Истина или ложь?
Употребление икон в христианском богослужении неприемлемо. В оправдание данной практики защитники иконопочитания приводят различные аргументы. Но эти аргументы довольно не убедительны и слабы, и не имеют Библейской поддержки.
1. Происхождение практики иконопочитания.
Вначале отметим, что эта практика не имеет христианских корней. Она постепенно начала вторгаться в христианство и построена на языческих представлениях. Иконопочитание славится долгой историей в восточной традиции и полагается, что восходит к постапостольскому периоду. Представители иконопочитания приводят такие аргументы в поддержку этой идеи, как обнаружения настенных изображений Библейских сюжетов и персонажей в римских катакомбах, изображения христианских символов, таких как «рыба, якорь, корабль, виноградная лоза, агнец, корзина с хлебами, птица-феникс и целый ряд других», а так же истории легенд сомнительных авторов. Но это не доказывает то, что в то время эти изображения исполняли функцию «икон».
Новый Завет не одобряет и не приводит никакого примера подобного типа церковной деятельности.
Далее, в Ранней Церкви некоторые отцы Церкви предъявили претензии к почитанию образов (Климент Александрийский, Увещевание к язычникам 4.51.6; Евсевий, Послание Константине; Епифаний Саламский, Панарий 27.6.10; Фрагменты 10.34; Ориген, Против Цельса, 4.31; 3.76).
К тому же, в трудах самых ранних отцов Церкви нигде не говорится, что почитание образов было общепринятой практикой в Церкви.
В IV-VII веках христианское искусство испытало «расцвет», преимущественно в написании на стенах храмов фресок и мозаик. Только к концу этого периода начали появляться отдельные портреты на досках. Иларион комментирует: «Ни одной иконы, написанной на доске, от этого времени (т.е. прежде VI века) до нас не дошло» и далее: «По-видимому, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что до VI века создание икон на деревянной доске не было широко распространено. Во всяком случае, в храмах для них специального места отведено не было». Выходит, что иконы, как отдельные портреты, впервые появились в Церкви в VI веке. Самая старая коллекция икон находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и включает в себя известную икону VI века Христа Пантократора.
Были те, которые особо выступали в защиту иконопочитания: Иоанн Дамаскин, Никифор Константинопольский, Феодор Студит, монашествующие и много мирян. Были и те, которые противились иконопочитанию. Главными противниками иконопочитания выступали Лев III и его сын, Константин V, императоры Византии, и вместе с ними немалое количество епископов. В VIII веке для решения «иконоборческого кризиса» состоялись два церковных собора. Собор 754 г. отверг иконопочитание. Но Второй Никейский Собор (787 г.) отверг постановление Собора 754 г. и установил иконопочитание. Протестанты не признают легитимности Второго Никейского Собора.
2. Искусство иконописи.
Мы видим, что искусство иконописи развивалось постепенно, особенно начиная с 4 века, когда христианство стало разрешённой, государственной религией. Много языческих традиций начало входить в Церковь. Искусство иконописи стало всё больше облагаться церковно – каноническими правилами, практика иконопочитания всё больше вступала в силу и связывалась с традиционными верованиями, входившими в Церковь. Сегодня это уже обязательная обрядовая практика, тесно связанная с другими различными верованиями православия.
Иконопочитатели в попытке навязать данной практике Божественную легитимность, обычно приводят в доказательство упомянутые выше изображения на стенах в катакомбах или Библейские сюжеты, связанные с изображениями на стенах ВЗ храма, либо пытаются использовать вырванные из Библии стихи для оправдания данной практики иконопочитания, якобы не запрещённой Богом. Но, тем не менее, они не могут воспринять икону как просто изображение или картину в художественном стиле, либо как рисунок или портрет. Т.к. мы уже сказали, икона облагается большим пластом наложенных на неё церковно – обрядовых учений. Это говорит о том, что ни в В.З., ни у ранних христиан не было такой практики иконопочитания, которая постепенно сложилась в традиционном православии.
Считается, что икона – не просто изображение святого, она содержит его «благодатное присутствие» и, следовательно, может служить как объектом созерцания и почитания, так и источником Божьей обоживающей благодати и чудодейственной силы. Через почитание образа человек может приобретать эту благодать. Митрополит Каллист говорит об иконах, как о «точке встречи между живущими членами Церкви и теми, кто уже ушёл». Икона служит в качестве «окна в иной мир». Иларион пишет: «Через икону человек непосредственно соприкасается с духовным миром и теми, кто живёт там». Утверждается, что созерцающий человек получает какое-то прозрение в процессе обожения. Предполагается, что святые продвинулись дальше в этом процессе, чем рядовой верующий. Созерцая икону того, кто уже далеко продвинулся в этом процессе, человек лучше понимает, как он сам может успешно проходить свой собственный путь к обожению. Разрешается использовать иконы за пределами храма и, на самом деле, они находятся в изобилии и в личном обиходе. Но Иларион уточняет: «Вне контекста храма и литургии икона в значительной степени утрачивает свой смысл. Конечно, всякий христианин имеет право повесить иконы у себя дома, но этим правом он обладает лишь постольку, поскольку его дом является продолжением храма, а его жизнь – продолжением литургии». Некоторым иконам приписывается проявление чудодейственной силы. Также у некоторых, как утверждается, бывает мироточение. Иконы считаются и источником откровения. Следовательно, можно говорить об «иконической теологии», т.е. теологии, истекающей из прозрений, полученных при созерцании икон. Наконец, Иларион говорит об их пользе для молитвы: «Будучи плодом молитвы, икона является и школой молитвы для тех, кто созерцает её и молится перед ней. Всем своим духовным строем икона располагает к молитве. В то же время молитва выводит человека за пределы иконы, поставляя его перед лицом Самого Первообраза».
Не каждое церковное изображение является иконой. Существуют определённые канонические правила для написания икон. На самом деле, каждый персонаж имеет свой предписанный каноном облик, но с некоторыми дозволенными вариациями. Плюс к этому, считается, что иконописец обладает особым даром для написания икон, и от него требуется хорошее понимание православного богословия. Писатели икон обычно совершают свою работу анонимно. В каноническом иконописании наблюдаются некоторые особенности. Об этом Булгаков написал: «Иконопись не допускает чувственности в изображениях, которые остаются формальны, абстрактны, схематичны, состоят из одной формы и краски… Поэтому икона не знает и трёх измерений, не имеет глубины, но довольствуется, вслед за древней египетской иконописью, плоскостным изображением с обратной перспективой». Иларион добавляет: «Икона – не портрет, она не претендует на точную передачу внешнего облика того или иного святого… его черты утончённы и облагорожены, им придан “иконный” облик… Икона являет человека в его преображённом, обоженном состоянии». И далее: «Иконописец сознательно делает руки и ноги человека более тонкими, чем в реальной жизни, черты лица (нос, глаза, уши) более удлиненными… Все эти и многие другие художественные приёмы подобного рода призваны передать то духовное изменение, которое претерпевает человеческая плоть благодаря аскетическому подвигу святого и преображающему воздействию на неё Святого Духа». Значит, иконы представляют более символическое, чем реальное изображение представляемого. В них много деталей имеют символическое значение.
Цель иконописания заключается в представлении объекта с точки зрения потустороннего мира. Булгаков считает иконописание «откровением под художественной формой». Согласно иконописным каноническим правилам, нельзя изображать невидимого Бога, а только воплощённого Бога, Иисуса Христа. Поэтому, хотя в православном мире известная икона Новозаветной Троицы, т.е. «Отечества», широко распространена, она является «канонически недопустимой».
Известно, что сам стиль иконописания заимствован из античных египетских погребальных изображений. Соответственно, в самых ранних иконах «присутствует элемент идеализации, героизации: черты лица сознательно облагорожены, облику усопшего придаётся возвышенный характер». После написания иконы и до её употребления в церкви требуется фиксирование на ней надписи имени изображаемого. Поэтому, как объясняет Иларион: «Христом может быть назван и Сам Христос, и Его изображение».
Также проводится её «освящение». Булгаков рассказывает об этом процессе: «В освящении иконы мы имеем священнодействие, которым установляется именно связь между первообразом и образом, изображаемым и изображением. Через освящение в иконе Христа происходит таинственная встреча молящегося со Христом. И это же имеет силу и относительно иконы Богоматери и святых, которые в своих иконах как бы продолжают свою жизнь на земле в своих явлениях».
А теперь перейдём к рассмотрению некоторых аргументов в пользу данной практики и их опровержение.
3. Защита и опровержение практики иконопочитания.
3.1. Иконопочитание – это не идолопоклонство
Утверждается, что иконопочитание состоит не в поклонении образу, а в почитании его. Здесь используется манипуляция терминами и создаётся путаница для самих же иконопочитателей. Во - первых, признаётся почитание иконы, рукотворного образа того, кто изображён. Во - вторых, иконопочитатели говорят, что мы не поклоняемся самой иконе (т.е. рукотворному образу), а тому, кто изображён на ней. Иларион пишет: «Поклоняясь иконе, христиане поклоняются не доске с красками, а тому, кто изображен не ней». Следовательно, считает Иларион, уместно перед иконой «совершать каждение, перед ней класть земные и поясные поклоны», потому что «христианин кланяется не раскрашенной доске, но тому, кто на ней изображён». Здесь признаётся поклонение. Но поклонение не доске, а тому, кто изображён на доске.
Используется игра греческих слов, не более. Слово προσκυνήσις (проскунэсис) относят к почитанию. А слово λατερία (латерия) относят к поклонению, что позволяется только по отношению к Богу. Можно также оказывать святым и ангелам δουλεία (дулэя).
Однако такой порядок не соответствует их библейскому употреблению. Дело в том, что слово προσκυνήσις (проскунэсис) в своей глагольной форме употребляется и по отношению к поклонению Богу (напр. Мф. 4:10; Ин. 4:22; Откр. 14:7). В действительности же ангел отказался от Иоанна принять προσκυνήσις (проскунэсис) по отношению к себе (Откр. 19:10; 22:9), а сказал τῷ θεῷ προσκύνησον («Богу поклонись»). Подобно, Пётр отказался принять προσκυνήσις (проскунэсис) от Корнилия (Деян. 10:25- 26). В дополнение к этому, слово δουλεία (дулэя) в своей глагольной форме также употребляется для служения Богу (Мф. 4:10; Деян. 20:19; Рим. 12:11; Кол. 3:24).
Более того, вряд ли, что на простонародном уровне почитание и поклонение так чётко различаются. Коломиец проницательно наблюдает: «Атрибуты, которые приписываются «почитанию» – молитва, упование, преклонение колен, в равной степени относятся и к “поклонению”», что равняется идолопоклонству. Кто может на практике показать латерия иконе и проскунесис иконе? Известный историк Ярослав Пеликан повествует, что во время иконоборческих дебатов некоторые были озабочены тем, что хотя «более развитые верующие могли бы делать соответствующее различие между изображением и непосредственно Самим Богом, то простые верующие не могли». Даже в библейские времена люди, в своё время получившие помощь от Бога через медного змея, постепенно стали поклоняться изображению, что заставило Езекию уничтожить его. (Числ. 21:9; 4Цар 18:4 ...он … истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан). После победы Гедеона он сделал золотой ефод, которому впоследствии сыны Израиля поклонялись (Суд. 8:27).
По поводу употребления различных греческих слов для описания почитания и поклонения, т.е. λατερία (латерия) и προσκυνήσις (проскунэсис), нам известно, что в Библии эти слова употребляются синонимично. По этому поводу значимы слова Иисуса сатане: «Господу Богу твоему поклоняйся (προσκυνήσις) и Ему одному служи (λατερία)» (Мф. 4:10). Поклоняться нужно только одному Господу Богу. К тому же, Писание так же говорит и о почитании Бога.
3.2. Заповедь запрета идолопоклонства.
Во - первых, заповедь Бога касается запрета сотворения идола. Бог повелел Израилю поклоняться только Ему. Только Он достоин всей славы и поклонения. « Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» - говорит Господь. А так же их изображений. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:4-5).
Иконопочитатели отвечают, что запрет касается поклонения не истинному Богу, а языческим богам. Но важно отметить, что Бог не говорит здесь поклоняться языческим богам, хотя это тоже Он запрещает делать, и это тоже есть идолопоклонство. Но Он говорит не делать идолов, любого идола. Из всего, что доступно видению человека, человек может по причине своего греховного сердца сотворить себе кумира (идола). И Бог говорит об этом во Втор 4:15-19:… дабы вы не развратились и не сделали себе… не прельстились и не поклонились… И Бог знает, что греховная сущность человека легко может уклониться в идолопоклонство. И мы можем видеть много примеров, когда народ Божий уклонялся в идолопоклонство: медный змей, золотой ефод,… А это не языческие боги, но это идолы. Сердце человека может прилепляться ко всему, что ему дорого, что представляет для него огромную ценность, что для него важно. Сердце человека начинает уклоняться к развращению. Об этом так же говорит и Иисус в НЗ. Об этом свидетельствует апостол Павел, когда называет сребролюбие идолопоклонством, говорит о язычниках, которые «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:23).
Также важно учесть, что в Ветхом Завете запрещается поклонение изображениям именно Бога Яхве. Это уточняется во Втор. 4:15-19: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле,…и дабы ты не прельстился и не поклонился им и не служил им,…».
Поэтому запрет об изображениях касается не языческих богов, а Бога Израиля. Народ Израиля как раз нарушил эту заповедь, сделав золотого тельца. Не языческому богу он поклонялся, а Богу Яхве. И сделал Его изображение, что Бог запретил делать. Аарон не привёл Израиль к поклонению языческим богам, а сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Он не ввёл практику поклонения новому богу, а пытался отобразить Бога Израиля в видимой форме, т.е. сделать «икону» Бога Израиля. А это и есть идолопоклонство.
3.3. Пример боговоплощения
Иконопочитатели соглашаются, что нельзя изображать иконой невидимого Бога, но в оправдание практики иконопочитания, утверждают, что это было до воплощения Бога в Иисусе Христе. А так как Бог стал явным в Иисусе Христе, теперь можно изображать Бога. Здесь они опять склоняются к идолопоклонству. Потому что пытаются сделать видимый образ невидимого Бога. А Бог запретил делать Его образ. Они объясняют, что делают изображение Христа. А Иисус есть видимый образ или икона невидимого Бога.
Во – первых, здесь искажается понятие образа. Иисус не является физическим представлением Отца, а отображением Его внутренних качеств, природы Бога, откровением Отца. Рукотворная икона не может отобразить нам эти качества, но отображает именно видимый, физический образ. Когда Иисус говорил: видевший Меня видел Отца Моего, Он не имел ввиду физический образ Отца. Поэтому только живой и реальный Иисус может явить образ Бога Отца. Рукотворная икона – это не образ Отца, а образ Сына.
Иконопочитатели так же утверждают, что если изображать Иисуса в иконе невозможно, что получается, что Его человечность нереальна. Но для того, чтобы верить, что Иисус был в человеческой плоти, для этого необязательно изображать Его на иконе.
Во - вторых, рукотворная икона передает неверное представление Божьего Сына. Скорее всего, она искажает образ Сына и образ Отца. Во – первых, икона Иисуса не изображает Бога Отца. Отца никто никогда не видел. Во – вторых, икона не может изобразить Божественный образ Христа. А даёт только внешний человеческий образ Христа.
Таким образом, икона не может являться источником истинных представлений о Христе, а, наоборот, может дать нам искажённые представления о Христе. Мы же знаем ( не из иконы), что Иисус при воплощении имел две природы. Но изображается только одна. И, если на человеческий образ указывается, что это Бог, то так же искажается понятие Сына Божьего. Тогда Бог трансформировался в человека, о чём и говорил Ап. Павел: «изобразили Бога в образе человека», что указывает на извращённый образ Бога. Но Бог не трансформировался в человека. Он пришёл в человеческой плоти (воплотился), сохраняя при этом свою Божественную природу, которую икона изобразить не может.
Поэтому рукотворная икона не может передавать верное представление ни Божьего Сына, ни Отца. Бог как был невидимым, так и остаётся невидимым. Он есть Дух. А Дух нельзя изобразить. Поэтому Бог и сделал запрет на Его изображение. Любое изображение Бога является искажением, а значит идолом.
Более того, никто не знает, как Иисус Христос выглядел. Выходит, что никто не может в точности нарисовать Его. В любом изображении Христа, есть реальная опасность искажения нашего понимания природы и характера Божьего Сына тем, как Он представлен в данной картине. Это должно служить предупреждением всем, кто пытается нарисовать Иисуса.
К тому же, изображение, написанное в искусстве иконописи, делается в определенном стиле и преднамеренно не дает точной копии изображаемого, чтобы давать ему более «духовный, аскетический» вид. В этом художник передаёт не библейские ценности, а православные ценности бесстрастия, аскетизма, обожения. Это значит, что все иконы всегда дают не реальное, а искаженное представление изображаемого.
Даже если бы художник нарисовал точную копию воплощенного Божьего Сына, то эта картина не имела бы никаких особых качеств. Картина – это не воплощенный Божий Сын, а просто Его изображение. Воплощение – уникальный и неповторимый случай, что несравнимо с написанием икон. Когда иконопочитатели утверждают, что при написании икон отображаются и человеческая, и божественная природа Христа в одной личности, они глубоко ошибаются. При воплощении Христа Его человеческая и божественная природы соединились в реальной исторической личности, Иисусе Христе. Икона же – это не Христос, а просто художественное представление Его. Икона не представляет ни человеческую, ни божественную природу Христа, а просто отражает воображение иконописца. Только реальная Личность Божьего Сына может совершенно отобразить славу Отца, а иконы, будучи творением человека, не могут её отобразить. Образ Бога не может быть сотворённым. Отказ от почитания представления иконописцем человечности Христа ни в коем случае не приравнивается к отрицанию Его воплощения.
Есть только одно воплощение Божьего Сына, которое не отображается и не может отображаться человеческим искусством. Лишь в Его живой личности наблюдается соединение божественной и человеческой природ. Подобно размышлял Епифаний Кипрский (IV в.), который выдвигал тезис, что истинный образ является «тождественным в сущности» тому, что он представляет, как было в отношениях Отца и Сына. Выходит, художественное изображение не может считаться истинным образом представляемого. В дополнение к этому, Епифаний Кипрский обвинил иконопочитателей в том, в чём они обвинили их противников – что они придерживались несторианства. Он справедливо считал, что изображать божественность Христа невозможно. Но если иконописец утверждает, что отобразил человечность Христа, то он отделяет человечность от божественности и тем самым делает себя несторианином. И не только несторианство можно видеть в рукотворном образе Христа. Но и Христа других еретических представлений.
Справедливо отмечено: «И действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного и притом таким, каким изображает Его Слово Божье?». Таким образом, человеческое творение не может дать нам истинный образ Бога так, как это может изобразить Его Слово Божье. А может дать только искажённый образ. Ап. Павел, описывая картину Суда Божьего над развращением человеческого рода, описывал причину гнева Божьего в том, что люди «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…» (Рим 1:23). Невозможно уподобить Бога «образу от искусства и вымысла человеческого» (Дн 17:29).
Почитать источник, который даёт нам искажённые представления о Боге, и пренебрегать истинным источником является заблуждением и уклонением в идолопоклонство.
Исходя из этого, мы можем утверждать, что Бог не может использовать искажённые средства для передачи истины. Поэтому Бог не повелел Апостолам использовать иконы для передачи вести о Христе, но повелел проповедовать истину о славе реальной, исторической Личности Сына Божьего Иисуса Христа (2 Кор. 4:3-6; Кол. 1:15-23).
К тому же, именно только через реальную живую Личность Иисуса Христа мы можем прийти к Богу Отцу. И только потому, что именно Он является Посредником, через Которого мы можем приходить к Богу Отцу. Но, чтобы приходить к Иисусу, нам не нужны посредники. Мы напрямую можем приходить к Нему, а не через искажённый Его образ.
Так же важно учесть то, что этот аргумент относится только к изображениям воплощённого Бога, но не к изображению людей. И, как утверждается, что теперь можно делать рукотворный образ Бога. Но, как мы выяснили, это не даёт легитимности такой практики. Бог остаётся невидимым, икона не в силах сделать Его видимым и дать нам истинные представления о Боге.
Но что касается икон изображения людей, то этот аргумент не распространяется на делание других икон кроме Иисуса, т.к. люди всегда были видимыми, и изображение их было доступно. Но, тем не менее, такой практики иконопочитания в Божьем народе никогда не было.
3.4. Евангелие для неграмотных
Далее, иконопочитатели отстаивают позицию, что для неграмотных людей иконы являются удобным и доступным средством для восприятия Евангелия и размышления над ним.
Но подчеркнём, что это довольно неубедительный аргумент в поддержку иконопочитания. Кто такие неграмотные? Есть ли такие люди сегодня? И, скорей всего, здесь имеется ввиду христианское изобразительное искусство, подчёркивающее историчность Библейских сюжетов и способствующее размышлению над ними. Вряд ли есть такие люди, которые не знакомы с Библейскими повествованиями через другие источники. Даже если воспринимать изображения Библейских сюжетов и картин как Евангельское повествование, то вряд ли это можно назвать практикой иконопочитания. «Воспоминание» библейского повествования вовсе не влечёт за собой молитвы картинам или почитание их. Для православных почитание икон «нельзя воспринимать как простую иллюстрацию к Евангелию или к событиям из жизни Церкви» (Иларион). Об этой непоследовательности у православных говорит и Билобрам: «Есть разница между картиной, где нарисованы хоры ангелов, которые прославляют Бога, что на земле родился Младенец, и изображениями апостола Петра, или Николая, или Богородицы, пред которыми православные верующие молятся, преклоняются и целуют».
К тому же, самый простой и неграмотный человек может легко понимать доступно проповедуемое Слово Божье. И Иисус, и Апостолы проповедовали Евангелие простым и не грамотным людям. И именно этот способ донесения Евангелия до людей, даже самых неграмотных, избрал Бог для Своей Церкви. Тем более, вера рождается от слышания Слова Божьего, а не от видения изображённых картин.
Более того, как мы уже убедились, художественное произведение может восприниматься человеком в искажённом понимании. Созерцая икону, человек воспринимает изображённое на ней по своему субъективному (и, возможно, неправильному) представлению. А превосходство проповеди в том, что проповедующий может точно и верно объяснять Библейские истины в изложенной им проповеди. Также, как мы уже упомянули выше, сюжетные картины не воспринимаются как иконы. А иконы не передают Евангельские истины, так как «на большинстве икон изображены лица святых, а не сюжетные картины, и с их помощью почти невозможно передать сколько-нибудь глубокие евангельские истины» (Чернейчук).
3.5. Библейские примеры изображений
Приверженцы иконопочитания утверждают, что данная практика оправдывается тем, что в скинии и храме были изображения херувимов (3 Цар 6:29-35), даже по Божьему повелению (Исх 26:1,31). Здесь нужно отметить, что херувимов люди не почитали и даже их не видели, кроме священников. А так же были изображения пальм и распускающихся цветов. Но никто даже бы и не подумал почитать пальмы или цветы или кланяться им. Изображения храма использовались для украшения, но не для богослужебной практики. Эту разницу не нужно игнорировать. Иконы в православии наделены другими функциями. Более того, в храме Соломоновом не было изображений людей – праведников. А мы знаем, что в Божьем народе было много святых пророков и праведников, почитаемых в народе. Но, тем не менее, им не делали икон и не украшали ими храм. В православии же наоборот, храмы украшаются изображёнными на иконах людьми, которых наделяют особыми почестями, перед которыми поклоняются, и целуют их. Но вряд ли кто – то будет преклоняться в почтении пальмам или цветам.
Таким образом, практика иконопочитания имеет совершенно другой смысл, нежели как сюжетные картины для украшения храма. Тем более, украшение храма Соломона было лично Божественным указанием. Это было повелением Божьим, и каждая деталь делалась именно так, как указывал сам Господь, вплоть до самых мелочей.
В НЗ время рукотворного храма нет. Божий храм – это Церковь, Его народ, в котором обитает Господь. Это духовный храм, украшенный драгоценными дарами Духа Святого и наполненный славой Господней.
3.6. Чудеса при почитании икон
Ещё одним аргументом в поддержку практики иконопочитания является то, что иконы якобы наделены Божественной чудодейственной силой. Какие – то иконы больше наделены этой силой, какие – то меньше. У некоторых, как утверждается, бывает мироточение.
Как было сказано раньше, практика иконопочитания вмещает в себя огромный пласт православных преданий, наложенных на икону. Вот почему некоторые аргументы, построенные на вырванных местах из ВЗ, не имеющих ничего общего с православной практикой иконопочитания, очень слабы в поддержку этой практики. Как уже говорилось, православная икона – это не просто слово «икона», которое можно наложить на нарисованную картинку Библейского сюжета. И это даже не портрет.
Опять же за поддержкой этого чудотворного проявления икон, представители иконопочитания обращаются к Библейским ВЗ сюжетам. Считается, что Библия поддерживает такое убеждение, что это чудо, так как в библейские времена через предметы Бог проявлял чудодейственную силу, например, через медного змея (Числ. 21:9) и ковчег завета (И.Нав 3:15). Однако, важно принять к сведению, что Библия так же подтверждает и проявление ложной чудодейственной силы через предметы. Не все чудеса происходят от Бога. Библия описывает сотворение и ложных чудес (Исх. 7:11, 22; 8:7; Мф. 24:24; 2 Фес. 2:9). Бог может позволять ложным чудесам твориться, чтобы проверить верность Своего истинного народа (Втор. 13:1-6).
Дело в том, что все священные предметы, украшения храма, медный змей, ковчег завета, святое место, где явился Господь Моисею… и т.д. имели законное, вышеустановленное Божьей властью основание. Поэтому все эти действия Бог поддерживает Своим Божественным присутствием и использует их для определённой цели и определённого времени. Но, когда человек пренебрегает установленной Богом властью и уклоняется по своим греховным похотям, хотя его действия могут быть направлены, как ему кажется, на благие цели, он обольщается и открывает себя для действия других духовных сил. И Бог может предать их в похотях их сердец заблуждению и превратному уму. Например, если евреи сегодня посчитают нужным восстановить храм Господу для богослужения, будет ли Господь поддерживать их в этом? И, если даже они построят храм, будет ли там Божье присутствие? Повелел ли Бог им это делать? Нет. Будет ли это действие иметь законное, Богом установленное основание? Нет. Они не последуют Его воле. Но делают это из своих побуждений.
Мы видим много примеров, когда народ Божий уклонялся от повелений Божьих и впадал в заблуждения и идолопоклонство. Чудеса и знамения могут завладеть человеческим сердцем и обольстить сатанинской властью. Бог знает греховность человеческого сердца, поэтому и помещает человека в рамки Своих законных правил, чтобы тот не переходил границы дозволенного Им. Но часто люди устанавливают себе свои правила по своим похотям: А где Бог сказал, что нельзя?... А если Бог не сказал, то значит можно… и т.д. Человеческая греховная природа очень падка на чудеса и знамения, на всё сверхъестественное и поддаётся искушению. Сатана это знает. Поэтому и прельщает. Бог строго предупреждает в Своём Слове об этой опасности. Но, если человек пренебрегает Словом Божьим, то он открывает себя для этой опасности. 2Фес 2: 9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Бог показывает причину, почему так происходит. Потому что люди не возлюбили истину, не приняли её и открыли себя для лжи. Как пишет Ап. Павел: «Они заменили истину Божию ложью…» и поставили творение выше Творца. В то время как Бог уже дал Своё Слово и заповеди: Втор 13: 4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь… Вот где должно быть наше сердце, как Господь говорит. Чтобы, когда «…восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24) мы могли устоять в истине. Но многие последуют за чудесами, за которыми будут стоять ложные духи обольстители, в погибель.
Как уже указывалось выше, Бог использует предметы или события для определённой цели, в определённой ситуации или определённое время. Но нигде Бог не говорил, чтобы сотни веков таскать за собой этого медного змея, из которого люди сделали себе идола нехуштана. И нигде не сказано, что эта «святая земля», на которой стоял Моисей, до сих пор святая. Люди не ходили туда, не набирали её в мешочки или коробочки, не кланялись ей, не целовали её, не прикладывались к ней, как это делают сегодня люди, наделяя «святые» вещи и места магическими свойствами, чудотворными силами, обольщаясь ложными духами, уводящими в заблуждение. И мы видим, что Сам Бог допускает это заблуждение, т.к. люди не возлюбили истину, отвергли её и сами выбрали идти ложным путём, выбрали верить лжи.
3.7. Учение Церкви
Иконопочитатели в поддержку данной практики выдвигают утверждение, что данная практика якобы существовала в Церкви от начала.
Но мы уже отметили, что Новый Завет не одобряет и не приводит никакого примера подобного типа церковной деятельности. К тому же, в трудах самых ранних отцов Церкви нигде не говорится, что почитание образов было общепринятой практикой в Церкви.
Как было указано выше, историческое исследование открывает, что использование икон датируется V-VI веками, а не более ранним периодом. Напротив, в языческих храмах была активно и широко распространена практика почитания икон. Храмы украшались изображениями и статуями. Но, как мы знаем, Бог отделил Свой народ от языческого образа жизни, освятил его и запретил внедрять языческие практики, но жить только по Его повелениям и заповедям. Но так же, как и в ВЗ народе языческая практика часто внедрялась в народ. Бог через Своих пророков обличал народ во грехе, призывал к покаянию и послушанию Богу. Отцы церкви так же критиковали эту языческую практику почитания рукотворных образов и считали её немыслимой в христианстве.
Климент Александрийский (II в.), например, комментируя вторую заповедь Декалога, написал: «Второе слово указывает на то, что великую божественную мощь (то есть Его имя, ведь оно включает в себя всё, что ныне открыто) не следует прилагать к вещам тварным и суетным, сотворённым человеком, которые не могут сравниться с самим Сущим (ό ών). Ибо только Он один равен Себе и несотворён» (Строматы 6.16.).
«Действительно, статуя есть мёртвая материя, преображённая рукою мастера. У нас же есть не воспринимаемый посредством ощущений, сделанный из постигаемой чувствами материи образ, но умопостигаемый; Бог, Который единственный есть действительно Бог, познаётся лишь умом, но не чувствами» (Увещевание к язычникам, 4.10).
Предостережению Климента к образам вторит его ученик и преемник Ориген, который в опровержение идолопоклонства написал следующее: «Мало этого, прямо безумствуют в данном случае те, которые, устремившись в храмы, поклоняются здесь статуям и животным, как божествам. Не менее безумствуют и те, которые думают, что истинные боги могут почитаться при посредстве изображений, фабрикуемых простыми ремесленниками, часто даже негодными людьми» (Против Цельса, 3.76).
В своих трудах Епифаний Кипрский (IV в.) опровергает практику группы гностиков под названием «карпократиан», которая состояла в поклонении изображениям, в том числе, изображениям Иисуса. О них он повествует: «(Они) обладают изображениями, как эти в тайне, и некоторых философов, таких как Пифагор, Платон, Аристотель, а остальные также ставят другие рельефы Иисуса с этими философами. И постав их, они поклоняются им и празднуют языческие тайны» (На восемьдесят ересей Панарий, 27.6.9;)
Евсевий (IV в.) в ответ на просьбу со стороны сводной сестры Константина Великого, Константинии, чтобы получить от него образ Христа, написал про Его прославленную человечность следующее: «Как можно нарисовать образ такой удивительной и недостижимой формы, если термин “форма” вообще применим к божественной и духовной сущности, если, в подобие неверующим язычникам, не представляется то, что ни на что не похоже... вы согласитесь, что такая практика не является законной для нас». А в отношении Его непрославленной (до вознесения) человечности он сказал: «Бог устанавливает закон о том, что не следует делать подобия ни тому, что на небесах, ни тому, что находится на земле. Слышали ли вы когда-нибудь о чём-либо подобном в церкви или от другого человека? Разве такие вещи не изгоняются и не исключаются из церквей по всему миру, и разве не общеизвестно, что такие практики не разрешены только нам?»
Посмотрим ещё некоторые высказывания отцов Церкви.
Епифаний Кипрский говорит: "Будьте внимательны к себе и держите предания, которые вы получили. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево". К этому он добавляет: "Помните, дети возлюбленные, и о том, что не следует вносить икон в Церкви, а также и в усыпальницы святых, но всегда памятуйте о Боге и держите Его в сердцах своих. Христианину не прилично возносится к Богу посредством глаз и блужданий ума".
Подобным же образом и Григорий Богослов в стихах своих говорит: "Несправедливо заключать веру в красках, а не в сердце; потому что заключённое в красках легко стирается. Что же касается веры в глубине души, так они по сердцу мне".
Иоанн Златоуст учит так: "Посредством Писания мы наслаждаемся присутствием святых, имея образы не тел, но душ их, потому что сказанное ими служит образами душ их".
"Усердное изучение богодухновенного Писания", говорит святой Василий, "есть пространнейший путь к приобретению того, что нужно. В Писании находятся и увещевания делать добрые дела и предлагаются жизнеописания божественных мужей, как бы некоторые одушевлённые образцы богоугодной жизни, предлагаемые для подражания богоугодным делам их".
Также Афанасий, светильник александрийский, сказал: "Как же не пожалеть о почитающих творения по той причине, что зрячие кланяются невидящим и одарённые слухом не слышащим? Тварь никогда не спасёт твари".
Точно также и Амфилий Иконийский говорил так: "Мы заботимся не о том, чтобы изображать красками на досках телесные облики святых, ибо в этом мы не имеем надобности, но о том, чтобы подражать добродетельной жизни их".
Согласно с этим учит и Феодот Анкирский, сподвижник Кирилла. Он так говорит: "Мы получили наставление не лица святых изображать на иконах вещественными красками, а подражать указанным в писаниях о них добродетелям их, как бы каким одушевлённым образом. Через это мы возбуждаемся к подобной им ревности. Пусть скажут воздвигающие изображения, какой пользы достигли они через это и к какому духовному созерцанию приходят от такого напоминания. Очевидно, что это пустая выдумка и изобретение дьявольского коварства".
Подобным же образом и Евсевий Памфил августейшей Констанции, просившей его прислать икону, говорит следующее: "Так как ты писала относительно какой-то, будто бы Христовой, иконы и желала, чтобы я прислал тебе такую икону, то какую икону разумеешь ты, которую называешь Христовой? Истинную ли и неизменяемую и заключающую в себе сущность естества Его, или же представляющую то естество Его, которое Он воспринял ради нас, облекшись плотью как бы одеждой рабского вида? Но что касается образа Его, как Бога, то я и сам думаю, что не его ты ищешь, потому что ты научена Им, что ни Отца никто не знает, как только Сын, ни Самого Сына никто не знает, как только родивший Его Отец".
И несколько далее: "Конечно, ты ищешь икону, изображающую Его в образе раба и во плоти, которой облёкся Он ради нас, но мы научены, что и она растворена славой Божества и смертное поглощено жизнью".
И ещё: "Итак, кто же в состоянии изобразить мёртвыми и бездушными красками и тенями издающий сияние и испускающий блистательные лучи блеск славы и достоинства Его, — изобразить Его таким, каков Он есть? Даже избранные ученики Его не могли взирать на Него на горе, но пали лицом ниц, признав, что блеск света для них не выносим. Итак, если воспринятый Им в воплощении образ получил такую силу от обитавшего в Нём Божества, то, что сказать о том Его состоянии, когда Он, сложив с Себя смертность и смыв тление, вид рабского образа изменил на славу Господа и Бога, — после того, как одержал победу над смертью, взошёл на небеса, воссел на царском престоле одесную Отца и почил в несказанных и неизречённых недрах Отца? Когда Он обратно восходил туда, Его восхваляли силы небесные, говоря: "Примите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!" (Пс. 23:9)".
Как свидетельствует Евсевий, в церквях не было такой практики, которая была широко известна у язычников. Церковь противостояла практики почитания изображений. Но постепенно эта практика всё больше начала вторгаться в церкви. И поэтому назрела необходимость Вселенского Собора.
В VIII веке для решения этого вопроса в 754 г. состоялся Седьмой Вселенский собор, на котором было принято решение против практики иконопочитания. Но сторонники иконопочитания не согласились с ним. Они отвергли этот собор и в 787 г. созвали новый, Второй Никейский Собор, который назвали Седьмым Вселенским Собором, на котором было принято решение в поддержку иконопочитания.
Что касается этого Собора, этот Собор не может считаться действительным, т.к. он восстал против решения Вселенского Собора, уже принятого и установленного Церковью. А во – вторых, он нарушил правила решения Соборов. Церковные соборы имеют место в определении вероучения Церкви только тогда, когда их решения согласовываются с учением Священного Писания. Поэтому решение собора 787 г. не может считаться действительным, т.к. не имеет Библейской поддержки.
4. Выводы
Итак, исходя из всего рассмотренного, мы можем сделать выводы.
Религиозное искусство является частью церковной жизни. Картины христианских деятелей и библейских сюжетов могут оживлять библейское повествование и иллюстрировать происходящее в нём. Мы можем относиться к этому вполне нормально.
Но практика иконопочитания – это совершенно другой аспект богослужебной деятельности. Это не просто искусство. Но совокупность учений и взглядов, заимствованных из других источников. По поводу иконопочитания, как оно практикуется сегодня, оно явно выражает идолопоклонство. Хотя приверженцы этой практики изо всех сил пытаются оправдать её, факт остаётся фактом, что поклоны и молитва перед иконой и целование её создают сильное впечатление в умах поклонников о наделении самого объекта некой сакральностью, что этот объект способен передать им божественную силу и благодать. Сам объект становится одним из средств посредничества между Богом и человеком.
В добавление к этому, православное учение о том, что на самом деле есть в иконе какой-то остаток силы святого и его «благодатное присутствие», ещё больше усиливает это заблуждение. Поэтому следует считать иконопочитание не только неприемлемым, но и опасным для духовного здоровья Церкви в целом и верующих в отдельности.
Нужно принять всерьёз, что ни Ветхий, ни Новый Завет не одобряет, не приводит никакого примера такого типа поклонения. Наоборот, такая практика присуща языческим народам. Но Бог отделил Свой народ законом освящения и запретом на языческий образ жизни. Такая практика чужда Новому Завету и новозаветной Церкви. Заимствовать такую практику – значит нарушить закон святости.
Также в опровержение вспомним слова Спасителя нашего: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Бог, как духовное Существо, ищет духовных поклонников. Он ищет духовного поклонения. Вместо храма Он живёт в сердцах Своего народа (Гал. 4:6) и обитает в собрании святых (2 Кор. 6:16). Вместо жертвоприношения животных мы приносим жертвы хвалы (Евр. 13:15). Вместо почитания изображений мы поклоняемся живому Богу в Духе Святом (Ин. 4:24).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 16
Вот толкование от Самого Бога . Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;называя себя мудрыми, обезумели,и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.
Грех очевиден , нетленный Бог на тленном дереве и тленной рукой художника . И иконы очень похожи как две капли на идолы которые есть серебро и золото, дело рук чел...ЕщёВот толкование от Самого Бога . Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;называя себя мудрыми, обезумели,и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.
Грех очевиден , нетленный Бог на тленном дереве и тленной рукой художника . И иконы очень похожи как две капли на идолы которые есть серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них. Так что Боог через Библию осуждает рисование икон .Нужно повиноваться более Богу нежели человекам- так учит Библия
Знаем - знаем чего ваши решения стоят
Отменить все решения,которые противоречат здравому учению ХРИСТОВУ и привести в поряд учение церкви в соответствии с учением пророков Христа и апостолов
...претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свою жизнь и здоровье, став мучениками...
_______________________________________
Стали мучениками от руки Православной Церкви. Не так ли?
Или и тут протестанты виноваты? Без протестантов ну никак не обойтись. И те протестантили, и эти протестантят против икон и мощей.
Хула или любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к образу...
___________________________
Скажите, а к тапочкам Спиридона это тоже относится?
Сам термин «собор» переводится как «путь, по которому вместе достигают одной цели».
_____________________________
Что-то у вас этот путь уж слишком извилистый. Даже лбами сталкиваетесь с теми, кто этим же путём идёт)
Библейский канон был также утверждён Собором.
_____________________________
Каким? Вы до сих пор на этом точку не поставили. Удобная позиция... чтобы в любое время что - то подправить... что - то добавить... что- то убавить.
— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.
Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
— Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.
Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:
— Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.
Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.
Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.
— Теперь ты понял, о чём надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.
Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!