Этот день отмечается накануне начала Страстной недели и напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его Воскресению.
В субботу Иисус сотворил чудо и воскресил Лазаря из Вифании. Это потрясло присутствовавших. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа именно после этого события.
На следующий день, в воскресенье, он вошел в Иерусалим, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Иисус въехал в город на молодом осле, как Давид после битвы над Голиафом. Его встречали как победителя, приветствовали пальмовыми ветвями и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой он ехал, люди бросали пальмовые ветви и стелили одежды. Именно отсюда берет корни западная традиция освящать пальмовые ветви. В России их заменила верба.
Положительные свойства вербы, по-видимому, были в немалой степени связаны с «вербою, как общепринятым знамением тех зеленых ваий, с которыми встречен был Спаситель при входе в Иерусалим». К празднику Ваий у всех славян принято было срезать молодые прутья вербы с пушистыми «распуколками» и освящать их в храмах. Из-за этого обычая в русском церковнославянском месяцеслове даже неделя Ваий обыкновенно называлась Вербною неделей, вербницей, вербичем. Название это дано неделе Ваий у нас потому, что по климатическим условиям наших стран на праздник Входа Господня в Иерусалим положено в церкви освящать вербу, которая скорее других деревьев распускает почки. При этом приготовление к празднику вербных веток в древности представляло собой особый обряд, в котором очень живое участие принимали все от царя до простолюдина.
Освященная в храме на праздник верба чрезвычайно почиталась среди славян и воспринималась ими как сакральный предмет необыкновенной силы. Ее почитали как целебное средство от разных болезней и порчи, равно спасительное и для людей, и для домашнего скота. Например, отваром освященной вербы купали детей «на здравие тела», а от переполоха (испуга) вбивали в стену колышек вербы, заостренный в виде гвоздя. Кроме того, освященную вербу часто использовали как профилактическое или лечебное средство от лихорадки: например, с этой целью во многих местах ели сами, а иногда давали есть и скоту девять распуколок (шишечек) с освященной вербы. Почки освященной вербы особенно советовали есть бесплодным женщинам; их также иногда давали есть кликушам, полагая, что это изгонит из них злого духа. В некоторых местах освященную вербу растирали в порошок и засыпали им раны.
У всех восточных, а кое-где и у западных славян было хорошо известно хлестание вербой как профилактическое средство от болезней, порчи и бед. Например, вернувшись из церкви в Вербное воскресенье, русские стегали друг друга прутьями освященной вербы, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Тех же, кто проспал заутреню, хлестали посильнее с приговоркою: «Верба хлес — бей до слез». Нередко делали еще и так: проспавших заутреню ударяли освященной вербой и обливали водой, приговаривая: «Буль великий, як верба, а здоровий, як вода'.»; считалось, что это дарует здоровье и красоту, предохраняет от сонливости, лихорадки и пр.
Широко использовалась освященная верба и для защиты от грома, молнии, бури. Так, во многих местах принято было только что освященную вербу втыкать за образа, в потолки домов и хлевов для ограждения зданий от грозы, молнии и пожара; кое-где даже особо ставили освященную вербу во время грозы на окнах домов, полагая, что это убережет от грома и молнии.
Освященную вербу при грозе жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу, и дьявол при этом не прятался в трубе»; иногда мелкие ветки вербы сжигали в печке, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, чтобы она рассеялась.
В некоторых поверьях прослеживается прямая связь вербы с небом и солнцем или молнией, а также с небесными водами. Так, например, в веснянках решето — символ солнца — оказывается помещенным на вербе; в загадках верба — это солнце; в северорусских свадебных песнях «золотая верба» напрямую соотносится с Божьим храмом. В некоторых заговорах верба, наряду с дубом, березой и некоторыми другими деревьями, выступает как «мировое дерево», центр мироздания (а мировое дерево — это олицетворение дождевых туч). По-видимому, верба, как и некоторые другие деревья, в древности выступала как олицетворение грозы, молнии, облаков, несущих дождь; отсюда и представление о том, что верба имеет власть над погодой, может защитить от бури, молнии, грозы и грома.
В настоящее время веточки вербы символизируют победу жизни над смертью.
#музейнароднойкультуры31 #музей #бгмнк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев