https://бгмнк.рф/ праздничный головной убор «сорока» (входит в состав женского костюмного комплекса с понёвой, распространённого в белгородско-воронежском регионе нашей области).
Богато украшенный золотным шитьём, позументом и солярными символами убор состоит трёх частей. Основная – это кичка (волосник) с завязками и передней частью на твёрдой основе, оканчивающейся обращёнными назад «рожками». Сзади волосы закрывала вторая часть убора – позатылень, а на «рожки» надевалась расшитая золотной нитью шапочка-сорока. Наличие рожек восходит ещё к древним культам рогатых животных, покровительство которых даровало плодородие и достаток – что было жизненно необходимо женщине-крестьянке в её заботах о благе и здоровье семьи, традиционно большой. Небесная лосиха сохранилась во множестве русских вышивок, особенно в северной одежде и рушниках. Можно вспомнить славянские мифы о небесной корове Земун, из молока которой разлился галактический Млечный Путь (Молочная река, текущая по саду Ирия). Коровы-созидательницы есть во многих религиях. Параллели коровы Земун можно найти в верованиях Египта (богиня неба Хатор), Индии, где до сих пор коровы являются священным и неприкосновенным животным. Согласно традиционным для Индии историческим Писаниям, первая корова, Мать Сурабхи, была одним из сокровищ, попавших к нам из космического океана, и все «пять продуктов коровы» (панча-гавия) — молоко, творог, масло, моча и навоз — считались очищающими. Покровительницей рода корова является у лакцев и лезгин.
А что сегодня? В контексте борьбы христианства с бытовавшими до него традиционными верованиями наших предков рога стали атрибутом бесовским. Но почему именно рога? Облик бесов – как существ потустороннего мира, нематериален, и создавался по видениям и представлениям, результаты которых мы можем видеть в иконографии, рассказывающей, например, о сюжетах из жития святого мученика Никиты или раннехристианской мученицы Марины Антиохийской (см. икону «Святая Марина, побивающая беса»). К теме рогов как атрибута утерявших связь с высшим, божественным, олицетворением которого являются небеса, также можно вспомнить рассказы древних преданий о том, что лобные бугры у таких «утерявших связь с небом» могли видоизмениться и приобрести вид таких вот отростков (читай – обрубков)… Не от тех ли времён стародавних такие ассоциативные видения христианских мучеников? Но это к теме отдельного исследования. А как выглядели такие вот «падшие ангелы», можно предположить, глядя на экзотические ухищрения любителей «прикольного прикида» – с пирсингом, шрамованием и... вживляемыми под кожу рогами! Чудны дела Твои, Господи!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев