МОЙ ОТЕЦ – ЧЕРХВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ТЮГАЙ
Желание написать небольшой очерк о своем отце возникло у меня не сразу - несколько лет тому назад и со временем только возрастало и крепло. Моя потребность взяться за «перо» с целью его жизнеописания мотивирована, прежде всего, исполнением долга сохранения памяти о нем, а также некоторым чувством вины перед ним, связанным с недостаточным вниманием и терпением к отцу в последние годы его жизни. Написанный материал основан на рассказах отца, а также на моих воспоминаниях. Сейчас я сожалею о том, что недостаточно расспросил отца о его прошлом, когда он был еще жив, откладывая это на «потом». Тогда мне не очень хотелось думать о том, что человек в преклонном возрасте может завершить земную жизнь в любой момент, внезапно, и к этому нужно быть всегда готовым, чтобы не оказаться застигнутым врасплох. Этот очерк будет рассчитан на узкий круг читателей - мою родную сестру, моих детей и внуков, а также учеников отца.
Отец был правильным человеком, прожитая им жизнь достойна того, чтобы сверять с ней свою жизнь, и порой я спрашиваю себя, как бы он оценил то или иное мое решение, то или иное мое действие. Его основными добродетелями были порядочность, справедливость, правдивость, целеустремленность и усердие, сохранение собственного достоинства. Он обладал хорошими организаторскими способностями, здравым логическим мышлением, был эффективным руководителем, всегда работал честно и с полной самоотдачей, достигая заметных результатов, заслуживая искреннее уважение людей. Отец был настоящим коммунистом, он трудился бескорыстно на благо своей школы, не щадя своего здоровья. Такие люди, как он, успешно строили социализм в нашей стране. По настоящее время можно встретить в интернете добрые отзывы о моем отце от знавших его людей.
Отец родился 10 марта 1924 года в крестьянской семье, проживавшей в корейском селе Лукьяновка Красноармейского района Приморского края. Кроме него в семье было еще шесть детей - всего шесть мальчиков и одна девочка (всего было девять детей, двое из них умерли в младенчестве). Мой отец родился пятым ребенком. Отец моего отца (мой дед) по имени Сын–Хо, по своему благосостоянию мог быть отнесен к сословию крестьян–середняков. Его отличали большое трудолюбие, скромность, немногословие, миролюбивый и добрый нрав. Он будет репрессирован в середине тридцатых годов и умрет или погибнет в местах заключения в Канском районе Красноярского края в 1943 году. О репрессивных действиях по отношению к моему деду будет изложено ниже. Мать моего отца (моя бабушка) по имени Сим Мария (русифицированное) была справедливым человеком с сильным характером и довольно крутым нравом, позволившим ей выжить с детьми после ареста главного кормильца семьи – моего деда. И дед, и бабушка оказались на территории Российской империи в конце 19 века, принужденные покинуть свою страну - Корею от японской экспансии.
Если смотреть на карту Приморского края, то можно видеть реку Уссури (приток Амура), разграничивающую территорию Китая и России, можно заметить также место впадения реки Большая Уссурка (Иман) в реку Уссури – это в районе станции Дальнереченск.
Село Лукьяновка (на карте обозначено овалом) располагается на левом берегу реки Большая Уссурка, в 48 км от места ее впадения в реку Уссури.
На Востоке Приморского края простирается хребет Сихотэ-Алинь, являющийся истоком многих рек, в том числе Большой Уссурки, текущих в долину бассейна реки Уссури. Природа тех мест привлекательна: холмистое предгорье покрыто преимущественно хвойным лесом, много извилистых речек с живописными берегами.
Край богат рыбой, птицей, пушным зверем, промыслом которых активно занималось местное население. В тамошних лесах можно встретить большое многообразие съедобных ягод, грибов и трав, в том числе лечебных.
Семья кормилась преимущественно за счет натурального хозяйства, включающего в себя домашнюю скотину, птицу, огороды. В качестве тягловой силы использовались быки, впряженные в повозку, сани, плуг или груз, волоком тянущийся по земле или снегу. Кстати, корейцы не держали коров, по причине их неспособности транспортировать груз, поэтому корейская пища не содержит молоко и молочные продукты. Повсеместно выращивался рис, заменявший корейцам хлеб. При входе в корейское жилище сразу оказываешься в большом и возможно единственном жилом помещении. Большую его часть составляли, так называемые «кудури», имевшие уровень пола, возвышающийся над уровнем земли, примерно на половину метра. В сторону, обращенную к входной двери, в «кудури» вмуровывалась низкая печка с вместительным казаном на ней. Дымоход этой печки проходил под полом «кудури», обогревая их поверхность, покрытую матом, сплетенным из камыша или бамбука. На «кудури» ели за низкими столиками, сидя на коленях либо сложив ноги «по-турецки». Ночью вся семья спала на «кудури», а днем маленькие дети зачастую играли на них. Был среди детей трехлетний брат отца (мой дядя) по имени Ваня (русифицированное имя). Это был общительный, как сейчас говорят, контактный, подвижный и забавный мальчуган, он являлся всеобщим любимцем семьи. Однажды малыш, пятясь спиной назад, упал на деревянную крышку казана, не полностью его закрывавшую, и угодил в горячую воду. Дети, по всей видимости, быстро извлекли Ваню из казана, кто-то побежал за матерью, находившейся в поле. Через какое-то время собрались взрослые и вместо того, чтобы послать за лекарем послами за местной целительницей, давшей совет обложить пораженное ожогами тело ребенка корками тыквы, тем самым нанеся непоправимый вред несчастному. К великому сожалению Ваню потеряли. Отец говорил, что такое произошло вследствие невежества людей, столкнувшихся с данной ситуацией.
Дом семьи располагался на окраине села. Иногда в нем останавливался переночевать один китаец (по нынешнему представлению – «челнок»), приходивший из соседнего Китая и приносивший для продажи какие-то мелкие товары, в том числе, целебные травы и коренья. Его пускали в дом на постой, так как надеялись, что он принесет целительное растение, могущее помочь забеременеть сестре отца (моей тете), бывшей тогда замужем. В то время, в тридцатых годах, в Приморье активно стремились выявить пособников японцев, вероломно вторгающихся на территорию Китая, поэтому сельчане уведомили соответствующие органы о семье отца, пускавшей на ночлег ходока из Китая. Вскоре произошел арест моего деда Сын–Хо сотрудниками НКВД, приехавшими из районного центра. Его посадили в кузов бортовой машины, взгляд деда выражал полное непонимание происходящего – зачем и куда везут в сопровождении вооруженных людей. Он – совершенно неграмотный крестьянин, не понимающий русского языка, не мог взять в толк, что же случилось. Мой отец в возрасте 11-12 лет бежал некоторое время за удаляющимся грузовиком. Больше никто деда Сын-Хо не видел. Много лет спустя отец нашел след моего деда. Он был осужден по какому-то обвинению и затем отбывал наказание в лагере для осужденных в Восточной Сибири. В 1943 году он умер или погиб в заключении в Канском районе Красноярского края. Впоследствии его признали необоснованно репрессированным и реабилитировали посмертно. . Царствие небесное моему деду Сын–Хо – исключительно скромному, трудолюбивому и безобидному человеку.
В этой справке также указывается, что мой отец, как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца (моего деда), признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован.
Семья, оставшаяся без главного кормильца, оказалась в крайне трудном, почти критическом положении – ей приходилось буквально выживать, влача нищенское существование, без всякой помощи со стороны. Нужда заставляла вовлекать детей в тяжелый крестьянский труд. За непослушание, за недобросовестно выполненную работу или выполненную не в срок их ожидало суровое физическое наказание в виде порки, возможно розгами. Но альтернативы «палочному» методу управления детьми не было – требовалось бороться за существование социума. Кроме всего, семья подвергалась дискриминации, как семья «врага народа». Несмотря на неимоверные трудности, лишения дети все-таки посещали корейскую школу. Учились они в целом старательно и впоследствии получили хорошее образование.
Наступил 1937 год. Официальные власти объявили о переселении всех корейцев с Советского Приморья в южные области Казахстана и Среднюю Азию. Это решение властей мотивировалось тем, что Приморье наводнили японские шпионы, внешне схожие с корейцами, и поэтому после отъезда местных корейцев можно будет успешно бороться с японскими шпионами. Корейцам велели в течение сентября подготовиться к отправке к новому месту проживания. В течение месяца люди собрали урожай, забили скотину и птицу и в конце сентября - начале октября 1937 года, покинув навсегда свои дома и хозяйство, около ста тысяч корейцев в сотнях эшелонов двинулись на Восток. Каждой семье выделялся товарный вагон и примерно через месяц они прибыли на место.
Переселенных корейцев распределили для компактного проживания в Алма–Атинской и Кзыл–Ординской областях Казахской ССР, а также Ферганской и Ташкентской областях Узбекской ССР. Семья отца попала на разъезд Томенарык Кзыл–Ординской области.
Переселенцев объединили в рисоводческие колхозы, в частности, колхоз «Большевик», где оказался отец со своей семьей. На ту пору ему было 13 лет. Переселенным корейцам разрешалось проживать только в пределах Казахской ССР, на военную службу их не привлекали, запрещали жить в индустриальных городах, учиться в военных училищах и технических ВУЗах.
Природа и климат тех мест являли собой прямую противоположность природе и климату Приморского края. Местность относится к юго-восточной части пустыни Кызыл-Кум с протекающей по ней рекой Сыр–Дарья. Из гор Каратау, находящихся на востоке пустыни, исходят немногочисленные речки впадающих в Сыр–Дарью, частью пересыхающих летом.
Малочисленные казахские поселения (аулы) располагались вблизи воды. Растительность в тех краях весьма скудная: в безводных областях только в начале и в середине весны, пока земля сохраняла влагу, степь покрывалась душистым, ароматным разнотравьем. Особенно замечательны были симпатичные васильки, покрывавшие поверхность земли синим, радующим глаз, ковром.
Но в течение мая-июня вся обезвоженная степь выгорала под палящим среднеазиатским солнцем и до самой поздней осени на сотни километров наблюдался унылый, пустынный и однообразный пейзаж желтоватой светло-серо-зеленой окраски.
Из деревьев вблизи воды преимущественно рос карагач (из семейства вязы) - дерево неприхотливое и крайне выносливое, добывающее влагу для своего существования из земли на большой глубине, благодаря своим длинным корням.
Температура воздуха летом могла достигать 45 градусов по Цельсию, а зимой она иногда падала до 15 градусов мороза. При этом преимущественно дуют песчаные ветры.
Корейцы, переселенные из Приморского края с живописной природой и благодатным климатом в Южный Казахстан, с трудом приживались и адаптировались в новом месте. Заметная часть из них, не выдержав непривычных и суровых условий, погибла вдали от Родины. Местные казахи весьма толерантно отнеслись к корейцам и, более того, они уступили им свои нехитрые глинобитные хижины, а сами поселились в юртах. Огромная благодарность тем казахам.
Отец пошел в шестой или седьмой класс местной школы, где преподавание велось на русском языке. Напомню, что ему в то время было 13 лет, и он ни слова не знал по-русски. Феноменальным следует считать то, что, усердно изучая русский язык с «нуля», отец параллельно успешно осваивал школьную программу и, в итоге, закончил десятилетку с золотой медалью. Замечу, что русский язык чрезвычайно сильно отличается от корейского и по фонетике, и по графике письма. Целый ряд звуков звукового ряда фонетики корейского языка не имеет подобных звуков в русском языке, а корейское письмо совершенно не похоже на русское. В качестве «кирпичиков» в графике корейского письма применяются черточки, дужки, кружочки и т.п. Кроме того, более сотни иероглифов предусматривается к использованию в языке. Надо обладать невероятным трудолюбием, усердием и незаурядными способностями, чтобы достичь такого результата. Он прочитал всю классическую литературу, рекомендованную школьной программой. Его грамотное письменное и устное изложение материала являли собой примеры структурированной подачи информации с соблюдением правил грамматики. В дальнейшем он всегда культивировал грамотную речь и письмо. Отец часто утверждал, что школьное образование является наиглавнейшим и базовым образованием человека.
По окончании школы в 1941 году отец поступил на исторический факультет Объеденного Украинского Госуниверситета, образованного на базе Киевского и Харьковского госуниверситетов, эвакуированных в Кызыл-Орду в начале войны. В 1943 году он добровольно обратился в местный военный комиссариат с просьбой направить его для обучения в военное училище (в то время в обиходе называемое офицерским училищем) с последующей отправкой на фронт. Желание обучаться в военном училище было вполне логичным, так как отец был студентом ВУЗа и, помимо всего, его зачетная книжка содержала только хорошие и отличные отметки. Работник военного комиссариата весьма одобрительно отнесся к просьбе отца и предписал ему к определенному времени прибыть на вокзал к воинскому эшелону, убывающему на запад. Этот эшелон был полностью заполнен молодыми корейцами. Отец до последнего верил, что он едет в военное училище. Однако поезд привез их в суровый край, в Коми АССР, в район Котласа, в так называемую, трудовую армию для работы на нефтедобывающих шахтах. Отец не знал, что в то время действовало указание верховной власти, возможно не официальное, согласно которому корейцев не призывали в действующую армию, а по мобилизации направляли в упомянутую трудовую армию для выполнения тяжелых работ для нужд фронта. До настоящего времени не найти внятного объяснения такому решению властей.
В трудовой армии отец работал в шахте в районе Ухты, где открытым способом добывалась так необходимая фронту нефть и также работал на лесоповале. Вместе с ним работали заключенные, немки – трудоармейки, освобожденные советские военнопленные. Благодаря своему большому трудолюбию он часто перевыполнял заданные нормы работ и поэтому получал относительно сносное питание, зависимое от выработки. Это питание иногда включало в себя американскую тушенку, поступавшую в СССР по «Ленд-лизу», и белый хлеб. На отдых трудоармейцы размещались в бараках, спали они на двухъярусных нарах. Регулярно менялось белье, мытье в бане также было регулярным. Зона охранялась часовыми на четырех угловых вышках. Много трудоармейцев умерло от недоедания, болезней, погибло в результате несчастных случаев, например, от взрыва газов в бараках поселка Крутай.
Закончил отец пребывание в трудовой армии в 1946 г. - после трех лет неимоверно напряженной физической работы. Потеряв часть своего здоровья в тяжелейших условиях труда и быта и недостаточного питания, он заболел туберкулезом легких, и даже какое-то время находился на лечении в местном санатории. Без преувеличения можно сказать, что мой Отец, работая с полной самоотдачей для фронта, не щадя себя, внес свой вклад в Великую Победу. Отец, это и твоя Победа, и ты ее ковал! (Пишу эти строки 9 мая 2021 года).
В течение всего времени нахождения в трудовой армии в кармане одежды отца надежно хранилась его зачетная книжка ВУЗа, из стен которого он попал в трудовую армию вместо желаемого военного училища.
Измятая и пропитанная потом книжка, находившаяся на теле в течение трех лет и бережно оберегаемая отцом в суровых условиях, была сохранена и явилась основанием для возобновления обучения в ВУЗе с момента его прерывания в связи уходом его владельца в трудовую армию. Отец поступил дальновидно тем, что сберег этот документ, так как надеяться на восстановление в ВУЗе по архивной копии не приходилось – шла война со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Продолжил свое обучение отец в педагогическом институте города Кызыл–Орды на историческом факультете. Учился он старательно и усердно, с жадностью впитывая в себя требуемые знания, стремясь всегда уяснить суть вопроса. В послевоенные годы страна поднималась из руин, поэтому жизнь людей была необычайно трудной – люди недоедали, одевались скудно, мерзли, их бытовые условия были суровыми. В студенческие годы отцу из дома присылалось немного риса и соевая паста (корейская закуска, приготовленная из протертых соевых бобов по специальному рецепту), помогавшие ему как-то выживать, ноги круглый год были обуты в резиновые спортивные тапочки, одежда была слишком легкой для холодной погоды. Все это позже скажется на его здоровье. В таких крайне трудных условиях отец учился и завершил свое обучение в ВУЗе с дипломом с отличием.
После ВУЗа отца распределили на работу учителем истории в школу поселка Ачисай (Южно-Казахстанская область). Этот поселок расположен в предгорье горной цепи Каратау. Системообразующей поселка являлась шахта, где добывалась руда, содержащая свинец. Эта руда эшелонами отправлялась к месту переработки и в итоге получали свинец, необходимый промышленности, особенно военной промышленности. В 1949 году отец женился на моей маме Цой Евгении Петровне. В 1950 году родилась моя сестра Екатерина, а через два года родился я. В Ачисае наша семья жила при школе в выделенной ей комнате. Отец много работал, чтобы содержать семью, взяв большую учебную нагрузку. Но на школьных уроках много не заработаешь. Отец в очередной раз подорвал здоровье. Посредством народных средств, предложенных братьями отца, удалось заглушить появившиеся признаки туберкулеза.
Уже в 1951 году отца, отличавшегося добросовестным трудом и ответственным отношением к работе, назначили директором школы, в которой он два года назад начинал учительствовать. Все последующие годы – до 1975 года отец работал директором школ.
