Распростёртая на полу, она тихонько глотала слёзы. Мужчина был невозмутим и даже насвистывал какую-то песенку. Словно ничего не произошло. Он неспешно подошёл к мольберту, потянулся за кистью и сделал несколько мазков.
- Вставай. – Коротко бросил он девушке. – А то кто-нибудь увидит. Сама понимаешь, вопросы будут лишними…
Восемнадцатилетняя итальянка молча поднялась. Она прекрасно понимала, что лучше молчать. Отныне она – опозоренная дева, и на таких смотрят с презрением. Ярость охватила её так внезапно и сильно, что Артемизия едва не лишилась чувств.
полотно Д.Герхартца
Плотную белую ткань накинули на лицо её матери, когда Артемизии исполнилось двенадцать лет. В 1605 году художник Орацио Джентилески остался один с четырьмя детьми. Тяжело вздохнув, он позвал трёх сыновей и дочь в мастерскую. Отныне они будут смешивать краски. Им предстоит следить за порядком – он сам не справится. А там, глядишь, чему-нибудь и научатся…
Дети художников часто идут по их стопам. Орацио не сомневался, что хоть в ком-то из наследников проявится настоящий талант. Но он совершенно не ожидал, что самой старательной, самой вдохновлённой, самой искусной окажется Артемизия! Отец сурово приказал ей отложить тряпку и метлу – нечего тратить время на уборку. Этим займется кто-то другой. А ей надобно писать картины. У неё получается лучше всех!
Улыбка блуждала по её губам, когда она видела творение своих рук. Как красиво! Как изумительно она научилась передавать игру светотени, какие лица глядят на неё с полотна!
- Тебе, моя жемчужина, выпадет великая судьба! – Сказал Орацио и расплакался. Артемизия была очень похожа на его покойную жену, но всё остальное переняла от него. В 1610 году семнадцатилетняя девушка подписала свою первую картину. «Сусанна и старцы» - очень популярный сюжет у итальянских художников. Та картина не была выдающейся, но Джентилески приказал дочери не прекращать работу. Он верил в неё!
Артемизия за работой
К большому сожалению, девушек не допускали к настоящей учёбе живописи. В академических классах искусство преподавали только мужчинам. Считалось, что юные особы предназначены совсем для другого – создавать семьи, нянчить детей… К тому же, во время учёбы предлагаемые сюжеты для картин были не самыми скромными.
«Совершенно недопустимо, чтобы это увидели девы!» - Говорили учителя. И вот тогда Орацио Джентилески решил пригласить для Артемизии частного педагога. Так уж совпало, что в Рим приехал флорентийский живописец Агостино Тасси. Он должен был работать над росписью дворца, расположенного на горе Квиринал и построенного знатной семьей Боргезе. А в свободное время мог потрудиться и над техникой юной художницы.
Он с самого начала вёл себя развязно, грубо шутил и посматривал на девушку так выразительно, что у неё щеки покрывались румянцем. Но Агостино Тасси был признанным мастером, и у него можно было многому научиться. Поэтому Артемизия старалась не обращать внимания на его липкие взоры. Ни разу не сказала отцу, что ей неприятны уроки флорентийца… Как она потом ругала себя за проявленное малодушие!
Мария Магдалина на полотне Артемизии
Всё произошло однажды утром, когда Орацио и его сыновья находились на другом конце Рима – они выбирали подходящую натуру для нового полотна Джентилески. Артемизия пришла в мастерскую, чтобы подготовить холст к работе, когда на неё набросился Тасси. Ей показалось, что от него сильно пахло крепкими напитками... Мужская сила против девичьей хрупкости. Конечно, Артемизия проиграла. Потом она долго не могла подняться, чувствуя себя раздавленной. Опозоренная дева в римском обществе – предмет для насмешек!
Тасси ушел очень скоро после этого, а девушка боролась с желанием броситься из окна. Но внезапно её охватила такая ярость, что она передумала. Вымывшись, переодевшись, она стала ждать отца. А потом рассказала ему всё без утайки
Это было настолько неслыханно, что Орацио не сразу поверил. Но он знал свою дочь, знал, что Артемизия не стала бы клеветать на человека, а потому ему пришлось принять горькую правду: он сам, своими руками привёл этого недостойного человека в свой дом! Фактически, вручил ему свою дочь!
- Мы добьемся справедливости. – Заявил отец. – Я не стану молчать. И не позволю Тасси уйти от возмездия.
Орацио Джентилески
Для римского общества столь открытое признание случившегося было неслыханным делом. Обычно девушки, которые сталкивались с такой бедой, старались держать это в тайне. Не выдавать себя. Ведь в глазах очень многих именно они были виновницами произошедшего! На них обрушивалось осуждение, их подвергали осмеянию, их семьи боялись лишний раз поднять глаза на соседей. О создании семьи речи вообще бы не зашло никогда. Кому нужна девушка с таким клеймом? Поэтому, когда отец и дочь Джентилески публично обвинили художника Тасси в совершении преступления, это обсуждал весь город.
- Я обвиняю Агостино Тасси. – Твёрдо заявила Артемизия. – Он действовал против моей воли.
Был способ всех примирить, и к нему тоже прибегали в подобных случаях. Художнику просто бы следовало… жениться на девушке. Опасаясь за свою жизнь – а Тасси начал получать угрозы от возмущенных римлян – он принялся лепетать о своих планах взять Артемизию в жены. Впрочем, довольно скоро выяснилось, что Тасси уже женат!
- Да она специально так говорит. – Бездумно болтали обыватели. – Просто сводит с ним счёты. Знаем такое! Он, наверное, клялся ей в любви, а потом бросил. Вот она ему и мстит.
Артемизии было больно это слышать. По распоряжению суда она повторила свои показания. А потом ещё и ещё… Семь месяцев девушку выслушивали, её даже подвергли пыткам, чтобы убедиться, что она не лжёт! Она всё вынесла, ни разу не пошла на попятный. А после были вызваны монахини, которых призвали определить физическое состояние Артемизии…
Тасси со временем стал выглядеть совсем жалким. На суде вскрылось, что за ним водилось немало нехороших вещей. Оказывается, он планировал отравить собственную жену, а ещё украсть несколько картин Джентилески!
Вину флорентийца сочли полностью доказанной. Тасси приговорили к тюремному сроку и запретили когда-либо снова появляться в Риме. Отныне он был лишен выгодных заказов в Вечном городе, и если бы ему пришло в голову приехать в Рим, он мог бы снова попасть под арест.
Но Артемизия все равно считалась опозоренной. Чтобы прекратить разговоры за её спиной, отец поспешно устроил ее брак с художником Пьерантонио Стиатесси. 29 ноября 1612 года Артемизия стала замужней женщиной, и всё, что с ней произошло ранее, переставало иметь значение. А потом она отправилась ко двору Козимо Медичи, куда её пригласили писать картины...
Она нигде подолгу не останавливалась. Артемизия жила в Венеции, в Генуе, потом снова в Риме и затем в Неаполе. Пережитый шок остался с ней навсегда – гнев и ярость, унижение и боль, которые она испытала по вине Тасси, художница выплескивала на своих полотнах. Говорили, что на полотне, изображающем обесчещенную Лукрецию, Артемизия изобразила саму себя.
У неё было пятеро детей – четыре сына и дочь. Однако до возраста взросления дожила только девочка, Пруденция. С ней Артемизия в 1621 году поселилась в Риме, уже отдельно от мужа. Тот запутался в долгах, и кредиторы буквально преследовали его.
Увы! Пруденция не унаследовала таланта матери. Артемизия пыталась научить её живописи, но эти старания ничем не увенчались. А затем её снова поманили далёкие берега – отец перебрался в Лондон и звал Артемизию помочь ему с выполнением заказа для короля Карла I. Там, в чужом краю, Орацио и скончался на руках у дочери.
Считается, что в 1642-м художница перебралась в Неаполь. А дальше её следы теряются. По одной из версий она умерла во время чумы в 1653-м. По другой – её не стало на три года позже.
А картины Артемизии до сих пор вызывают восторг у зрителей и критиков. Пять лет назад одно из полотен римлянки было продано за 5 миллионов триста тысяч долларов. Кстати, при жизни художница зарабатывала суммы куда более скромные…
Спасибо... Не оценили таланты в эпоху возрождения... Грошовая цена в базарный день... Смотреть такие картины можно часами не отрываясь... Как они притягивают человека целиком и полностью... Не только историей и природным фоном а сколько световой гаммой, изысканностью и воплощения сюжетов того времени... Много чего интересного передавали художники на полотна не сказать словами и пером не написать а только волшебной кистью и чудо красками... Наука сегодня далеко шагнула а терпения и нервы давно кончились и глаз не алмаз... Видим одно а пишим с ног на голову не от души... Деньги главный атрибут и жизнь как из лука стрела...
Ника, спасибо. Такие шедевры. Картины её изумительны, их можно рассматривать часами. Отец её молодец, поддержал её и она стала тем, кем стала. Я про неё узнала из вашего рассказа. Так много узнаю от вас
"Как вы яхту назовёте,так она и поплывёт!..."Не даром же от рождения ей дали имя греческой богини ,справедливой мстительницы -Артемисия -это здоровье,это сила,это бодрость тела и духа,и...холодное очарование лунного света,неслучайно, что Артемида ещё и богиней Луны считалась,а именно при свете луны сознание рисует нереальные, фантастические картины!Удивляет мужество, настойчивость,позволившие выдержать разного рода "проверки"во время расследования,но,как говорится,каждый получил по заслугам!Редко талант передаётся по наследству,к сожалению,на примере дочери Артемизии это ещё раз подтвердилось,зато её саму талантом Бог не обидел!А то,на что толкает художников,чувствительных мужчин,их особое "видение"и как "аукнуться"может мстительная женщина лучше всего повествует история Ореста Кипренского -великий художник,любовь и страсть к натурщице, её страшная смерть в его мастерской,дочка натурщицы,ставшая взрослой и пленившая ум и сердце Кипренского,отомст...Ещё"Как вы яхту назовёте,так она и поплывёт!..."Не даром же от рождения ей дали имя греческой богини ,справедливой мстительницы -Артемисия -это здоровье,это сила,это бодрость тела и духа,и...холодное очарование лунного света,неслучайно, что Артемида ещё и богиней Луны считалась,а именно при свете луны сознание рисует нереальные, фантастические картины!Удивляет мужество, настойчивость,позволившие выдержать разного рода "проверки"во время расследования,но,как говорится,каждый получил по заслугам!Редко талант передаётся по наследству,к сожалению,на примере дочери Артемизии это ещё раз подтвердилось,зато её саму талантом Бог не обидел!А то,на что толкает художников,чувствительных мужчин,их особое "видение"и как "аукнуться"может мстительная женщина лучше всего повествует история Ореста Кипренского -великий художник,любовь и страсть к натурщице, её страшная смерть в его мастерской,дочка натурщицы,ставшая взрослой и пленившая ум и сердце Кипренского,отомстившая ему за смерть матери -об этом я часто вспоминаю в комментариях,хотя,по сути,вина Кипренского абсолютно не доказана была и мне его,если честно, искреннее жаль!Я думаю,что виноват во всём его помощник, влюблённый в натурщицу,а она была,как и всегда, нетрезвая...Карла Бпрюллова,великого художника, тоже жаль,всю жизнь испортили ему женщины,которых он любил,после женитьбы и расставания с супругой в скором времени , все отвернулись от него,он потерял все свои заказы,а разве он был виноват в расставании?!?Конечно же,общество на стороне черноглазой красавице,с прекрасным голосом,так любящей музыцировать,как можно обидеть и расстаться с таким вот типа "Ангелом"?!?Судить,не зная правды,-страшный грех!Юлия Самойлова тоже играла его чувствами,бедный художник,несчастный Брюллов!
Спасибо большое, Ника, было очень интересно читать. Никогда не слышала про эту художницу и не видела картин Артемизии. Всегда узнаю от вас что-то новое.
От вида этой прекрасной женщины у неё словно помутился рассудок. Пятнадцатилетняя герцогиня прокричала на весь дворец: «Разорви её! Отправь в монастырь! Или я сделаю это сама!». Задыхаясь от ненависти, она бросилась к Чечилии и замахнулась. Но люди герцога успели остановить разъярённую девушку... Зимой 1491 года в Милане разыгралась на редкость некрасивая сцена. А герцог Бари призадумался: его юная жена определенно представляла угрозу.
Помочь Марьюшке было уже невозможно. Двадцать два года, ей бы жить да жить! Но здоровьем она никогда не отличалась, а тут еще переживания из-за мужа… Вот поэтому-то Елизавета Алексеевна Арсеньева и указала своему овдовевшему зятю на дверь. «Он сгубил мою дочь», - решительно говорила убитая горем женщина. Миша Лермонтов, совсем малыш, остался круглым сиротой.
На этих фото была её дочь. Но в каком виде! Снимки высыпались из конверта, и Миа стояла, не решаясь их поднять. А потом ярость захватила её с такой силой, что захотелось что-то немедленно сломать. «Это мой муж! – Хотелось кричать ей. – Мой! А не дочери!». Она ошибалась. Вуди Аллен больше ей не принадлежал.
Окно было распахнуто настежь. Мороз пробирал до костей, но Варя уже ступила на подоконник. Злые нетрезвые голоса раздавались всё громче, а дверь вот-вот могла сорваться с петель. У неё была только секунда, чтобы решиться. Перекрестившись, Варя шагнула в ночную мглу. На Цветном бульваре её нашли несколькими минутами позже: переломанную, дрожащую. Не далась ему Варя. Сберегла девичью честь. Вскоре об этом происшествии говорила вся Москва.
Четыре девочки и три мальчика весело бегали друг за дружкой в маленькой рощице. Отец у них был один, а вот матери – три разные женщины. В Вышневолоцком уезде Тверской губернии помещик Нестеров жил, ни в чем себе не отказывая. Так что приплод от барина случался регулярно. Пока однажды не постучались в дверь Нестерова нехорошие гости. И пришлось барину призадуматься.
Чиркнула спичка и маленький огонёк озарил тёмную автомобильную парковку. Красивая молодая женщина в узкой юбке ждала кого-то и беспокойно поглядывала на часы. Время шло, но никто не появлялся. Наконец, она достала из сумочки карандаш и клочок бумаги, и принялась на нём что-то быстро писать. Этот клочок позже найдут. Сумочку – тоже. А вот актрису Джин Спенглер – никогда. Она пропала навеки 7 октября 1949 года.
Муж умолял её пощадить детей. «Мы можем спрятать их в другой стране», - говорил Геббельс. Но немигающий взгляд Магды был непреклонен. Никогда. Ни за что. Она не согласится быть побежденной, не переживет, если ее ангелы уедут далеко. Когда-то давно собственный отец назвал Магду дьяволицей. В последние дни существования третьего рейха Геббельс согласился бы с ним.
Что известно на данный момент? 12 мая на улице Щорса, где расположены многоэтажки, произошло попадание снаряда в подъезд жилого дома. Агентство ТАСС сообщило, что пострадали 5 человек. Затем цифра увеличилась до 20 и даже до 28. По всей видимости, пострадали двое детей - младенец и 16-летний подросток. Погибла женщина.
Марфинька заламывала руки: матушка лишилась рассудка! В шестьдесят лет вдовая купчиха Баева собралась под венец! И за кого? Подумаешь, лавочник! Не чета Елене Илларионовне… С Марфинькой был полностью согласен её супруг, который тоже забеспокоился: если тёща выйдет замуж, не отпишет ли свою часть кому-то на сторону? А этого никак нельзя было допустить!
Мэри не была похожа на других селянок: тоненькая, изящная, с лукавым блеском в глазах. Граф Феррерс никак не мог пройти мимо – зов плоти! Ему было семнадцать лет, и он подарил девушке маленькое серебряное колечко. «Ты ведь выйдешь за меня?» - Спросил граф у возлюбленной. И она радостно ответила: «Да!». Кто бы мог подумать, что эта милая история, начавшаяся в деревушке Остри в 1839 году, семь лет спустя завершится громким судебным разбирательством…
Каждый тыкал ей в лицо: не венчана, а прижила детей! Катя сжимала кулачки, но старалась сдерживаться. Не спорить с людьми. Они-то были во всём правы. Однажды насмешки так сильно изранили ей душу, что молодая женщина не выдержала. Схватила младшего сына, Феденьку, и понесла к реке. «Лучше так, чем всю жизнь слышать упреки!» - В беспамятстве приговаривала она. Младенец громко плакал, вода была ледяной. На этот крик и приехал молодой казак. «Да что ж ты делаешь?» - Закричал он. Малыш Феденька не знал, что своим громким голосом еще не раз изменит не только свою, но и чужую жизнь.
Комментарии 43