам. Настоящим графам. Живут они в шато, то есть замке. Не знаю как сейчас, но тогда эти потомки графов благополучно занимались сельхоздеятельностью. Разводили коров, что-то сеяли на полях. Вполне себе крестьяне. Только графы. Их дом (замок) произвел на меня интересное впечатление в целом ветхостью. Знаете, о таком у нас говорят "остатки былой роскоши". Снаружи производит впечатление небольшого здания. Компактный и простой внешне. Изнутри словно попадаешь в питерскую коммуналку. Старые обои, затертые фрески на стенах. Огромный, выше человеческого роста камин с тлеющим бревном. Высокие потолки. Сразу возникает ощущение большого и не слишком уютного помещения.
Это ощущение, слепок с узеньких французских улочек с домами из туфа впритык друг к другу есть в этих картинах. Нет ощущения того тепла, которым пропитаны улочки и дома во Франции. Художник убрал свет и солнце из своих картин. Добавил холодной Балтики.
Девочка за столом. Г.Элиас
А пишу я это потому, чтобы вы лучше уловили мою мысль. Здесь тот случай, когда я вижу в картинах больше Матисса, чем Элиаса. Впрочем отличие есть. Матисс более жизнерадостный, солнечный, прозрачный.
Посмотрите картины Элиаса. Его живопись более плотная, вязкая. Черная обводка собирает фигуру женщины, отделяет ее от окружающего пространства.
Майя с зонтиком. Г.Элиас
Вообще, здесь фовизм вполне интеллигентный, если можно так выразиться. Нет бьющих через край цветов. В нем есть прибалтийская сдержанность.
Пейзаж с красными крышами
Упрощение и обобщение, обводка делают его картины похожими на мозаику. Посмотрите на "Пейзаж с красными крышами". Сиреневое облако напоминает опрокинутую бутылку.
Пространство настолько трансформировано, что в общем даже сложно представить пейзаж. С одной стороны. Но есть в нем ощущение осени после ливня. Лужи. Бутылочная туча уплывает дальше. Небо отражается в мокрой земле и мокрой природе. Яркое закатное солнце осветило осенние деревья.
Пейзаж с красными крышами. Г.Элиас
Две женщины в комнате
Есть какая-то интимность в том, что художник не прописал лица женщин. Странно, с одной стороны. Красивая по цвету работа, тонкая. И вдруг женщины без лиц. В том, как они сидят есть и диалог и его отсутствие. Молчание. Тишина. Словно они боятся разрушить нечто. Сочетание цветов платьев заставляет глаз зрителя переходить вниманием от одной женщины к другой. Художник усиливает фигуру сидящей на окне обводкой.
Две женщины в комнате. Г.Элиас
Райский сад (Эдем)
Не говоря уже о том, что здесь библейский сюжет, картина смотрится символично. В то же время, если отойти от символического значения и сюжета, она вполне прозаична и даже реалистична.
Обращу и в этой картине ваше внимание на то, как пишет солнечные блики художник. Кажется немного странным такой метод. Тем не менее тела горят, они горячие. Настолько, насколько возможно. Северный райский сад.
Райский сад. Г.Элиас
Завтрак
Интересное ощущение упорядоченности возникает, когда смотрю на эту картину. Аккуратный орнамент обоев. Четкий рисунок платья девушки. Вазочки, посуда аккуратно расставлены. Порядок во всем. Структурность. И скучающая, может быть сонная, девушка задумчиво с чайной ложечкой в руке.
Если сравнивать с Матиссом, у него орнаменты прозрачные и свободные. В его неправильностях рисунка нет нарочитости. Здесь же тоже есть неправильность. Присмотритесь к форме ваз. Видите? Неправильности в его картинах как средство выразительности. Упрощение форм, большие цветовые пятна требуют какой-то неправильности. И она проявляется в формах.
Произведениями художников советского периода и современного искусства, благодаря коллекционеру Владимиру Ильичу Некрасову. Данный дар, часть коллекции Владимира Ильича. Здесь хочу сделать ремарку для тех, кто не знает или мало интересуется искусством. Имеет смысл сказать, что некоторые коллекционеры сосредотачиваются на одном направлении в искусстве и постепенно собирают подборку произведений авторов, работающих именно в нем. Но даже и в таком виде, есть любимые авторы и нет. И есть коллекционеры, которые интересуются разными направлениями и постепенно формируют свои коллекции из подборок разных произведений/авторов. Владимир Ильич Некрасов именно из это
О коллекционерах я уже писала. В том числе об императоре Николае III, чья коллекция произведений искусства легла в основу коллекции Русского музея.
Несколько дней назад открылась выставка произведений коллекции Владимира Некрасова. Порядка двухсот произведений советских и российских художников, представителей соцреализма и современного искусства.
Любопытные подборки, о которых я расскажу отдельно.
А пока видео-анонс.
С городом я подружилась не сразу. А полюбила и вовсе не так давно.
Случилось это в момент, когда я оглянулась вокруг и вдруг увидела весёлых и расслабленных жителей. Ну не могут весёлые и приятные люди жить в плохом месте, согласитесь.
Город принарядился. Стал ухоженней, "набрал жирок". У меня вдруг появились любимые места. Театр Антрепризы Андрея Миронова. Пышечная. Та самая. Там и по сей день очереди.
А ещё Марсово поле. Лопухинский сад, Ленполиграфмаш - туда я долго ездила на занятия живописью в студию. Петроградская сторона вообще. Потому что я там родилась. А ещё набережная Невы. Там когда-то в укромном уголке была шашлычная у Рафа. Там я впервы
Название картины нас прямо отсылают к Венере, или Афродите, выходящей из пены. В статье о Борисе Кустодиеве я отмечала юмор художника. И решив поделиться этим произведением с вами, я лежу на кровати и улыбаюсь от души, а внутри посмеиваюсь. Вполне возможно, что чувство юмора помогало ему пережить его болезнь. И жизнерадостность, о которой я тоже писала в своей статье. Вы сообразили почему?
Галерею графики в Эрмитаже организовали всего год назад. И правда, в хранилищах музея более шестисот тысяч экземпляров рисунков, гравюр. Так почему ж не показывать их зрителю? Раз в четыре месяца экспозиция меняется. В этот раз я пришла получить удовольствие от нидерландской гравюры. Ожидала меньшего, а увидела религиозные сюжеты, мифологию, наставления, пейзажи, сценки из жизни, натюрморты и многое другое.
Приходит весна и меня манит на улицу. Поначалу сложно. За год отвыкаю напрочь от работы на пленэре. Дома в мастерской и сет ровный, ветер не дует, нет постоянно движущейся и изменчивой натуры.
И всё же пленэр это здорово. Люди, городская среда всё это живое. И всё в итоге сохраняется в памяти, чтобы потом в какой-то момент яркой вспышкой направить меня к холсту.
Его детство пришлось на блокадное время. Мальчик выжил, а родители нет. Такое время. Выучился в Академии художеств имени Ильи Репина. Здесь сразу хочу отметить интересный момент. Учителя. Насколько они были не похожи друг на друга в творчестве. Иосиф Серебряный, автор плакатов военного времени, знаменитых, между прочим. Написал серию портретов партизан, некоторые из которых можно было увидеть на недавно закончившейся выставке в Русском музее, посвященной 80-летию снятия Блокады Ленинграда. Надо думать, он давал своим ученикам хорошую живописную базу, при этом не ломал творческую личность. Соцреализма в творчестве Аршакуни и в как не бывало. Удивительно, да? Иначе разве мы бы
Первые предметы искусства. Венера Палеолитическая и наскальная живопись
Хороши? Вам что больше нравится? Петроглифы мы пробовали копировать на уроках живописи. Чего только мы не делали, мда. Зато интересный эксперимент. Древним человеком я себя не представила, но процесс увлекательный. Сегодня наскальная живопись редкая редкость. К местам, где есть петроглифы и где это возможно, водят экскурсии. Фигурки Венер можно увидеть в музее за стеклом. Слишком древние и хрупкие. Когда смотришь на первые рисунки человека, фигурки Венер, тянет улыбнуться. Ну что это такое? Примитивные, все просто. Сможет даже и ребенок. Собственно, как и рисунки детей, наскальную живопись и маленькие скульптуры Венер с
Как нельзя подходит к сегодняшнему майскому дню. В Петербург наконец-то пришло тепло. Солнце заливает дворы и улицы. Для школьников последние, расслабленные деньки в школе, когда уже нещадно хочется уехать на дачу, на природу и отдыхать. Совершенно невозможно сосредоточиться. Контрольные уже все написаны. А для старшеклассников наступает непростое время перед сдачей выпускных экзаменов. Но я не школьница уже, слава Богу. Поэтому воскресная картина советского художника Вениамина Борисова. Она про лето. Ведь кто знает, в нашем городе эти деньки вполне могут оказаться "летом". Тьфу-тьфу-тьфу. Она про отдых. И ничегонеделание. Ведь как еще можно назвать сидени
Британская королевская семья. Парадный портрет, Люсьен Фрейд и другие
Ведь чего ожидаешь от парадного официального портрета? Как минимум, что он - портрет - будет реалистичен. Но против вкуса каждого конкретного человека не попрешь. И если среднестатистическому человеку, казалось бы, позволено больше в силу того, что его портрет вряд ли вызовет сильное брожение среди людей по всему миру, то известные персоны в определенной мере ограничены. Я высказываю эту мысль как некую социальную рамку. Если бы этой рамки не было, то любой портрет любого человека не вызывал бы бурной реакции. Но вдруг королевская семья нарушает эту традицию. И странный портрет Королевы Елизаветы II пишет Люсьен Фрейд.
Думаю, сегодня уместней всего будет написать про Сергея Андрияку. Кстати, его отец тоже художник. Еще одна династия. Ну да ладно. Сегодня не о династиях, а о еще одном мастере акварели.
Мне кажется важным передавать свое мастерство. Соглашусь, не все мастера и профессионалы умеют и могут преподавать. Но обязаны хотя бы попробовать. Во всяком случае светлого и радостного от того, что люди попробуют себя в творчестве, станет в мире намного больше. Творчество такая сфера, что полезна любому. Отвлекусь.
Давеча была в Эрмитаже в галерее рисунка на выставке Нидерландской гравюры. А там зальчики расположены в таком месте, что вот не знаешь, просто так не попадешь. На третьем э
Первое, что сделали соседи по нашему дому - посадили сирень. Еще не накатали асфальт и не пришли работники разметить дорожки, а тонкие веточки сирени уже были посажены. С тех пор для меня самое любимое время, когда под окнами зацветает сирень. Аромат вплывает в окна и я понимаю - уже почти лето. Нет, уже лето!! Волшебное время. А еще сирень на Марсовом поле. Мне думается, из цветения сирени можно сделать городской праздник. Праздник цветения сирени. Когда на Марсовом зацветала сирень, в юности, я понимала, что скоро закончится учеба и мы поедем в пионерский лагерь, в деревню. Вообще, свобода!
Гравюра не слишком популярное направление в искусстве. Но если присмотреться, очень интересное. Особенно интересное в момент расцвета этого направления.
Выставка гравюр отражает, я бы сказала, всю полноту жизни того времени. Да, может быть слегка сложной для восприятия, всё же это не полноцветная реалистичная живопись. Тут нужна изрядная фантазия.
Всё же небольшое знакомство с гравюрой своей видео возможно вас сподвигнет заинтересоваться и исходить на выставку. Если вы живете в Санкт-петербурге.
Ох уж этот символизм. Сложно описать свои эмоции, когда вижу произведения символистов. Что написано хорошо, безусловно имеет право на жизнь. Даже если у зрителя, а я в данном случае имею ввиду себя, слегка подергивается глаз. Поэтому выбирая произведения для сегодняшней статьи, я постаралась минимизировать активно символичные и абстрактные произведения. Простите. Может, повлияла вчерашняя магнитная буря. Оставим их на следующий раз, когда будет соответствующий настрой поразбираться с чем-то этаким необычным.
Художник Филипп де Ласло оставил множество портретов венгеоской аристократии и монархов. Родился в Венгрии, но жил в основном в Лондоне. Удостоился звания рыцаря в Англии, получил дворянство от императора Австрии и короля Венгрии Франца Иосифа I. Удостоен множества наград и почестей.
Сколько в нашей стране людей? 140 миллионов? И практически в каждой семье есть бабушки, дедушки участники Великой Отечественной. Вдумайтесь. 140 миллионов людей. Цифра просто огромна. Какой ценой с нашей земли наши такие родные, любимые дедушки и бабушки прогнали врага.
Невозможно представить эти годы, которые все мы, а это в какой-то мере и мы, пережили в экстремальной обстановке. Когда нужно было отдавать всё для победы и даже чуточку больше.
Вообще, что такое династия? От отца к сыну одно дело. Если задуматься, династия признак мастерства. Страна, место, где много династий можно назвать уникальным. Ведь династия собирает из поколения в поколение методы, секреты, особенности ремесла, которым занимается.
Не знала о таком, а тут наткнулась на информацию и посетила.
Интересно то, что на некоторых выставках присутствуют разделы, касающиеся театра. Костюмы, афиши, эскизы сцен и занавеса. Всё это формирует особую ауру вокруг танца и музыки.
Мудро приглашать для работы над цветом, композицией сцены самых лучших художников. Как сотни лет назад в Италии приглашали храмы расписывать лучших. Благодаря им, сегодня мы восхищаемся великолепными фресками.
Через лучшее, вызывающее восторг, восхищение легче всего достучаться до души человека. Опасное и прекрасное орудие - творчество. Вовлекающее, вызывающее желание открыться.
Сам музей оказался насыщенным информацией нас
Комментарии 2