Часть I. Вероучение
Глава первая. Источники христианского учения
"Откровение"
В начале каждого дня, на богослужении, называемом «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне!» (Псалом117:26–27). Бог явил нам себя , – в этой строке из Библии заключена первооснова христианского учения.
Конечно, самая сокровенная Божья сущность не может быть воспринята тварными существами, но Он действительно открыл о Себе всё, что только человек может видеть и понимать в проявлениях Его природы и воли. Эта полнота и совершенство Божьего самооткровения были выявлены в Сыне Его Иисусе Христе, восполнив все постепенные и частичные откровения Ветхого Завета.
Иисус Христос воистину есть Тот, о Чьём приходе сказано: «Благословен грядый во Имя Господне».Сначала люди обращались ко Христу, называя Его «Равви», что означает «Учитель», а его последователи назывались «учениками». Он и пришёл прежде всего как посланный Богом Учитель, чтобы научить людей познавать Его. Но Христос-Учитель – это лишь одна из сторон облика Христа-Мессии. (Греческое слово «Христос» есть перевод еврейского «Мессия», что значит «Помазанник Божий».)
«Когда придёт Мессия, – гласит пророчество, – Сам Бог будет учить людей» (пророк Исаия 54:13, Евангелие от Иоанна 6:45). Христос тоже много раз утверждал, что Его слова – это слова Божьи, и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники (Евангелие от Матфея 7:29); отвергавших же Его учение Он обвинял в том, что они отвергают Самого Бога."Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня… Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Итак, что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец». (Евангелие от Иоанна 12:44–45 и 49–50)
Иисус Христос называл Себя «Истиной» (Евангелие от Иоанна14. 6) и «Светом» (Евангелие от Иоанна 8:12), и не только передавал Божье Слово, но именно Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти – вечным и нетварным Логосом, ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир смог познать Бога. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Евангелие от Иоанна 1:1–18. Евангелие, читаемое на Пасхальной Литургии в Православной Церкви).
Итак, Иисус Христос – Божье Слово во плоти человеческой – пришёл учить людей Своим присутствием. Своими словами и Своими делами, а Его ученики были посланы в мир, чтобы «научить все народы», преподав им Его Самого и Его Евангелие (что буквально означает «Благие вести» Царства Божьего). Те, кого Он послал, называются апостолы , то есть «посланные». Апостолы же были непосредственно вдохновлены Святым Духом Божьим, Духом Истины (Евангелие от Иоанна 15:26). В Писании говорится, что ранняя Церковь «пребывала в учении Апостолов» (Деяния апостолов 2:42), которое и стало учением Христианской Церкви, и принимается каждым христианином как Божье учение о вечной жизни. Им всё человечество и весь мир – просвещаются и спасаются.
Конечно, самооткровение Бога в истории человечества через избранный народ Израиля – важнее и полнее всех других откровений, потому что оно было подготовкой к приходу Самого Христа-Мессии, но однако, по учению Христианской Церкви, всякое искреннее стремление людей к истине – исполняется во Христе и всякое подлинное прозрение о смысле жизни – находит своё совершенное выражение в Евангелии. Святые Отцы Церкви учили, что и духовные предчувствия языческих религий, и мудрость многих философов также способны подготовить людей к принятию христианства и стать реальными путями к единой Правде Божьей. Потому что Божье Слово и «Премудрость явлены всем, а Божественный Свет «просвещает всякого человека, приходящего в мир». Свет этот и есть Слово Божье – Иисус из Назарета – совершеннейшее и полнейшее откровение Божье миру о Самом Себе.
Таким образом, в Ветхом Завете, в Церкви Нового Завета, в житиях святых, в мудрости Отцов Церкви, в красоте творения, и особенно в полноте совершенства Иисуса Христа, Сына Божия, – Бог являет Себя, изрекает, действует…
Если мы хотим услышать Его зов и увидеть, как Он открывает Себя в мире, мы должны очистить наши ум и сердце от всякого зла и лжи, стремиться полюбить истину, полюбить друг друга и всё творение Божье, потому что оно «хорошо весьма» (Книга Бытие 1:31). Только следуя этому и открыв себя Божьей Благодати, мы сумеем правильно понять Писание и войти в живое общение с Истинным Живым Богом, который всегда являет Себя тем, кто Его любит.
(протопресвитер Фома Хопко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев