Учение о Молитве Иеромонаха ПОРФИРИЯ Афонского КАВСОКАЛИВИТА (Баирактарис) 1906— 1991
Начав призывать Имя Бога в молитве Иисусовой, человек может целые годы так и оставаться все только начинающим. Бывает, как известно, что тем и кончается путь, чем начинался — словесной молитвой новоначального. Собственно, в этом случае и нет никакого пути, но только одно словесное топтание на месте, без всякого духовного взросления…
Первое и самое важное, в чем нуждаемся мы при обучении молитве, это сердечная расположенность в духе любви Христовой, а все упражнения и правила это не более чем рабочий инструмент. Такова суть учения старца Порфирия. Уподобляясь в своем душевном устроении Тому, Кто «Кроток и смирен сердцем», мы открываем доступ благодати:
«Христос Сам войдет и поселится в нашей душе, если только найдет в нас то, что приятно Ему: благое произволение, смирение и любовь». Без этого, невозможно сказать «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» так, чтобы быть услышанным, потому что малейший ропот на ближнего влияет на душу, и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не желает приблизиться. А «молиться возможно только при помощи Божественной благодати. Ни одна молитва не может состояться без Божественной благодати».
Каждому начинающему желательно уразуметь, что преуспеяние в молитвенном подвиге хотя и обретается при помощи обильного молитвословия, но отнюдь не за счет него, не через внешние усилия или технические ухищрения, но посредством внутреннего делания — через исправление и совершенствование состояния своей души:
«Творить молитву несложно. Но творить ее правильно не сможете, потому что этому противится наш ветхий человек. Пока не войдете в атмосферу благодати, ничего не получится. Ведь, едва заслышав обидное слово, вы огорчаетесь, а как только вам скажут доброе слово, радуетесь и сияете, не так ли? Этим вы показываете, что не готовы, что не имеете необходимых условий. Чтобы пришла Божественная благодать, необходимы предпосылки: любовь и смирение, иначе создается препятствие. Чтобы войти в такое душевное расположение, нужно начинать с послушания, которое помогает стяжать смирение. Видя смирение, Господь посылает Божественную благодать, а молитва затем приходит сама, без усилий. Если вы не выполняете послушания и не имеете смирения, молитва не приходит, но появляется еще и опасность прелести».
От нас не требуется что-то особенное — «готовьтесь потихоньку: спокойно, мягко, не спеша творите молитву в уме. А что на уме, то будет и в сердце». Главное, что нужно, — это «обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Ему... «Молитесь Богу с жаждой и любовью, молитесь в спокойном состоянии духа, с кротостью, мягко, без насилия... Произносите Иисусову молитву медленно, смиренно, с любовью к Богу. Сладко произносите Имя Христово, не спеша, внимательно каждое слово: “Господи... Иисусе... Христе”, — произносите безмолвно, втайне, в уме — но на подъеме, вдохновенно — но без напряжения или недостойной выразительности, без давления и нажима». «Иногда хорошо громко говорить: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, — чтобы и чувствовать, и слышать. Ведь мы состоим из души и тела, которые влияют друг на друга».
Особенно надо потрудиться во время богослужений, нельзя упускать это время: «Предайте себя со всем усердием службам, углубляясь в них, и благодать Божия осенит вас таинственно... Сила молитвы очень велика, особенно когда творится многими братьями. В общей молитве все соединяются. Будем ощущать нашего ближнего, как самого себя. В этом — наша жизнь, наша радость, наше сокровище... Молись о Церкви, о мире, о всех. Все христианство — в молитве. Если вы молитесь только о самих себе, то за этим скрывается корысть. А когда вы молитесь о Церкви, то и вы внутри Церкви... Во время молитвы о Церкви вы как раз и освобождаетесь от страстей».
Вообще «Больше молитесь о других, чем о себе самих. Произнося Иисусову молитву, просите за других, но говорите не «помилуй их», а, как и за себя, «помилуй нас», — подразумевая и других людей. Молясь о тех, кто вас осуждает, обижает говорите «помилуй нас», а не «его», так в вашу молитву будет включен и осуждающий... Того человека, о котором вы молитесь, делайте единым с вами. Бог знает его глубинные проблемы и, видя вашу любовь, спешит ему на помощь. Бог знает желания сердечные... Все мы — дети одного Отца, все мы едины... Молитва о других, совершаемая спокойно и с глубокой любовью, бескорыстна и приносит великую пользу. Она подает благодать Божию молящемуся, а также и тому, о ком молятся.... Молитва приносит больше пользы, чем слова... Молитесь об очищении всякого человека, чтобы в жизни своей уподобиться ангелам. Ведь ангелы не молятся о себе».
Лит: Порфирий Кавсокаливит, старец. Жития и слова. 2006. С 171, 174, 175, 179-181, 191-200.
протоиерей Игорь Рябко
Скит Ковсокаливита. Афон
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1