Напоминание об обязательности Хаджа и его великих достоинствах .
Условия обязательности Хаджа и Умры.
Хадж и Умра являются обязательными при наличии следующих условий:
1 ― Ислам;
2 ― Разум;
3 ― Половое созревание;
4 ― Свобода, (иначе говоря, человек не является рабом);
5 ― Возможность.
То есть, Хадж и Умра являются обязательными для каждого разумного, совершеннолетнего, свободного мусульманина, имеющего возможность их совершить.
А для женщин существует еще и шестое условие, а это наличие близкого родственника (махрама), который будет сопровождать их в пути.
Неверующему не приказывают совершать Хадж и Умру, пока он не примет Ислам. И даже если он их совершит, то они не будут действительными. Неверующего необходимо призывать к основам, то есть к вере (иману).
Также и сумасшедший, у которого нет разума, не обязан совершать Хадж и Умру, и даже если он совершит их, они не будут действительными, ибо у него нет разума. Ведь, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и от сумасшедшего, пока его разум не вернется к нему».
Абу Дауд, 4403.
Также ребенок (не достигший половой зрелости) и раб не обязаны совершать Хадж и Умру, но если они все-таки совершат Хадж или Умру, то это запишется им как дополнительное (желательное) поклонение, и тот, кто сопровождал их, получит награду.
Передают со слов ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил в ар-Раухе группу людей, ехавших верхом на верблюдах, и спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мусульмане», и в свою очередь спросили его: «А кто ты?» Он сказал: «Посланник Аллаха». Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: «Будет ли действительным его Хадж?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, а награда за это достанется тебе». Муслим, 1336.
Сообщается, что ас-Саиб ибн Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Родители взяли меня с собой для совершения Хаджа вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда мне было семь лет».
Аль-Бухари, 1858.
Для ребенка и раба этот Хадж не записывается как обязательный, то есть они должны будут совершить Хадж еще раз, когда ребенок достигнет половой зрелости, а раб получит свободу.
Сообщается, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Заучите от меня следующие слова, но не говорите: ″Сказал ибн ’Аббас″. Если раб совершил Хадж вместе со своим владельцем, а затем получил свободу, то он обязан совершить Хадж (еще раз). Если ребенок совершил Хадж вместе со своей семьей, а затем достиг половой зрелости, то он обязан совершить Хадж, (который совершают) мужчины».
Передал ибн Аби Шейба, 14875. Иснад достоверный.
Имам аль-Бейхакъи (4/325) передал этот хадис как слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И слова ибн ’Аббаса: «Заучите от меня следующие слова, но не говорите: ″Сказал ибн ’Аббас″», указывают на то, что следующие слова принадлежат именно Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Что касается пятого условия, то это возможность совершить Хадж и Умру, а под возможностью имеют в виду физическую и материальную возможности.
Аллах Всевышний сказал: «Люди обязаны перед Аллахом совершить Хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь». (Сура Али-Имран, аят 97)
Если человек не имеет возможности совершить Хадж и Умру, например, из-за старости, или из-за болезни, при которой нет надежды на выздоровление, или из-за отсутствия денег, то Хадж и Умра не являются для него обязательными.
Если человек не имеет физической возможности совершить Хадж и Умру, но у него есть деньги, то он обязан нанять того, кто совершит за него Хадж и Умру.
Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни Хадж, ни Умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши Хадж и Умру за своего отца».
Ат-Тирмизи, 930.
Также сообщается со слов ’Абдуллаха ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что, однажды, одна женщина из племени хас’ам подошла (к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует), чтобы спросить совета, и сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Аллах обязал Своих рабов совершать Хадж тогда, когда мой отец уже достиг глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить Хадж за него?» — и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Да", а было это во время прощального паломничества.
Аль-Бухари, 1854; Муслим, 1334.
В этом хадисе также указание на то, что женщина может совершать хадж за мужчину.
Если кто-то умер, не совершив Хадж, и оставил после себя имущество, то из оставленного им наследства берется необходимая сумма для того, чтобы нанять кого-то совершить за него Хадж.
Сообщается со слов Бурайды ибн аль-Хусейба, что, однажды, у одной женщины умерла мать и эта женщина спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Моя мать никогда не совершала Хадж, так могу ли я совершить Хадж за неё?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши Хадж за неё».
Муслим, 1149.
Женщина, имеющая физическую и материальную возможность совершить Хадж или Умру, все равно не сможет их совершить до тех пор, пока у нее не будет близкого родственника (махрама), который бы сопровождал ее в пути.
Передают, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Я слышал, как однажды во время проповеди Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Мужчине ни в коем случае не следует оставаться наедине с посторонней женщиной, если не будет с ней близкого родственника (махрама), и не следует женщине пускаться в путь, если не будет с ней близкого родственника (махрама)!″
Услышав эти слова, один человек сказал: ″О Посланник Аллаха, моя жена отправилась в Хадж, а я зачислен в боевой отряд для участия в таком-то походе″. На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Отправляйся в путь и соверши Хадж вместе с женой″».
Аль-Бухари, 1862; Муслим, 1341.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал этому человеку оставить джихад и отправиться в Хадж вместе со своей супругой.
Если женщина совершит Хадж без близкого родственника (махрама), её Хадж будет действительным, но ей запишется грех за то, что она отправилась в путешествие без близкого родственника.
Если же женщина живет в Мекке, то она может совершить Хадж вместе с группой надежных женщин, ибо для нее Хадж уже не является путешествием, следовательно, её не обязан сопровождать близкий родственник.
А близкими родственниками (махрамами) женщины являются её муж и те люди, за которых она никогда не может выйти замуж из-за прямых родственных связей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев