Любимый батюшка Гавриил... На Страстной Неделе он не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив. Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа. В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите...Помогите...Христос Крест несёт по Голгофе...» Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время Литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденного и услышанного прихожане думали, что собственными глазами видели Распятие Иисуса Христа...
    7 комментариев
    97 классов
    Как один батюшка охарактеризовал посетителей храма. Их всех он разделил на категории: - прихожане – это те, кто ходит на воскресные и праздничные богослужения; - захожане – те, кто иногда заходит в храм; - свещники — те, кто считает, что главное таинство в Церкви — ставление свеч; - писатели — те, кто считает, что подача записки в храме освобождает их от обязанностей личной молитвы; - привожане – те, кого «отконвоировали» в храм родственники; -крестопохоронники – те, кто бывает в храме только на чьих-либо крестинах или похоронах; - пасхальники – те, кто бывает в храме только на Пасху; - крестоходники – те, кто бывая в храме только на Пасху, присутствуют только на Крестном ходе; - принесенцы – те, кого в храм только приносят — сначала окрестить, потом отпеть (последние, увы, к молящимся не относятся).
    9 комментариев
    105 классов
    15 января - Преставление (1833), второе обретение ( 1991) мощей преподобного Серафима Саровского. Проповедь митрополита Антония Сурожского 15 января 1978 г. Рядом с иконой святого Серафима Саровского, память которого мы сегодня совершаем, в нашем храме лежит под стеклом небольшой кусок материи; это дар, полученный уже несколько лет назад, частица той рубахи, которую святой Серафим носил, когда был застигнут в лесу разбойниками и до полусмерти ими избит. Он мог защищаться, он был крепок телом, несокрушим духом, вооружён тяжёлым топором; но, по образу Христа, Который, как агнец перед стригущими Его безгласен, который наподобие ветхозаветного образа Христова Мужа скорбей, Который принимает не только унижение, но и биение, раны и смерть, без сопротивления отдавая Себя, и через это получая власть просить, - так и Серафим отдал себя в руки разбойников. До крови он поверил Христу… От нас такой жизни не требует никто; от нас ожидается, чтобы мы были верны жизнью, а не смертью; никто не требует от нас, чтобы мы кровью запечатлели нашу веру и верность Христу. А как мы бываем малодушны, испуганы, как легко мы забываем, что мы Христовы, и прибегаем к мерам защиты своей жизни, своей чести, своего имущества, всего своего, которое не Христово, принадлежит миру, духу язычества. Подумаем об этой капле крови и о том, что она говорит нам; не будем за неё восхвалять Серафима – ему наша похвала не нужна. Хвалить может тот, кто сам, делом, а не только словом, прошёл подобным, одинаковым путём, и изведав его трудности, может другого похвалить за то, как мужественно, как терпеливо, как прекрасно он дошёл до цели. Наша похвала даже не выражает изумления, а только удивление тому, что бывают такие люди. И как жалко за себя, за всех нас, что мы теперь так измельчали, что удивляемся тому, что было таким обычным, таким естественным каких-то пятнадцать столетий тому назад. Когда читаешь страницы календаря, видишь: здесь десять тысяч человек сожжены в Никодимии, там сорок человек потоплено в озере; там один человек умер одинокой смертью… Мужчины, женщины, дети не колебались отдать свою жизнь, отдать до конца, прожить её по-Христову и отдать, вернуть её Богу достойно своего христианского имени. Сейчас никто не просит нас её вернуть; но Христос зовёт нас к тому, чтобы мы её прожили достойно Христа. И вот, взглянем ещё раз на этот лоскуток материи, на эту каплю крови, на лик Святого Серафима, и поставим перед собой вопрос: А я? Как я отвечаю, когда передо мной стоит не угроза даже, а насмешка? Как я отвечаю, когда передо мной стоит соблазн? Я живу изо дня в день, когда меня кротко и твёрдо зовёт Господь, и требовательно, соблазнительно, грубо манит тёмная власть? Где я стою? Помоги нам Господь вдуматься в это… Примечание. Может кто вдруг из новоначальных не слышал историю о разбойниках - привожу её на всякий случай Всегда светлый и радостный, святой старец принимал людей с лаской и любовью, называя каждого “радость моя.” И каждый уходил от него утешенный, неся ему за это различные дары, которые он тотчас раздавал бедным.  Прослышали о нём злые люди и, думая, будто у св. Серафима много денег, решили ограбить его. Однажды, когда он рубил в лесу дрова, подошли три мужика и стали требовать от него денег. — К тебе ходят мирские люди и деньги носят, — говорили они, но подвижник отвечал им: Я ни от кого ничего не беру. Грабители не поверили, и один из них кинулся на св.. Серафима сзади, чтобы свалить его на землю, но вместо того сам упал. Преп. Серафим с молоду отличался большой физической силой и теперь, вооружённый топором, мог смело и с успехом защищаться, но святой Подвижник вспомнил слова Спасителя: “Все, взявшие меч, от меча и погибнут”; он опустил топор на землю, сложил руки крестообразно на груди и сказал: — Делайте, что вам надобно. — Он решил потерпеть страдания безвинно. Один из злодеев, подняв топор, сильно ударил св. Серафима обухом по голове. Изо рта и ушей св. подвижника хлынула кровь, и он в беспамятстве упал на землю. Злодеи потащили Святого к сеням его кельи и по дороге били топором и кольями. Связав руки и ноги св. Серафиму, грабители оставили его в сенях, а сами бросились в келью, думая найти там деньги. В убогом жилище пустынника они всё перерыли, разломали печь, взломали пол и ничего не нашли... Страх напал на них, — они поняли, что безвинно и напрасно избили святого человека и в ужасе бросились вон... Между тем св. Серафим едва мог прийти в чувство от полученных жестоких побоев. Кое-как развязал он себе руки и ноги, помолился, чтобы Бог простил его обидчиков и, проведя ночь в келье среди ужасных страданий, утром побрёл в монастырь. Вид святого Подвижника был ужасен. Волосы на голове и в бороде его были спутаны, смочены кровью, покрыты пылью и сором, лицо и руки — в синяках, несколько зубов вышиблено, окровавленные одежды местами присохли к ранам. Ужаснулась братия, увидев св. Серафима в таком состоянии. Попросив пригласить отца настоятеля и монастырского духовника, Преподобный слабым голосом с трудом мог рассказать всё, что с ним случилось. Первые восемь дней преп. Серафим страшно страдал: не мог принимать ни пищи, ни питья, не мог даже спать от страшной боли. В обители уже не надеялись, что он останется в живых. На седьмой день болезни настоятель послал в ближайший город за врачами. Когда врачи собрались для совещания у постели страдальца и обсуждали положение больного, преподобный уснул и в тонком сне сподобился дивного видения. Явилась ему Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Она подошла к одру больного с правой стороны и, обратившись в сторону врачей, сказала: “Что вы трудитесь?” Потом, взглянув на св. подвижника, произнесла: “Сей — нашего рода.” Видение на этом кончилось. Больной проснулся. В это время пришёл настоятель и предложил больному воспользоваться помощью врачей. Но, к немалому удивлению всех, преп. Серафим решительно ответил, что не желает пособия от людей, предоставляя свою жизнь Господу Богу и Пресвятой Богородице. Между тем после чудесного видения Преподобный исполнился неизречённой радости, и его восторженное состояние продолжалось часа четыре. Потом он успокоился, вошёл в своё обычное душевное состояние и почувствовал облегчение от болезни. Силы стали возвращаться к нему: он встал с постели, начал ходить по келье и в девятом часу вечера, в первый раз после избиения, принял немного пищи. С этого времени здоровье Саровского подвижника стало постепенно улучшаться, но следы от полученных побоев остались у него до самой смерти.
