324 комментария
    1.5K классов
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасху называют «Праздником Праздников». Действительно, торжество Православной Пасхи занимает центральное место в христианском церковном календаре. Еë предваряет путь Страстей Господних. Голгофа! Кто бы мог из властителей мира подумать тогда, что это место станет известно всему человечеству. Распятие! Кто из римских сенаторов, мог в дурном сне увидеть то, как орудие рабского позора – Крест – станет Символом торжества и надежды миллионнов и миллионов людей! Гробница Христова! Кто из палачей Христовых мог помыслить, что она окажется пуста? Христос Воскрес... Каким убеждением и вдохновением звучит Пасхальное Слово Иоанна Златоустого! Какой правдой и силой! "Смерть, где твое жало? - восклицает он, - Ад, где твоя победа?" Но встает вопрос – как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад – но кажется порой, что из глубины ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла... как же верить этому свидетельству, где же истина? Чтобы ответь на этот вопрос, надо понять и осознать то, что Христос действительно умер. Вдумаемся: умерла воплощенная Любовь Божия! И в смерти Своей Она сходит в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Бог стал Человеком и как человек умер – но не Своей, а твоей и моей смертью. Грех убивает, безбожие убивае, потеря Бога убивает. Христос безгрешен, Он - Бог Живой. Как Бог Он не мог умереть естественной для грешного человека смертью. Но Он нас возлюбил, так возлюбил, что стал с нами единым по человеческой плоти, и вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Страшные слова вырываются у Христа на кресте, слова которые являются итогом любой человеческой жизни: «Боже, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?». Он в полноте приобщается земной богооставленности. И с нею умирает. И сходит, как и каждый живущий до Него во ад. Широко раскрылся ад, чтобы, наконец, пленить, победить, удержать Того, Кто на земле рушил его царство. И тут происходит непостижимое. Ад был поражен Божеством; мрак мгновенно возсиял Божественным светом; смерть, которая там царила, исчезла. Ведь Бог - Сама Жизнь. Ведь Христос сходит во ад в славе, в славе Своего Божества. Жизнь царит! Царит во аде! Христос царит! А смерть отныне на земле теперь не страшна; она – не более чем сон, она – успение, дарованное каждому Богом – Который Вечная жизнь, смерть теперь – светлое ожидание и нашего воскресения из мертвых... Христос Воскрес! Воскрес телесно, как предстоит теперь воскреснуть каждому, кто причастен Его плоти и крови. И не страшен нам ад, как бы он ни был жесток, беспощаден; как бы он на земле ни проявлялся жутко и бессердечно. Христос Воскрес! Потому не боимся больше мы, верующие, христиане - никого, кто у нас может отнять земную жизнь, потому что нам во Христе и через Христа принадлежит Жизнь Вечная. Христос Воскрес! Сон смертный, сон греха проходит – и начинается Пакибытие, Настоящая Жизнь с Богом и в Боге. Христос Воскрес! И Врата ада сломлены навсегда и никаким силам злобы не победить Церкви, не победить Царства Божия, Царства жизни и Царства любви. Христос Воскрес! И миллионы и миллионы христиан, живших до нас всем своим опытом и дерзновением веры у Престола Божия зовут нас в вечную Радость Господню. В эти святые Пасхальные дни, дни дерзновения веры и торжествующей на земли любви Божией все они, все мы - живущие теперь, все те, кому ещë предстоит войти в Радость Господню после нас: все мы вместе единым сердцем и едиными устами восклицаем: "Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?" ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Александр Ильинский
    2 комментария
    32 класса
    ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ: КАК ПРОЖИТЬ, КАКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПОСЕТИТЬ Страстная седмица – время, когда Христос просит нас помочь нести Его крест. 🔥🔥🔥 Страстная седмица (неделя) особая в богослужебном отношении как для жизни каждого христианина, так и для жизни Церкви. Даже в Великом посту Страстная седмица стоит особняком. Это время, когда Господь наш Иисус Христос начинает Свой крестный путь на Голгофу, когда каждый из нас может прикоснуться к удивительной, страшной и великой Тайне Искупления Спасителем всего человеческого рода. На Филиппинах среди католиков существует обычай: некоторые мужчины в буквальном физическом смысле дают себя распять на кресте, чтобы максимально прочувствовать страдания Христовы. Это, конечно, чересчур. Но в сердечном, духовном и умственном отношении мы должны с Божьей помощью максимально приблизиться, ПОЗНАТЬ эту Тайну Искупления через Страсти Христовы. Нам необходимо по мере возможности мысленно переселиться в Святой Град Иерусалим времени последней для Христа Пасхи на земле. Удивительный парадокс: когда мы проживаем в себе предательство Иудой Христа, Тайную Вечерю, синедрион, суды у Ирода и Пилата, крестный путь на Голгофу, Распятие и смерть Сына Человеческого, умирает наш ветхий земной человек и воскресает новый – НЕБЕСНЫЙ. Тайная Искупления, Тайна Страстей Господних, Тайна Воскресения Христова дарует человеку жизнь. Именно потому так важно ПРОЖИТЬ Страстную седмицу вместе со своим Богом. Богослужения Православной Церкви как раз и направлены на духовное соединение человеческой души со своим Создателем. Страстная неделя в этом году продлится с понедельника 13 апреля (н. ст.) до Пасхи (18 апреля н. ст.). Она является самой строгой в Великом посте. Обычно в этот период Церковь предлагает нам отложить (конечно, по возможности) все свои мирские дела для того, чтобы углубиться в подвиг Господа нашего Иисуса Христа, в Его Крестные страдания и смерть, понесенные Богочеловеком для нашего спасения. Потому все дни Страстной недели (по-церковному – седмицы (семь дней)) называются Великими. О них мы расскажем по порядку… 🔥 В Великий Понедельник вспоминается проклятие Христом смоковницы, которая не приносит плода (Евангелие от Марка 11:12–27). Церковь хочет сказать человеку прежде всего о том, что, если он искренне молится, то по его молитве Господь творит чудеса. С другой стороны, мы должны помнить, что нашим душам не следует превращаться в бесплодную смоковницу, не приносящую плода молитвы, покаяния, дел милосердия, любви. 🔥 В Великий Вторник поддерживается тема Великого понедельника притчей о десяти девах (Евангелие от Матфея 25:1–13). Пять дев были мудры и имели в своих светильниках елей, потому зажгли их и вошли вслед за женихом в покои, а пять нерадивых не имели масла в светильниках. Они не смогли их зажечь, когда появился жених. И их в покои не пустили. В православном богословии дается следующая трактовка притчи: жених – это Христос, девы – наши души, масло в светильниках – добрые дела, вхождение в покои – рай, невхождение в покои – ад. Евангелие нас учит тому, что мы должны быть готовы ко Второму пришествию Христовому. Эта готовность состоит в том, что нам необходимо творить добрые дела милосердия, молитвы, поста, покаяния, заботиться о ближнем. 🔥 Великая Среда В Великую среду вспоминается предательство Христа Иудой. С этого дня в храмах запрещаются земные поклоны до праздника Святой Троицы и не читается Псалтирь до окончания Светлой седмицы. 🔥 В Великий Четверг вспоминается установление Спасителем на Тайной Вечери Божественной литургии, на которой благодатью Святого Духа хлеб, вода и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы – спасительные для души и тела человека. Ведь сам Господь сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Уже вечером в Великий четверг начинается чтение Страстных Евангелий, то есть тех отрывков Святого Писания, которые повествуют о предательстве Иудой Христа, суде над Ним, страданиях и крестной смерти Богочеловека. 🔥 Великая Пятница – особый день в жизни православных христиан. Это день смерти Иисуса. Потому во второй половине дня из алтаря износится особая икона – Плащаница, представляющая собой ткань с изображенным на ней Телом Христовым, полагающимся во гроб. Плащаница износится на центральный аналой для поклонения, где верующие могут приложиться к ней, мысленно и сердечно переживая момент смерти Христовой. 🔥 Великая Суббота В Великую субботу вспоминается телесное погребение Спасителя и сошествие Его во ад для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников и ввести их в рай. Потому ранним утром (около 3-5 часов) совершается утреня, крестный ход с плащаницей вокруг храма, что символизирует собой сошествие Христа во ад и одновременно погребение учениками Его тела. После субботнего богослужения верующие начинают готовиться к Светлому Воскресению Христовому. 🔥Светлое Христово Воскресение В пищевом отношении дни Страстной недели также непростые. Для православного христианина в это время желательно воздержатся от употребления пищи животного происхождения. Разрешается только растительная пища. Монастырский устав предлагает питание распределить следующим образом: понедельник, вторник и среда – сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), четверг – вареная пища с растительным маслом, суббота – вареная пища без растительного масла. В Великую пятницу, по крайней мере до вечера, нужно стараться и вовсе обходиться без пищи и воды. Но, конечно, меру своего поста желательно обсудить со своим духовником или со священником. Православие – это путь золотой середины. В Страстную седмицу нам, дорогие братья и сестры, необходимо сердечно, духовно, мысленно и некоторым образом телесно приблизиться к подвигу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Попытаемся же, говоря словами святого первоверховного апостола Павла, спогребтись со Христом, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. Иерей Андрей Чиженко
    2 комментария
    95 классов
    Праведный Симео́н Богоприимец ДНИ ПАМЯТИ 16 февраля ЖИТИЕ ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк.2:25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия – Христос Господь. Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285–247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис.7:14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы". С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии. И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец" (Лк.2:22-35). Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк.2:36-38). О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212–1220; † 1232; память 8 октября).
    2 комментария
    93 класса
    7 апреля Церковь отмечает богородичный двунадесятый праздник БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. В этот день православные вспоминают событие, описанное в Евангелии от Луки (1-я глава, стихи 24–38). ПРАЗДНУЕМОЕ СОБЫТИЕ Через шесть месяцев после зачатия святого Иоанна Предтечи к Пречистой Деве Марии в город Назарет, где Она жила, будучи обручена с благочестивым старцем Иосифом, явился Архангел Гавриил. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», — обратился он к Марии. Пречистая смутилась, не понимая, почему он так приветствовал Её. Затем Архангел поведал Марии благую, т. е. радостную, весть (отсюда название праздника — Благовещение) о том, что Она родит Спасителя мира, Которого много веков ждёт человечество, и назовёт Его Иисусом. Дева спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ведь Она дала обет девства, и именно поэтому по достижении зрелого возраста Мария, до этого воспитывавшаяся при Иерусалимском Храме, была обручена престарелому вдовцу Иосифу, который должен был стать хранителем Её чистоты (просто оставаться одинокой женщине в те времена запрещалось). «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим», — объяснил небесный посланник. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», — смиренно ответила Мария, тем самым дав согласие на участие в Божественном домостроительстве искупления человечества. Это событие стало началом (по-церковнославянски «главизной») нашего спасения, так как тогда в маленьком городке Назарете произошло сверхъестественное зачатие Второй Ипостаси Пресвятой Троицы — Сына Божьего, пришедшего в мир, чтобы спасти человечество от власти греха и смерти. По преданию, в момент явления Архангела Гавриила Пречистая читала книгу пророка Исаии, а именно — те строки, в которых говорится о грядущем рождении Еммануила от Девы, — и размышляла о том, кто же будет эта великая Дева. Мария мечтала хоть как-то послужить Ей. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА Благовещение — один из двух самых первых установленных Церковью богородичных (посвящённых Богородице) праздников (второй — Успение). Согласно одной версии, он был учреждён в дни правления святого императора Юстиниана (VI век). Согласно другой, существовал уже в первой половине V века, согласно третьей — вообще в III веке. В древности этот праздник носил разные названия: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии… Почему он отмечается 7 апреля? От этой даты до 7 января (Рождества Христова) — ровно 9 месяцев. Таким образом, Благовещение, в которое православные вспоминают сверхъестественное зачатие Спасителя, отмечается за 9 месяцев до Его рождения. Поскольку, как правило, Благовещение приходится на дни Великого поста, долгое время было принято отмечать его 7 апреля только в случае, если дата выпадала на выходной день. Если же она приходилась на будний день — празднование переносилось на ближайшие выходные. Совершать торжества именно 7 апреля, независимо от дня недели, постановил Трулльский собор (691–692 гг.). Также в VII веке как общепринятое было закреплено и современное название праздника. Сегодня у Благовещения Пресвятой Богородицы есть предпразднство (6 апреля) и попразднство (8 апреля). Но это только в случае, если праздник не выпал на Лазареву субботу (тогда Благовещение «лишается» попразднства), на Вход Господень в Иерусалим, Страстную или Светлую недели (тогда праздник длится лишь один день). К слову, с Благовещением связан праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (отмечается в 5-ю субботу Великого поста), который до закрепления за Благовещением неизменной даты был, как считается, его предпразднством. ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В ЭТОТ ДЕНЬ? Согласно Уставу, если Благовещение не выпадает на Страстную седмицу (неделю), в этот день разрешается вкушать рыбу. ТРОПАРЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю. Перевод: Сегодня начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! КОНДАК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая! ВЕЛИЧАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
    2 комментария
    58 классов
    ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА, ИГУМЕНА СИНАЙСКОГО Дни памяти 12 апреля Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..." Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся..., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства. Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают". Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени "Лествицы" – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12).
