Шесть часов лежал на нейтральной полосе, истекая кровью
Николай Дупак – не только директор. Он сам был довольно заметным актером, и работать в театре начал еще в 30-е годы, а война застала Николая Лукьяновича под Киевом, где классик советского кино Александр Довженко снимал фильм «Тарас Бульба». Дупаку предстояло сыграть роль Андрея, но съемки, разумеется, отменили, а Дупак оказался в Новочеркасском кавалерийском училище и уже осенью 1941-го воевал. Командовал разведывательным взводом, кавалерийским эскадроном, был неоднократно ранен. Под ним погибло несколько лошадей. И он всегда говорил, что жизнь ему спасли лошади и врачи. Однажды боевой конь десяток километров вез к своим Дупака – ранено
«Его миссия была в том, чтобы подготовить перемены. И ему это удалось»
Все подробности встречи Венелина Йотова и Димитра Маринова с Высоцким годы спустя рассказал Анатолию Петрову второй участник беседы – Димитр Маринов. В книге «Владимир Высоцкий и Болгария» все это очень эмоционально описано, и кратко пересказать не получится. Но обратим внимание на любопытный эпизод.
«Эта гора трупов – это не только страшно, в этом есть какая-то адская справедливость»
Теперь надо сказать несколько слов о судьбе этого интервью. Венелин Йотов тогда был главным редактором газеты «Марица-изток», но опубликовать беседу с Высоцким по каким-то причинам не смог. Пленка хранилась в его домашнем архиве. Причем впервые о ней заговорили еще в начале 2000-х – но и только. А в конце 1978-го, перед Новым годом, Йотов был в Москве и побывал и в театре на спектакле, и в гримерке у Владимира Семеновича. С собой у него были черно-белые фотографии, сделанные во время встречи в Стара-Загоре. Он попросил поэта дать автографы ему и Маринову, и тот написал свою коронную фразу: «Добра! Высоцки
Он неоднократно говорил об этом спектакле на концертах, размышлял во время двух телевизионных интервью, записанных во время гастролей Таганки в Софии, а позднее вспоминал в студии югославского телевидения в Белграде во время фестиваля БИТЕФ в 1976 году.
Близится к концу очередной учебный год школяров и студиозов, магистров и бакалавров, второгодников и экстернов, адептов болонской системы и «лучшего в мире советского образования», надомников и заочников, вечерников и тех, кто считает, что жизнь сама всему научит. Ученье – свет, прикоснуться к которому не поздно в любом возрасте и в любой географической точке. Именно это ярко и выпукло подтвердят Антону Ореху и Николаю Александрову ройтерсы, синьхуа и дер-шпигели.
«Век был жестокий, тот период, кровавый, особенно без украшательств»
В Стара-Загоре публике показали два спектакля. Сначала шли «А зори здесь тихие», и после окончания на сцене стояли 16 корзин цветов, что подчеркнуло невероятный успех. Потом были «Десять дней, которые потрясли мир» – и зрители, наконец, увидели на сцене и Высоцкого.
От местных властей была установка сильно советский театр не рекламировать
А через неделю после разговора с Венелином Йотовым и Димитром Мариновым Высоцкий сделает другую знаменитую запись. В Первой студии Болгарского радио он до трех часов ночи будет записывать свои песни вместе с товарищами по театру Дмитрием Межевичем и Виталием Шаповаловым.