От местных властей была установка сильно советский театр не рекламировать
А через неделю после разговора с Венелином Йотовым и Димитром Мариновым Высоцкий сделает другую знаменитую запись. В Первой студии Болгарского радио он до трех часов ночи будет записывать свои песни вместе с товарищами по театру Дмитрием Межевичем и Виталием Шаповаловым.
Виталий Шаповалов, Иван Бортник и Владимир Высоцкий на пресс-конференции Театра на Таганке в отеле «Балкан». София, 5 сентября 1975 года. Фото Крума Арсова из архива Анатолия Петрова
И это будет, безусловно, одна из лучших записей Высоцкого. Но диск с этими песнями вышел в Болгарии только через шесть лет, то есть уже после кончины Владимира Семеновича, и назывался «Автопортрет».
Болгарский диск «Автопортрет», выпущенный фирмой Balkanton в 1981 году
Скажем еще несколько слов о гастролях театра и о том, как Таганку принимали в Стара-Загоре.
Интереснейшие подробности всей трехнедельной поездки можно найти в замечательной книге болгарского журналиста и исследователя творчества Высоцкого Анатолия Петрова, которая называется «Владимир Высоцкий и Болгария». Во многом благодаря усилиям Петрова мы можем послушать и фрагменты из интервью, о котором рассказываем сегодня. Хорошо известно, что прием советским артистам оказывали очень теплый, даже восторженный, а к приезду Высоцкого готовились отдельно, потому что его песни в Болгарии были уже хорошо известны.
Наталья Сайко, Вениамин Смехов, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий и Феликс Антипов в финале спектакля «Гамлет». София, 6 сентября 1975 года. Фото Зафера Галибова
Как отмечает Анатолий Петров, в местной газете «Септември» визиту театра были посвящены передовица и целая полоса внутри под общим заголовком «Добро пожаловать, Таганка!», а в тексте были и слова Высоцкого о Юрии Любимове и спектакле «Гамлет».
При этом, хотя пресса писала о гастролях подробно, а артисты давали пресс-конференции и встречались с общественностью, от местных властей была установка сильно советский театр не рекламировать.
Публикация в газете Центрального совета болгарских профессиональных союзов «Труд», 12 сентября 1975 года
И после гастролей у местных чиновников и энтузиастов-общественников были неприятности из-за того, что вокруг приезда Таганки «поднялся слишком сильный шум».
При этом простым гражданам попасть на спектакли было непросто. Билеты были большим дефицитом и значительная их часть оказалась у местной элиты, которой важно было побывать на престижном мероприятии. Тем более на «Гамлете», который был гвоздем программы.
Владимир Высоцкий в спектакле «Гамлет». София, сентябрь 1975 года. Фото Виктора Гильтяя
Это фрагмент записи спектакля «Гамлет», сделанной в Софии 24 сентября 1975 года, во время последнего спектакля в тех гастролях. Причем спектакль был, что называется, «дополнительным» – изначально он не планировался. Его, кстати, снимали и на видео, но эта съемка пропала и до сих пор не обнаружена.
А вот аудиозапись, на которой сохранилось 103 минуты – или примерно две трети спектакля – как и многие другие уникальные материалы, разыскала удивительная и потрясающая исследовательница Высоцкого, подвижница из Польши Марлена Зимна.
Марлена Зимна на XIII фестивале документального кино о Владимире Высоцком в Кошалине (Польша), 17 января 2015 года. Фото Алексея Денисова
Каждой твари – по паре. Каждом Иню – свой Янь. Каждому ройтерсу –синьхуа. Именно по такому принципу выстроен сегодня новостной тред Антона Ореха и Николая Александрова. Как пароль и отзыв, как скважина и ключ.
Обидно ему было в этот момент или нет – но он продолжал петь
Мы, как уже было сказано, специально даем вам послушать не только песни, но и застольные разговоры, передающие атмосферу дружеской компании. Для первых пленок, записанных Валентином Савичем, это вообще характерная обстановка.
«Володя у него иногда жил – прятался во время питья от разных соглядатаев»
Осень 1968 года – это как раз то время, когда Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова расходятся. Но отношения с общими знакомыми остаются. В том числе с Савичами.
Если вспоминать, кто был самым первым учителем вождения у Высоцкого...
Как мы уже сказали, Валентин Савич был шофером. И если вспоминать, кто был самым первым учителем вождения у Высоцкого, то, по словам Людмилы Абрамовой, – это был именно Савич. Хотя когда они жили на улице Телевидения, Высоцкий познакомился с жившими по соседству художниками Борисом Диодоровым и Тамарой Кормушиной, и на «Волге» Диодорова учился водить уже всерьез.
Трогательно предлагают Володе покушать – «ведь неизвестно еще когда»
А мы с вами вновь обратимся к самой первой пленке, записанной у Валентина Савича 11 октября 1968 года. Мы специально оставляем не только сами песни, но и диалоги, которых их сопровождают. Они хорошо передают атмосферу, да и некоторые детали. Вот здесь, например, Высоцкий говорит, что приехал после спектакля «Пугачев», и его спрашивают, удался ли ему Хлопуша. «Сегодня, говорят, да», – отвечает Владимир Семенович.
Духовное и грешное идут в нашем несовершенном мире руку об руку, плечом к плечу, след в след. Иногда врассыпную, иногда вприскочку, иногда крадучись. Насколько верны эти старинные максимы, вы поймете из новых ройтерсов Антона Ореха и Николая Александрова, посвящённых сегодня как моментам одухотворённой жизни, так и жизни межполовой.
По иронии судьбы, отколовшаяся часть труппы стала работать в новом здании
После смерти Высоцкого Николай Дупак проработал директором Театра на Таганке еще ровно десять лет, которые без Высоцкого были очень трудны. Вместив в себя изгнание и возвращение Юрия Любимова, трагический приход на Таганку и смерть Анатолия Эфроса и зарождение конфликта, приведшего к расколу великого театра.
Нет комментариев