    14 комментариев
    761 класс
    ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ: КАК ПРОЖИТЬ, КАКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПОСЕТИТЬ Страстная седмица – время, когда Христос просит нас помочь нести Его крест. 🔥🔥🔥 Страстная седмица (неделя) особая в богослужебном отношении как для жизни каждого христианина, так и для жизни Церкви. Даже в Великом посту Страстная седмица стоит особняком. Это время, когда Господь наш Иисус Христос начинает Свой крестный путь на Голгофу, когда каждый из нас может прикоснуться к удивительной, страшной и великой Тайне Искупления Спасителем всего человеческого рода. На Филиппинах среди католиков существует обычай: некоторые мужчины в буквальном физическом смысле дают себя распять на кресте, чтобы максимально прочувствовать страдания Христовы. Это, конечно, чересчур. Но в сердечном, духовном и умственном отношении мы должны с Божьей помощью максимально приблизиться, ПОЗНАТЬ эту Тайну Искупления через Страсти Христовы. Нам необходимо по мере возможности мысленно переселиться в Святой Град Иерусалим времени последней для Христа Пасхи на земле. Удивительный парадокс: когда мы проживаем в себе предательство Иудой Христа, Тайную Вечерю, синедрион, суды у Ирода и Пилата, крестный путь на Голгофу, Распятие и смерть Сына Человеческого, умирает наш ветхий земной человек и воскресает новый – НЕБЕСНЫЙ. Тайная Искупления, Тайна Страстей Господних, Тайна Воскресения Христова дарует человеку жизнь. Именно потому так важно ПРОЖИТЬ Страстную седмицу вместе со своим Богом. Богослужения Православной Церкви как раз и направлены на духовное соединение человеческой души со своим Создателем. Страстная неделя в этом году продлится с понедельника 13 апреля (н. ст.) до Пасхи (18 апреля н. ст.). Она является самой строгой в Великом посте. Обычно в этот период Церковь предлагает нам отложить (конечно, по возможности) все свои мирские дела для того, чтобы углубиться в подвиг Господа нашего Иисуса Христа, в Его Крестные страдания и смерть, понесенные Богочеловеком для нашего спасения. Потому все дни Страстной недели (по-церковному – седмицы (семь дней)) называются Великими. О них мы расскажем по порядку… 🔥 В Великий Понедельник вспоминается проклятие Христом смоковницы, которая не приносит плода (Евангелие от Марка 11:12–27). Церковь хочет сказать человеку прежде всего о том, что, если он искренне молится, то по его молитве Господь творит чудеса. С другой стороны, мы должны помнить, что нашим душам не следует превращаться в бесплодную смоковницу, не приносящую плода молитвы, покаяния, дел милосердия, любви. 🔥 В Великий Вторник поддерживается тема Великого понедельника притчей о десяти девах (Евангелие от Матфея 25:1–13). Пять дев были мудры и имели в своих светильниках елей, потому зажгли их и вошли вслед за женихом в покои, а пять нерадивых не имели масла в светильниках. Они не смогли их зажечь, когда появился жених. И их в покои не пустили. В православном богословии дается следующая трактовка притчи: жених – это Христос, девы – наши души, масло в светильниках – добрые дела, вхождение в покои – рай, невхождение в покои – ад. Евангелие нас учит тому, что мы должны быть готовы ко Второму пришествию Христовому. Эта готовность состоит в том, что нам необходимо творить добрые дела милосердия, молитвы, поста, покаяния, заботиться о ближнем. 🔥 Великая Среда В Великую среду вспоминается предательство Христа Иудой. С этого дня в храмах запрещаются земные поклоны до праздника Святой Троицы и не читается Псалтирь до окончания Светлой седмицы. 🔥 В Великий Четверг вспоминается установление Спасителем на Тайной Вечери Божественной литургии, на которой благодатью Святого Духа хлеб, вода и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы – спасительные для души и тела человека. Ведь сам Господь сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Уже вечером в Великий четверг начинается чтение Страстных Евангелий, то есть тех отрывков Святого Писания, которые повествуют о предательстве Иудой Христа, суде над Ним, страданиях и крестной смерти Богочеловека. 