Примерно в 1955 году он был назначен директором русской средней школы имени Никитина в районном центре Туркестан Южно-Казахстанской области . Эта школа была в определенной степени запущенной в отношении дисциплины учащихся, чистоты и порядка на ее территории. Также эта школа нуждалась в дополнительных классных помещениях. С присущей энергией отец взялся за решение проблемных вопросов. Последовательными и настойчивыми действиями, сбалансировано сочетавших в себе меры убеждения и принуждения удалось подтянуть дисциплину в школе. Отец жестко, но справедливо воспитывал трудных учеников: разгильдяев, нерадивых, лодырей и т.п., мобилизуя для этого учителей и сотрудников школы, а также умело подключая к воспитанию детей их родителей. Времена послевоенных пятидесятых годов в этом отношении были трудными; в семьях недоставало отцов, не вернувшихся с войны, а пришедшие с войны фронтовики имели ранения, ограничивающие их трудоспособность. Бытовые условия многих людей были убогими. Детям не было возможности предоставить полноценные условия для занятий, так как требовалось добывать хлеб насущный, нередко не достающий. Потребление алкоголя населением зашкаливало, а курение табака являлось нормой, в том числе, среди подростков. С отцом считались даже местные хулиганы и местная шпана, подсознательно чувствовавшая его огромную внутреннюю силу, основанную на глубоком убеждении правоты и справедливости действий, а также на бесстрашии перед любой силой, встающей на пути к благородной цели. На пришкольной территории оборудовали спортивную площадку, на ней часто азартно «резались» в волейбол ученики старших классов и взрослые. Повсеместно высаживались деревья, в том числе, фруктовые. Появился пришкольный фруктовый сад. Для постройки дополнительного учебного корпуса силами старшеклассников и сотрудников школы изготовили в большом количестве кирпичи – сырцы (без обжига) с помощью специальных деревянных форм, используя в качестве материала глину. Через достаточно короткое время новый корпус ввели в строй. Проблема дополнительных классных помещений решилась. Вскоре открылось казахское отделение средней школы и отцу приходилось также заниматься образовательной деятельностью этого специфичного для него отделения.
В развитии школы имени Никитина проявились замечательные качества отца, как созидателя, как руководителя с хорошими организаторскими способностями, как работника, доводящего задуманное до финального завершения, преодолевающего любые препятствия с присущей ему энергией, никогда не опускающего руки перед трудностями. Это настоящий боец трудового фронта.
Руководство и партийные органы района замечали яркие качества отца, как эффективного работника и руководителя, и поэтому ему снова предложили «поднять» явно запущенную другую школу в Туркестане – среднюю школу №387 имени Н.А.Некрасова. Мне было шесть лет, когда мы переехали в очередную пришкольную квартиру. В этом возрасте я мог увидеть и осознать степень запущенности этой школы. Она, образно выражаясь, «лежала» на земле и ее предстояло «поднять». Две капитальные двухэтажные постройки 1939 года – здание средней школы и интерната (где проживали дети железнодорожников с ближайших разъездов), располагались на сравнительной обширной и запущенной территории.
В метрах ста от этих зданий имелась огромная яма, очевидно, образовавшаяся для получения глины, использовавшейся для изготовления кирпичей-сырцов.
Глинобитное ограждение пришкольной территории, изготовленное из кирпича–сырца, во многих местах разрушилось, недоставало зеленых насаждений вокруг школы. Во дворе отсутствовало асфальтовое покрытие, поэтому в дождливую погоду люди месили грязь. Школе недоставало спортивного зала, клуба, мастерских и гаража. Педагогический коллектив насчитывал примерно сорок учителей, а учеников – свыше тысячи. Дисциплина в учебном заведении явно хромала.
Целенаправленно, настойчиво и последовательно отец решал школьные проблемы. Он смог выстроить правильные взаимоотношения с людьми, основанные на справедливом и уважительном отношении к ним, своим примером добросовестной, бескорыстной и результативной работы увлекал их к достижению поставленных целей. Он достаточно жестко обходился с нерадивыми работниками, стремившимися уклониться от выполнения посильного задания, терпеть не мог виляющих и не чистых на руку подчиненных, боявшихся и остерегавшихся его. Люди чувствовали в нем огромную внутреннюю силу, взращенную на почве правого дела и сильного характера, и они повиновались ему охотно или не так неохотно. Это был действительно сильный, бесстрашный и авторитетный руководитель.
В школе работали жены руководителей местных предприятий, здесь же учились их дети. Благодаря налаженным шефским связям с данными предприятиями школе оказывалась заметная помощь в ремонте и развитии ее объектов. В короткие сроки воздвигались под крышу здания спортзала (клуба), мастерских, гаража, котельной. На месте запущенных и заброшенных участков территории появились спортивные площадки - футбольное поле, баскетбольные и волейбольные площадки, площадка с гимнастическим комплексом; разбит превосходный фруктовый сад, создан учебный огород, поверхность территории выровнена и заасфальтирована. Имевшиеся деревья – карагачи выкорчевывались и повсеместно и системно высаживались деревья садово-парковых культур. К работам по благоустройству школы активно привлекались ученики. Они изготавливали («лепили») в большом количестве кирпичи-сырцы, помогали строителям возводить здания, высаживали деревья, убирали хлам и мусор.
В конце шестидесятых годов энтузиасты из числа учителей задумали создать памятник на территории школы, посвященный памяти учеников и сотрудников школы, погибших в Великой Отечественной войне. Художественным автором проекта явился учитель рисования – Виктор Александрович Исмаилов. С большой выдумкой и изобретательностью разрабатывался этот проект. В итоге, в бетоне он выглядел весьма достойно, несмотря на то, что данная работа создавалась не профессионалами, а любителями.
Основу композиции составляет образ скорбящей женщины-матери, олицетворяющий всех матерей, жен, сестер, отправивших своих сыновей, мужей и братьев на войну и не дождавшихся их. На знамени высечены слова: «Павшим в боях за Советскую Родину». Предусматривался и «вечный огонь» - газовая горелка, соединенная с газовым баллоном позади памятника, зажигавшаяся в торжественных случаях.
Строительство памятника происходило быстро, люди работали с заметным энтузиазмом, слаженно и споро, их объединяло и захватывало единство благородной цели. И главная заслуга в этом сплочении людей – роль моего отца.
Форму памятника (опалубку), заполняемую бетоном, мастерски по эскизу изготовил плотник школы - Бражников Иван Александрович. Против памятника располагалась ровная, аккуратно заасфальтированная площадка для школьных линеек. А ведь когда-то на этом месте находился грунтовый участок с неровной поверхностью - такой, что одна сторона его возвышалась над другой стороной так, что зимой можно было скатываться с нее, как с горки, а в слякоть можно было перемещаться по ней, рискуя поскользнуться и упасть.
До постройки памятника школьные линейки проводились на стадионе. На правом снимке запечатлен отец с учителями школы.
Большой протяженности школьную ограду, находившуюся в полуразрушенном состоянии, заменили на новую, более долговечную, изготовленную из бетона, смотревшуюся весьма прилично.
Особую «головную боль» доставляла система отопления школьных зданий. Находящаяся в подвале котельная пребывала в плачевном состоянии: оборудованию требовался серьезный ремонт, помещение котельной постоянно затапливалось грунтовыми водами. По инициативе отца посредством шефской организации в достаточно короткий срок построили новую котельную, оснащенную современным оборудованием. Проблема отопления, в итоге, оказалась решенной.
Главное здание школы и издание интерната имели черепичную крышу. Со временем черепичные пластины стали пропускать дождевую и талую воды. Также возникла угроза падения этих пластин на землю со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отец решил и эту проблему - перекрытием крыш зданий более надежным шифером.
В приведенных выше некоторых примерах хозяйственной деятельности отца он виден великолепным организатором-хозяйственником, энергичным и «заточенным» на конечный результат, а также руководителем, умевшим грамотно выстроить взаимоотношения с шефами школы.
В шестидесятых годах в школе инициативно создали музей В.И.Ленина. Всю предварительную работу по подготовке экспозиционных материалов и разворачиванию музея выполнили ученики и сотрудники школы. Из числа экспонатов музея привлекала внимание посетителей модель крейсера «Аврора», превосходно изготовленная в масштабе одним из учеников школы, а также модель парусника, замечательно сделанная другим учеником. Эти юноши оказались самородками, действительно с «золотыми руками». Материалы музея подбирались продуманно и грамотно выстраивались, показывая жизнь и деятельность вождя. Всю экспозицию музея разместили в просторном коридоре первого этажа, перед входами в классы и, таким образом, не было необходимости специально выделять помещение для этого. Экскурсоводами выступали подготовленные учителя, стремившиеся интересно преподнести материал ученикам.
Серьезным образом школа готовилась к городским демонстрациям по случаю празднования очередных годовщин Великой Октябрьской Социалистической Революции, отмечавшихся седьмого ноября. Заблаговременно до праздника, перед началом занятий устраивались тренировки марширующих колон, отрабатывалось единообразие движений и равнение шеренг. В итоге, к началу праздника колоны прилично маршировали. С особой выдумкой и изобретательностью изготавливались транспаранты и демонстрационные макеты. Так, например, к одному из праздников изготовили большой макет крейсера «Аврора», представлявший собой деревянно–матерчатую модель корабля, внутри которой находился школьный грузовик ЗИС-5. Каркас корабля составляли продольные рейки, пролегавшие вдоль кузова вперед на несколько метров от носа машины, образующих нос корабля и назад на несколько метров от заднего борта машины, образующих корму корабля. Борта корабля обтянули тканью шарового цвета (подобно серому цвету), к нижней кромке этой ткани пришили полосу синей ткани, изображавшей воду, в носу корабля висели фанерные якоря, были макеты пушек, дымовых труб, мачт с флагами и т.п. В кузове стояла команда моряков в форме. Когда самоходная «Аврора» проходила мимо трибуны, с находящимися на ней руководителями города, то звучали выстрелы «Авроры» (из кабины машины стреляли из ружья холостыми патронами). Таким образом, в голове колоны двигалась «Аврора», за ней в строю коллектив учителей и затем стройная колона учеников с флагами, портретами вождей и транспортами. В тот год школа заняла первое место в городе в конкурсе за лучший демонстрационный макет и лучшую марширующую колону.
Благодаря энергичной и последовательной деятельности отца заметно улучшилась дисциплина учеников и сотрудников школы. Во всем ощущался порядок: на пришкольной территории, снаружи и внутри школьных корпусов, в классных помещениях. Появились хорошо оформленные и оснащенные классы по предметам обучения: класс русского языка и литературы, класс физики, класс химии, класс иностранных языков и др. Не оставалась без внимания методика преподавания учебных дисциплин. Отец сам преподавал историю и обществоведение, всегда готовился к занятиям и превосходно их проводил - интересно и увлекательно. Можно сказать, что проводимые им занятия являлись мастер-классом для молодых учителей, воплощающие в практику известный военный принцип - «делай, как я», а не обратное - «делай, как я сказал». До сих пор можно встретить в Интернете восхитительные отзывы об этих уроках от благодарных учеников.
Школа, в которую отец вложил все силы, здоровье и душу, продолжает выполнять свою благородную миссию.
Отец - это образец неутомимого созидателя, первоклассного педагога, великолепного организатора и лидера коллектива. Честный, добросовестный труд отца, труд бескорыстный, с полной самоотдачей отмечен государственными наградами.
Это медали: «За долголетний добросовестный труд», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне». Отец также награжден медалью «100 лет со дня рождения В.И.Ленина».
43 года отец проработал учителем истории, в том числе 23 года директором трех крупных средних школ, в последней из этих школ - школе №387 им. Н.А.Некрасова он директорствовал 18 лет. После оставления должности директора он простым учителем преподавал историю в школах Грузии, Киргизии и Алма-Атинской области.
Мой Отец - Тюгай Черхван Васильевич скончался в Санкт- Петербурге 07 октября 2005 года. Погребен в колумбарии Никольского кладбища Александро-Невской лавры.
Отец, благодаря значимым полезным делам, ты еще при жизни поставил себе памятник и после твоего ухода в мир иной оставленные тобой заметные результаты продолжают служить людям. Этим ты выполнил основную миссию на этой грешной Земле. Низкий поклон и огромное спасибо тебе от благодарных потомков.
Ты памятник себе воздвиг еще при жизни
Трудом упорным, честным, бескорыстным,
Вложив здоровье, силы, душу,
В развитье, процветанье школ.
Величие твое в оставленных делах полезных,
Что служат обществу и ныне,
Что в доброй памяти потомков благодарных
Не будешь ты забыт.
Тюгай Савелий Черхванович
Санкт-Петербург, 11 июля 2021 года
Комментарии 111
Светлая ему память!
Бережно храню книги, подписанные любимым директором.
Много раз в своей педагогической деятельности рассказывала коллегам и ученикам о родной школе и директоре, который сумел не только поднять школу, но и вдохнул в неё новые идеи, сплотил коллектив педагогов, родителей, учеников.
Спасибо!