    1 комментарий
    66 классов
    Благоверный князь И́горь (в Крещении Гео́ргий, в иночестве Гаврии́л) Ольгович, Черниговский и Киевский Дни памяти 18 июня Величание благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й благове́рный вели́кий кня́же Иго́ре, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего. Память блаженного князя Игоря Черниговского Бог знает все наши грехи – и не потому, что священник их на исповеди выслушивает. А для чего же нужна исповедь? Дело в том, что, называя свои грехи, человек испытывает некий стыд, который оказывает на него лечебное воздействие. Но самое главное – то, что кающийся познает свою греховность. Избавиться от какой-то опасности можно, только эту опасность осознав. И исповедание наших грехов как раз и есть это осознание. Если человек, каясь в некоем проступке, осознает его именно как грех, как опасность, он с этого момента может вступить в борьбу с этим грехом. Поэтому, казалось бы, чем чаще человек исповедуется, тем лучше, тем в большей чистоте он будет держать свою душу. Формально это так. Но в любом деле, а тем более в духовной жизни важно не только что́ человек делает, а важно, ка́к он это делает. И поэтому очень важно то, как мы исповедуемся. Есть ли у нас действительно сокрушение в том, в чем мы каемся? Нет ли у нас в этом самооправдания? Нет ли у нас магического отношения к таинству покаяния? Не думаем ли мы, что если мы просто назвали грех, то он нам автоматически прощен? Это большое заблуждение. Называние грехов – это всего лишь исповедь. Но бывает так, что исповедь совершена, а таинства нет. Таинством в Церкви мы называем все то, где присутствует освящающая благодать Святаго Духа. Вот стоят два человека, мужчина и женщина, и мы их венчаем. Приходит невидимая благодать Святаго Духа – и они становятся мужем и женой, одним телом. Или, допустим, мы освящаем воду: священник манипулирует руками и произносит какие-то слова – и вот эта вода, которую мы пять минут назад налили из-под крана, может изгонять бесов из квартиры. Она может подавать нам терпение, утихомирить наш гнев. А на глаз этого не видно, и, если на кинопленку снимать, ничего такого тоже не увидишь, даже при замедленном воспроизведении. Нечто подобное происходит и в таинстве покаяния. Если человек, подходя к исповеди, осознал в себе некий грех, который в нем живет, и этот грех оплакивает, просит у Бога прощения и изо всех сил своей души желает от него избавиться, то, если это действительно так, приходит к человеку невидимая благодать Божия – и грех исчезает. Если после того, как человек раскаялся, он в этот грех больше не впадает, значит, грех ему прощен. А если он опять и опять в этот грех впадает, значит, грех ему не прощен. Что такое прощен? Это значит изглажен, сделан не бывшим. А раз мы в одни и те же грехи впадаем, то это значит, что Господь их нам не прощает. Почему мы часами готовы у священников одного, другого, третьего время отнимать, но ничего с нами не происходит? Потому что на самом деле мы не хотим от своего греха избавиться: он нам сладок, он нам радостен, мы им услаждаемся; грех нам очень дорог, он нами любим. Поэтому хотя мы на исповеди говорим, что согрешаем раздражением, но это не значит, что мы собираемся от этого раздражения избавляться, что мы сделаем какое-то усилие, чтобы оно ушло. Так же и с грехами осуждения, зависти, злобы и многими другими. Поэтому если мы не возьмемся за ум, не подойдем к этой проблеме серьезно, то мы во грехах умрем. В Писании сказано: «Смерть грешников люта». Почему Господь так медлит и не посылает нам смерть, а иногда даже дает нам очень долго поболеть? Вообще для чего нам болезни даются? Для того чтобы мы перестроили свою жизнь, потому что больной человек как-то вырывается немножко из мира своих страстей. И Господь медлит, потому что путь искоренения в себе грехов очень долог, а Господь не хочет нам лютой смерти. Лютая – не значит насильственная или тяжелая. Лютость смерти человека, умершего во грехах, заключается в том, что, как только душа его отходит от тела, тучи гнездившихся в ней бесов нападают на нее и дерут ее на части. Это состояние называется мытарством, от слова «мытарь» – сборщик пошлин. Какая же пошлина будет собираться с нашей души? Душа будет испытываться тем, чем она полна. И если она есть обитель демонов, то мы не сможем достигнуть Царствия Небесного. Бесы не допустят нас туда, они нашу душу будут воспринимать как свою. Господь говорит: «Нельзя служить двум господам», то есть немножко Богу, немножко дьяволу. Если взять целую бочку белой краски и капнуть туда чуть-чуть коричневой, то цвет уже будет не белый. Вот так и с душой. Если наша душа, созданная Богом, исковеркана грехами, то мы не можем войти в Царствие Небесное – Царство чистоты, правды, любви. Поэтому нам нужно постоянно трудиться. Одной веры в Бога недостаточно для спасения – надо еще эту веру оживить делами веры. Многие говорят: а я ничего такого плохого не делаю. Мало ничего плохого не делать, нужно еще делать хорошее. Покойник, когда лежит в гробу, тоже ничего плохого не делает, но это не значит, что он жив. Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Поэтому, если мы хотим быть христианами, мы должны быть живыми: у нас должна быть живая вера, у нас должна быть живая молитва, живое покаяние, живая любовь к Богу, – мы должны жить полной жизнью. А если у нас этого пока нет, то мы должны постоянно к этому стремиться, иначе всю жизнь мы можем превратить в формальность: по привычке в церковь ходить, бездумно креститься – услышали «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», и автоматически крестимся. Вечер пришел, открыли молитвослов: «Слава тебе, Боже... Царю Небесный, Утешителю...», совершенно забыв о том, к Кому взываем – к Самому Царю Небесному, чтобы Он пришел и вселился в нас. А готовы мы к этому? Может Он нашу душу посетить, когда вся жизнь наша представляет комок страстей, в которых мы кипим, живем, суетимся? Поэтому надо стараться от всего этого отойти. Это не значит, что нужно забросить домашние дела, не есть, не пить, не стирать. Нет, надо просто свое сердце от этого всего отодвинуть; сердце должно принадлежать одному Богу. Грешник – это не обязательно тот, кто совершает плохие поступки. Человек может не совершать никаких плохих поступков, может не произнести никогда в жизни ни одного худого слова, может даже никогда плохой мысли в свою голову не впускать – и быть страшным грешником, хуже всякого убийцы, злодея, грабителя, насильника. Грешник – это человек, который живет своей собственной жизнью, отдельной от Бога. А уж когда человек отделился от Бога, это выражается по-разному: один просто в своей гордыне пребывает и наслаждается собой, другой Лермонтова изучает, третий марки собирает, пятый водку пьет – это не играет никакой роли. Собирать марки – такое же безумие, как пить водку, или колоться наркотиками, или ходить по ресторанам, или в карты играть всю ночь. В этом нет принципиальной разницы, как нет принципиальной разницы, чем человек болен, туберкулезом или раком четвертой степени. Какая разница, от чего умирать. Всякая отдельная от Бога жизнь – это есть смерть. Поэтому если наша жизнь отделяется от Бога, значит, мы пребываем в зоне смерти, мы мертвы. Поэтому надо жизнь постоянно оживлять, надо постоянно приходить в храм, постоянно причащаться, делать усилие над собой, каяться в грехах. Каяться – значит исправляться. Какие-то свои грехи мы уже познали, и надо изо всех сил стараться воздерживаться от них. Если не можем целый день воздерживаться, хотя бы полдня; если не можем полдня, хотя бы два часа в день. Чтобы на следующий год воздерживаться два с половиной часа, а еще через год – три. И так постепенно вытеснять грех из своей души собственным усилием и молитвой к Богу. И если мы будем все время так стараться, все время будем к этому идти, то постепенно Господь, видя наши усилия, будет нам помогать. Не думайте, что этот, даже малый, труд останется бесполезным, хотя, конечно, Царство Небесное не приходит приметным образом. Нельзя вот так сразу из такого поганца, которого ты из себя представляешь, вдруг стать святым человеком, как Серафим Саровский, или Сергий Радонежский, или благоверный князь Игорь, память которого мы сегодня празднуем. Это редко случается. Тут должен быть род особенный. Чтобы с детства быть святым, важно, кто твоя мама и кто твой папа, кто твой дедушка и кто твоя бабушка, кто прадедушка и кто прабабушка. Недаром раньше в деревнях, когда невесту сыну выбирали, смотрели не только на ее родителей, а кто у нее дед и бабка. Потому что, может быть, у нее в четырнадцатом колене пьяницы были – а вдруг это проклюнется, не дай Бог. То есть это вещи очень серьезные. И жизнь – тоже очень серьезная вещь. А если думать иначе, все превращается в бессмыслицу. Заработать деньги, чтобы только проесть их, пропить или какое платьишко себе купить, одеть, пофорсить. И ради этого стоит жить? Ради этого стоит работать целый месяц, чтобы кто-то сказал: «Ах, как тебе хорошо»? Это же безумие. К сожалению, многие так и живут этим безумием. Думают: все так, ну и я так. А если все идут в ад, это же не значит, что тебе тоже этого хочется. Но человек о смерти старается не вспоминать. Смерть – это некая неприятность, несчастный, нелепый случай. Умер кто-то – скорей закопать и забыть. Живут так, как будто с ними этого никогда не произойдет. Вот собачка – принесли ей еды, она съела; кто-то из знакомых подошел, она хвостом виляет; другая собачка прошла, она на нее залаяла. Вся жизнь из таких рефлексов и состоит. Но мы все-таки люди, мы же так не можем, мы должны думать о том, что будет завтра. Вот мы умрем – что мы после себя оставим, с чем пойдем туда? Вчера мне одна раба Божия говорит: «Только дурак не признает загробную жизнь». Я спрашиваю: «Что же ты тогда в церковь не ходишь, не крестишься?» – «Да вот как-то...» А что «как-то», непонятно; даже не может найти определение, что мешает взяться наконец за дело. Потому что это и есть в наше время настоящее, реальное дело – спасение души своей. Разве наша душа не стоит того, чтобы этим всерьез заняться? Занимаемся кто чем, всякими глупостями, в основном всякими разговорами. Но это же недостойно человека. А Господь милостив, ждет, хочет нашего спасения. Поэтому нам нужно почаще трезво взглядывать на себя, на свою жизнь; почаще к Богу обращаться, чтобы Господь наш ум просветил. То, из чего жизнь наша состоит, – это и есть грех, потому что в этом совсем нету Бога. А мы должны свою жизнь всю обоготворить. Апостол Павел говорит: что бы мы ни делали: едим, пьем, стоим, сидим, едем, – все надо делать во славу Божию. Как же этого достичь? Для этого нужно непрестанно помнить о Боге. Вот кто-то тебя задел, и ты раздражился. А ты вспомни, что на тебя сейчас Господь смотрит и видит, что крещеный человек говорит какие-то слова нехорошие, грубые, или, может быть, слова-то хорошие, но тон уж больно нехороший, обидный. Ты подумай, что Господь пришел на землю, пролил Свою кровь не для того, чтобы ты кого-то обижал, а чтобы, наоборот, ты пожалел, простил, помог. Надо нам постоянно помнить о том, что мы будем умирать. Мы должны думать об этом каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Вот тогда мы, собственно, поймем, что такое жизнь. Тогда мы будем ее ценить, ценить каждую минуту. Ведь наше пребывание здесь, на земле, очень ограниченно, каждая минута дорога. А мы тратим впустую бездну времени и потом жалеем, у нас в душе остается пустота. Изменить это можно только таким образом: надо свою жизнь воцерковить, чтобы все в ней было подчинено мысли о Боге. Поговорить-то о Боге все любят, каждый перед другим тщеславится, хочет рассказать другому, что он прочитал из полутора книжек, да еще с таким видом, как будто сам уже все это прошел и познал. Но разговор о Боге – это еще не значит духовная жизнь. Сколько ни говори «халва, халва», во рту сладко не станет. Надо обязательно делать что-то, тогда что-то и будет происходить. От делания все и зависит. Мы очень любим всякие вопросы задавать, но это есть просто удовлетворение своего любопытства, то есть пища для ума. А духовная жизнь – это пища сердца, потому что наша душа находится в сердце. Вот о душе-то и надо больше всего думать. Некоторые говорят: заботиться только о своей собственной душе – это эгоизм. А постоянно в склоках пребывать – не эгоизм? А постоянно только о материальном печься, причем о своем материальном, – не эгоизм? Вот это-то как раз и есть эгоизм. А когда человек занимается спасением своей души, он это делает не для себя, а для Бога, то есть для другого существа, более высшего. И когда человек спасает свою душу, вокруг него спасаются тысячи, потому что от него идет свет Божий. Этот человек является живой Церковью, он как храм, в нем живет Дух Святой – и вокруг все начинает загораться... И так это идет, идет и уже дошло до наших дней. Вы только представьте: тот огонь, который принес на землю Христос, уже две тысячи лет горит и не угасает! Носителей его становится все меньше, и когда их останется совсем маленькая кучка, тогда Господь придет во второй раз. Тогда эта земля уже будет не нужна, она исчезнет, потому что она и создана только для того, чтобы быть пьедесталом этого огня. Что толку в подсвечнике, если на нем не горят свечи? Что толку в человеке, если в нем нет души? Это просто труп, поэтому его и закапывают. Потому что как только из человека ушла душа, он тут же начинает разлагаться: пройдет два-три дня – и вонь, невозможно жить, чума может начаться. Так и человечество, из которого ушел Дух Божий, превращается в духовный труп, который ни на что не нужен – его только закопать или сжечь. Поэтому Господь и говорит о геенском огне. Вся земля создана только для одного: чтобы душа человеческая горела, как свеча, а пламя направлялось к Богу. Для этого Господь и Церковь основал, дал нам Священное Писание, дал нам такую возможность, что мы можем покаяться. Вот мы омылись от своих грехов в таинстве святого крещения, но утеряли эту чистоту своими грехами. Построй новую квартиру, закрой ее на ключ и не ходи туда. Придешь через пять лет – ну и что ты увидишь? Что там полно всякой грязи, пыль везде, то есть надо опять генеральную уборку делать, окна мыть. Вот так же и с душой нашей. Если мы даже в своей душе, в этой квартире, всяких безобразий не делаем, то она все равно грязью покрывается. А мы-то делаем! Каких только грехов у нас нет. Поэтому нам нужно постоянно, постоянно трудиться; день и