В особенности, современным рахитам.
А мы с вами – рахитичные христиане. Если Христос – это «солнце правды», а рахит – это человек, который не получил много солнца, нужное количество, поэтому у него косточки не окрепли, так сказать, то мы с вами плохо освещены этим «солнцем правды», и мы рахитичные христиане, духовно рахитичные.
Поэтому нам много молиться бывает опасно.
Примите первое пожелание – это учиться молиться часто, но понемногу.
Нежели так зарядиться, и молиться-молиться-молиться, а потом происходит пресыщение и надлом.
Мы видим это часто, мы уже устали это видеть, это видели и вы, и мы, и все, этих обломавшихся молитвенников, когда они отпускают длинные бороды, косички завязывают, четками обматывают руки и с Псалтирью не расстаются.
А через полгода глядишь – и нет его. Его занесло уже в такие дебри, в которых он не бывал даже когда не молился.
Поэтому нужно молиться часто, но по чуть-чуть.
Священники должны быть внимательны к этому вопросу, чтобы не обременять людей чрезмерно, чтобы на нас не упало тяжелое Христово слово.
Христос сказал фарисеям: «Вы связываете времена тяжелые, неудобоносимые, и возлагаете их на людей, а сами их перстом не движете».
Так что люди носят на себе духовные тяжести, и это опасно.
А нам опасно затягивать службы. Если пастырь любит молиться долго, по 3-4 часа – это хорошо, но он должен соизмерять свой жар с жаром пасомых.
Если они не могут, то как бы его жар не сжег тех, кто молится вместе с ним.
И вообще людей не нужно мучить.
Это первое, что нужно сказать.
Второе. Молитва не просто произносится, а делается, молитву нужно делать, как делает человек свою работу, строгает доску, копает грядки, штукатурит стену.
Нет сомнений, что он делает что-то.
А спросишь: «Что ты делаешь?» - «Я молюсь» - «А разве это дело?»
Но оказывается, что молитву тоже делают, она делается, есть деятели молитвы.
И если молитва делается, то она открывает ключиком дверь за дверью наши душевные комнаты, в которых живет отчаянье, маловерие, тоска, страх, уныние и прочее.
Мы сами себя познаем на молитве.
Что очень важно на молитве – это прощать.
Легче всего учиться этому на молитве.
Одним из главных препятствий духовной жизни является злопамятство, обида и все, что с этим связано.
И в молитве «Отче наш» нет ни одного морального требования к человеку, кроме «остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим».
Протоиерей Андрей Ткачев
Нет комментариев