🔥 Великая Пятница – особый день в жизни православных христиан. Это день смерти Иисуса. Потому во второй половине дня из алтаря износится особая икона – Плащаница, представляющая собой ткань с изображенным на ней Телом Христовым, полагающимся во гроб. Плащаница износится на центральный аналой для поклонения, где верующие могут приложиться к ней, мысленно и сердечно переживая момент смерти Христовой. 🔥 Великая Суббота В Великую субботу вспоминается телесное погребение Спасителя и сошествие Его во ад для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников и ввести их в рай. Потому ранним утром (около 3-5 часов) совершается утреня, крестный ход с плащаницей вокруг храма, что символизирует собой сошествие Христа во ад и одновременно погребение учениками Его тела. После субботнего богослужения верующие начинают готовиться к Светлому Воскресению Христовому. 🔥Светлое Христово Воскресение В пищевом отношении дни Страстной недели также непростые. Для православного христианина в это время желательно воздержатся от употребления пищи животного происхождения. Разрешается только растительная пища. Монастырский устав предлагает питание распределить следующим образом: понедельник, вторник и среда – сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), четверг – вареная пища с растительным маслом, суббота – вареная пища без растительного масла. В Великую пятницу, по крайней мере до вечера, нужно стараться и вовсе обходиться без пищи и воды. Но, конечно, меру своего поста желательно обсудить со своим духовником или со священником. Православие – это путь золотой середины. В Страстную седмицу нам, дорогие братья и сестры, необходимо сердечно, духовно, мысленно и некоторым образом телесно приблизиться к подвигу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Попытаемся же, говоря словами святого первоверховного апостола Павла, спогребтись со Христом, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. Иерей Андрей Чиженко
    1 комментарий
    73 класса
    323 комментария
    1.5K классов
    Святитель Евти́хий, архиепископ Константинопольский Дни памяти 19 апреля Житие Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский, родился в селении, носившем название "Божественное", во Фригийской области. Его отец, Александр, был воином, а мать, Синесия, была дочерью священника августопольской церкви Исихия. Святой Евтихий получил первоначальное образование и христианское воспитание от своего деда-священника. Однажды во время детской игры мальчик написал свое имя с титулом патриарха и этим как бы предуказал свое будущее служение. В возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования. Юноша преуспел в изучении наук и понял, что человеческая мудрость – ничто пред учением Божественного Откровения. Он решил посвятить себя иноческой жизни. Святой Евтихий удалился в один из амасийских монастырей и принял в нем Ангельский чин. За свою строгую жизнь он был поставлен архимандритом всех амасийских монастырей, а в 552 году возведен на патриарший престол. Когда при святом благоверном царе Юстиниане (527–565) готовился созыв V Вселенского Собора, митрополит Амасийский был болен и отправил вместо себя святого Евтихия. В Константинополе престарелый патриарх святой Мина (536–552, память 25 августа) увидел блаженного Евтихия и предсказал, что он будет после него патриархом. После смерти святого патриарха Мины апостол Петр явился в видении императору Юстиниану и, указав рукой на Евтихия, сказал: "Пусть он будет поставлен вам епископом". В начале патриаршего служения святого Евтихия был созван V Вселенский Собор (553), на котором отцы осудили возникшие ереси и предали их анафеме. Однако через несколько лет в Церкви возникла новая ересь, автортодокетов, то есть "нетленномнителей", которые учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Святой Евтихий смело изобличил эту ересь, но император Юстиниан, сам склонившийся к ней, обрушил свой гнев на святителя. По приказу императора воины схватили святителя в храме, сорвали с него патриаршее облачение и отправили в ссылку в Амасийский монастырь (в 565 году). Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в монастыре в посте и молитве и совершил много чудес и исцелений. Так, по его молитве у жены благочестивого мужа Андрогина, прежде рождавшей на свет только мертвых младенцев, родились и достигли зрелого возраста два сына. Два глухонемых отрока получили дар речи; два ребенка, тяжело болевшие, выздоровели. Святитель исцелил раковую болезнь на руке художника. Другого художника святитель исцелил, помазав его больную руку елеем и сотворив над ней крестное знамение. Святитель исцелял не только телесные, но и душевные болезни: изгнал из отроковицы беса, не допускавшего ее ко Святому Причащению; изгнал беса из юноши, убежавшего из монастыря (после этого юноша вернулся в свою обитель); исцелил прокаженного-пьяницу, который, очистившись от проказы, перестал пить. Во время нападения персов на Амасию и всеобщего разорения жителей по указанию святителя из монастырских житниц давали зерно голодающим, причем запасы зерна в обители по его молитвам не оскудевали. Святитель Евтихий получил от Бога дар пророчества; так, он указал имена двух императоров-преемников Юстиниана – Иустина (565–578) и Тиверия (578–582). После смерти святого патриарха Иоанна Схоластика святой Евтихий в 577 году вернулся на кафедру из 12-летнего изгнания и снова стал мудро управлять своей паствой. Через четыре с половиной года после возвращения на патриарший престол святитель Евтихий в Фомино воскресенье 582 года собрал весь клир, преподал благословение и с миром отошел ко Господу.
    3 комментария
    228 классов
    1 комментарий
    168 классов
    Не буду радоваться потому, что праведен, но буду радоваться потому, что искуплен. Буду радоваться не потому, что свободен от грехов, но потому, что мне прощены грехи. Не буду радоваться ни потому, что служу, ни потому, что мне кто-то служит, но потому, что имею ходатая пред Отцом - Христа, и потому, что за меня пролита кровь Христова. Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
    1 комментарий
    26 классов
    7 комментариев
    568 классов
    Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нем с сокрушением сердца. Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила. Преподобный Иоанн Лествичник
    6 комментариев
    168 классов
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ: КАК ПРОЖИТЬ, КАКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПОСЕТИТЬ Страстная седмица – время, когда Христос просит нас помочь нести Его крест. 🔥🔥🔥 Страстная седмица (неделя) особая в богослужебном отношении как для жизни каждого христианина, так и для жизни Церкви. Даже в Великом посту Страстная седмица стоит особняком. Это время, когда Господь наш Иисус Христос начинает Свой крестный путь на Голгофу, когда каждый из нас может прикоснуться к удивительной, страшной и великой Тайне Искупления Спасителем всего человеческого рода. На Филиппинах среди католиков существует обычай: некоторые мужчины в буквальном физическом смысле дают себя распять на кресте, чтобы максимальн
Любимый батюшка Гавриил... На Страстной Неделе он не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив. Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа. В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите...Помогите...Христос Крест несёт по Голгофе...» Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время Литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденног
Победа в будущей войне обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи… Что бы произошло, если бы покаялись все христианские народы? Кто бы тогда победил? Тогда бы победили все, и такая победа была бы самой блестящей, потому что тогда не было бы войны. Ибо, поскольку качество человеческого духа обусловливает победу, постольку же оно обусловливает и самую войну. О, какое было бы счастье для человечества, если бы все покаялись и все бы победили! Но, хотя и нет ничего легче и спасительнее покаяния, теперешние люди избрали тягчайший и самый пагубный для них путь – бедствий и страданий… Свя
Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех - страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Чувствует ли радость вор? Какая там радость - ведь ее чувствует тот, кто делает добрые дела. Тут вон даже если найдешь что-нибудь на дороге и поднимешь, сказав себе, что это вещь твоя - и то сразу потеряешь покой. Нашедший не знает, кто потерял эту вещь, он никого не обидел и не ограбил, однако покоя все равно лишается. А что же говорить о воре! Даже когда человек просто что-то принимает от другого - он не чувствует той радости, которую испытывает, когда сам что-то дает. А уж какая там радость, если воровать и обижать са
Показать ещё