ночь, день и ночь заниматься своей душой. Тогда и результат будет: мы познаем Бога, мы узнаем, что такое Царствие Небесное. У нас в душе будет такая радость, у нас будет такая вера, у нас будет такая ясность в голове. Мы всегда будем знать, что нам делать; у нас не будет никакой путаницы, потому что мы будем знать путь. И если даже не сможем далеко по этому пути пройти, то сможем осветить его хотя бы на два-три шага вперед, на сколько хватит света в нашей душе. А почему мы живем в темноте, в полной дезориентации и не знаем, как нам быть? Потому что свет только один – Христос. Он сказал: «Я свет миру». Другого света нет, все остальное в мире, что не Христос, – это ложь, это обман, фикция. Даже сатана, чтобы привлечь человека, вынужден рядиться в добро, потому что только добро есть свет. Поэтому он принимает такие обольстительные формы, которые лишь на вид хороши. Специально так делает, чтобы человека привлечь, а на самом деле в этом никакой красоты нет, а есть один сплошной обман. Поэтому нам нужно стремиться к истинной красоте, которая заключается только во Христе. Все, что как-то связано со Христом, то и есть красота, потому что в этом жизнь. Что имело хоть какое-то касание ко Христу, то и живет. В чем только есть искра Божия, то вечно. А в чем нет искры Божией, то умирает, это все никому не нужно, все это серость, пошлость, дьявольщина. Потому что дьявол ничего не может создать. Сколько ни тужится, он может только вот эту серую пошлость создать, только исказить все настоящее, он может только подражать, как обезьяна. И человека, чтобы ему на эту обезьянью приманку попасться, нужно сперва превратить в обезьяну – тогда он будет творить свои обезьяньи дела. Но если мы хотим быть христианами, мы не должны быть обезьянами, мы должны быть ангелами, мы должны жить ангельской жизнью. Конечно, если мы произошли не от Бога, а от обезьяны, ну тогда что нам остается? Только отрастить хвост и прыгать. Как большинство человечества: только хи-хи, ха-ха. Чем люди занимаются? Поесть, попить, поблудить в удовольствие; вот и вся жизнь: здесь поблудил, там поблудил, там нагадил, здесь напакостил, здесь изуродовал, там поломал. Потому что обезьяне все равно, что амфора античная, что горшок ночной. Она не различает, не чувствует красоты. Она не может ее чувствовать, потому что красота духовна. Почему человек сейчас такой стал страшный, ничего не чувствует? От потери Духа Божия. И если мы хотим из этого выйти, то нам надо стараться каяться в грехах, то есть эту коросту всю с себя счищать. Наклоним голову, будем просить у Бога, чтобы Господь нас очистил. Протоиерей Димитрий Смирнов. Крестовоздвиженский храм, 18 июня 1987 года, перед исповедью Молитва благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому О, святы́й уго́дниче Бо́жий, страстоте́рпче благове́рный, кня́же И́горе! Ты из мла́да Бо́га возлюби́л еси́, мудрова́ния плотска́я, че́сть и сла́ву кня́жескую ни во что же вмени́л еси́ и мона́шескаго о́браза, еще́ ю́ный ле́ты, дости́гл еси́, к Бо́гу еди́ному все́ю душе́ю твое́ю прилепи́лся еси́, и благо́е и́го Христо́во на ся взем, путе́м спаси́тельным неукло́нно ше́ствовал еси́ да́же до сме́рти му́ченическия. Сего́ ра́ди венча́ тя Госпо́дь, блаже́нне И́горе, венце́м сла́вы и прия́т в Своя́ Небе́сныя селе́ния, иде́же ты ны́не, неизрече́нныя сла́вы и ра́дости наслажда́ющеся в невече́рнем дни Ца́рствия Христо́ва, с ли́ки святы́х страстоте́рпцев и всех святы́х Бо́га о нас умоля́еши. Мо́лимся тебе́, свя́тче Бо́жий, припа́дая к честно́му о́бразу твоему́: моли́ся о нас гре́шных и непотре́бных, испроси́ моли́твами твои́ми ми́ра держа́ве на́шей, гра́ду сему́ (и свято́му хра́му сему́) благода́ти и ми́лости. Це́рковь святу́ю огради́ моли́твами твои́ми от ересе́й и раско́лов, па́стырем ея́ испроси́ ре́вность и благоче́стие, всем же нам любо́вь нелицеме́рную и терпе́ние да́руй, грехо́в на́ших проще́ние, боле́зней и вся́ких неду́гов исцеле́ние. Покры́й и сохрани́ всех нас от вся́ких бед, скорбе́й и напа́стей, да, благодаря́ще, просла́вим Святу́ю Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
    2 комментария
    35 классов
    ЧАСТО СПРАШИВАЮТ: Почему после исповеди человек снова и снова впадает в тот грех, в котором он исповедовался? ОТВЕЧАЕМ: Эту ситуацию удивительно точно описал когда-то блаженный Августин: «…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: “Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас”. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить». Если душа наша привязана ко греху, грех остается привлекательным и желанным. А ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце. И если мы пришли на исповедь для того, чтобы Бог избавил нас от греха, а сердце наше в это время кричит: «Только не сейчас, Господи!» — то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно. Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще… Но каяться в таком грехе все равно необходимо. Ведь для того чтобы покаяться на исповеди, человеку нужно преодолеть барьер собственного стыда перед священником. Этот стыд часто оказывается целебным, потому что подразумевает внутренне усилие кающегося. Видя этот труд, Господь дает нам возможность увидеть грех во всем безобразии и возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние и избавление от греха. #говорят_что
