В подшивке старой газеты «Ударник полей» Смоленского района Алтайского края за 1956 год попалась интересная статья. В ней речь идёт о строительстве Павлодарского комбайнового завода: - Сразу же за железнодорожной станцией Павлодар совсем недавно простирался степной пустырь. Не узнать сейчас это место. Чертят небо стрелы подъемных кранов, вгрызаются в небо ковши мощных экскаваторов, снуют многочисленные самосвалы. Вся страна помогает новой гигантской стройке. Новосибирск шлёт ей железобетонные детали, Львов – автомобильные краны, Ленинград – электрооборудование, Красноярск – лес. Из Брянской области прибыл энергопоезд.
Статья в газете "Ударник полей" Алтайского края.
Завод был рассчитан на выпуск 60 тысяч зерноуборочных и силосоуборочных комбайнов и 100 тысяч моторов в год.
Строительство было поручено организации с огромным опытом возведения промышленных объектов в сложных условиях - Главпромстрою МВД СССР (Главное управление лагерей промышленного строительства), где использовался труд заключенных. В основном это были так называемые бытовики. Сроки на строительство комбайнового завода отпускались минимальные: один-два года. Но грандиозному замыслу ускоренного сооружения завода-гиганта не суждено было осуществиться.
Начальник планово-производственного отдела завода Абрамович Исай Львович в своей книге «Воспоминания и взгляды» (она есть в интернете) пишет: - Внезапно Политбюро приняло решение переключить всю отлаженную систему Главпромстроя МВД на строительство важных военных объектов. Главпромстрой был выведен из системы МВД и передан министерству среднего машиностроения - хозяину атомной промышленности. И сразу, в одни сутки, стройка комбайнового завода из передовой превратилась в нечто захолустное, бесперспективное. Стройка зачахла. С 1955 по 1964 гг., когда я был причастен к судьбам комбайнового завода, она несколько раз переходила от одного стройподрядчика к другому и меняла свой профиль. Сначала ее передали из МВД в Главнефтегазстрой, затем в совнархоз, затем - в министерство строительства предприятий тяжелой промышленности. Сельское хозяйство перестало ориентироваться на будущий Павлодарский завод, Хрущев потерял к нему интерес - и стройку несколько раз переориентировали: сначала на завод химического машиностроения, а через несколько лет — на тракторостроительный завод. Все это, разумеется, не способствовало завершению стройки. Заказанное еще в 1956 году для завода импортное оборудование, в том числе высокопроизводительные литейные автоматы, было передано Московскому и Горьковскому автозаводам. Выстроенные корпуса не соответствовали изменяющемуся профилю завода, меняющейся технологии. Приходилось вводить перестройки, перепланировывать оборудование, организовывать производство по временным обходным технологиям.
1 января 1960 года комбайновый завод был переименован в машиностроительный. 4 марта 1966 года на его базе был основан тракторный завод. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Мне иногда кажется, что эта инерция непоследовательности, постоянные смены курсов и направлении, чехарда продолжается, в целом, по нынешний день. Анонсировать одно, не довести до завершения, начать что- то резко другое, а деньги идут, закапывают в землю. Потом просят ещё. И их снова дают. Какие-то долгие конвульсии. Тот, хрущёвский, волюнтаризм жив и сейчас, хоть формально живём в условиях как бы рыночной экономики. Осталась ещё возродить эксплуатацию бесплатного труда лагерников... Мыслить по другому пока не удаётся. Или не даётся. Старыми саботажниками...
ДА ВНАЧАЛЕ И НАЗЫВАЛСЯ КОМБАЙНОВЫЙ ЗАВОД. И МОЯ СЕСТРЁНКА УЧИЛАСЬ НА КУРСАХВ ГОРОДЕ САЛАВАТ В БАШКИРИИ ОТ КОМБАЙНОГО ЗАВОДА. И В НАЧАЛЕ СТРОИЛИ ЗЕКИ ЭТО ПРАВДА. ПОТОМ ЭТО СТАЛ ГИГАНТ ИНАША ГОРДОСТЬ ПТЗ. ГДЕ Я ОТРАБОТАЛА 23 ГОДА.
Комментарии 14
Осталась ещё возродить эксплуатацию бесплатного труда лагерников...
Мыслить по другому пока не удаётся. Или не даётся. Старыми саботажниками...
И
МОЯ СЕСТРЁНКА УЧИЛАСЬ НА КУРСАХВ ГОРОДЕ САЛАВАТ В БАШКИРИИ ОТ КОМБАЙНОГО ЗАВОДА.
И В НАЧАЛЕ СТРОИЛИ ЗЕКИ ЭТО ПРАВДА.
ПОТОМ ЭТО СТАЛ ГИГАНТ ИНАША ГОРДОСТЬ ПТЗ.
ГДЕ Я ОТРАБОТАЛА 23 ГОДА.