    1 комментарий
    37 классов
    Любимый батюшка Гавриил... На Страстной Неделе он не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив. Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа. В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите...Помогите...Христос Крест несёт по Голгофе...» Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время Литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденного и услышанного прихожане думали, что собственными глазами видели Распятие Иисуса Христа...
    9 комментариев
    145 классов
    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные.   Если Ты хочешь, Господи, – можешь  очистить  и  освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из  меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе,  Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и  прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных,  утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Амин Повседневная Молитва Парфения Киевского.
    1 комментарий
    38 классов
pravoslaviye

ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасху называют «Праздником Праздников». Действительно, торжество Православной Пасхи занимает центральное место в христианском церковном календаре. Еë предваряет путь Страстей Господних. Голгофа! Кто бы мог из властителей мира подумать тогда, что это место станет известно всему человечеству. Распятие! Кто из римских сенаторов, мог в дурном сне увидеть то, как орудие рабского позора – Крест – станет Символом торжества и надежды миллионнов и миллионов людей! Гробница Христова! Кто из палачей Христовых мог помыслить, что она окажется пуста? Христос Воскрес... Каким убеждением и вдохновением звучит Пасхальное Слово Иоанна Златоустого! Какой правдой и силой! "Смерть, где
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ: КАК ПРОЖИТЬ, КАКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПОСЕТИТЬ Страстная седмица – время, когда Христос просит нас помочь нести Его крест. 🔥🔥🔥 Страстная седмица (неделя) особая в богослужебном отношении как для жизни каждого христианина, так и для жизни Церкви. Даже в Великом посту Страстная седмица стоит особняком. Это время, когда Господь наш Иисус Христос начинает Свой крестный путь на Голгофу, когда каждый из нас может прикоснуться к удивительной, страшной и великой Тайне Искупления Спасителем всего человеческого рода. На Филиппинах среди католиков существует обычай: некоторые мужчины в буквальном физическом смысле дают себя распять на кресте, чтобы максимальн
Любимый батюшка Гавриил... На Страстной Неделе он не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив. Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа. В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите...Помогите...Христос Крест несёт по Голгофе...» Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали... Во время Литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте... Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней... Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденног
Победа в будущей войне обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи… Что бы произошло, если бы покаялись все христианские народы? Кто бы тогда победил? Тогда бы победили все, и такая победа была бы самой блестящей, потому что тогда не было бы войны. Ибо, поскольку качество человеческого духа обусловливает победу, постольку же оно обусловливает и самую войну. О, какое было бы счастье для человечества, если бы все покаялись и все бы победили! Но, хотя и нет ничего легче и спасительнее покаяния, теперешние люди избрали тягчайший и самый пагубный для них путь – бедствий и страданий… Свя
Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех - страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Чувствует ли радость вор? Какая там радость - ведь ее чувствует тот, кто делает добрые дела. Тут вон даже если найдешь что-нибудь на дороге и поднимешь, сказав себе, что это вещь твоя - и то сразу потеряешь покой. Нашедший не знает, кто потерял эту вещь, он никого не обидел и не ограбил, однако покоя все равно лишается. А что же говорить о воре! Даже когда человек просто что-то принимает от другого - он не чувствует той радости, которую испытывает, когда сам что-то дает. А уж какая там радость, если воровать и обижать са
Показать ещё