Истина или ложь?
В некоторых христианских конфессиях давно существует практика почитания святых. Наша цель – проанализировать возникновение и развитие этой практики с целью оценки её приемлемости для истинного христианства.
1. История почитания святых
Прежде всего, нужно сказать, что практика почитания святых берёт своё начало в постапостольский период и имеет прогрессирующий характер. Согласно общепринятому мнению, почитание святых восходит к вспоминанию о жизни и духовных подвигах мучеников. Это видно в отношении верующих второго века к мученичеству Поликарпа: «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения его мученика, в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]» (Мученичество Поликарпа, 18.2-3). Здесь отмечается несколько особенностей. Останки мученика считались «драгоценнее дорогих камней и благороднее золота», что со временем привело к почитанию мощей святых. Далее, отпраздновали день его мученического подвига, что до сих пор продолжается и расширяется в церковном календаре, где каждый день посвящён какому-то святому.
Далее мы можем видеть, что на месте захоронения мучеников совершали таинство Евхаристии. Это впервые было сделано в римских катакомбах, которые «служили одновременно местом захоронения мучеников и местом совершения евхаристических богослужений: гробницы соседствуют в катакомбах с алтарями».
Скоро развилось понимание, что сразу после смерти мученики входят на небеса к Богу, что дало им особый статус перед Ним и привело к убеждению, что они могут служить в качестве ходатаев за живых перед Богом. Вера в силу мучеников дошла даже до того, что в случае мученичества Викентия Сарагосского (IV в.): «Зрители облили свою одежду кровью, и когда в 308-м году в Самосате приняли мученическую смерть семь братьев, несколько благородных женщин подкупили охранников, чтобы они могли помыть тела губками и собрать капли крови».
Можно включить в число приверженцев почитания святых Оригена, Амвросия и Августина. В защиту ходатайственной деятельности святых выступал и Иероним Стридонский. «Ты говоришь в своей книжке, что пока мы живы, мы можем молиться друг за друга, а после смерти ничья молитва за другого не может быть услышана… Если апостолы и мученики, будучи ещё соединены с телом, когда ещё должны заботиться о себе, могут молиться за других: то не тем ли более после венцов побед и триумфов?». Здесь мы можем видеть, что мученикам уже приписывается ходатайственная деятельность за живущих на земле. И то, что не все разделяли такую форму почитания.
Были и те, которые не принимали и критиковали культовую практику почитания святых мучеников. Одним из них был Афанасий Александрийский, который критиковал практику почитания мощей мучеников и аскетов. Это хорошо видно в его одном из главных трудов "Житие Антония Великого" и в Праздничных (Пасхальных) посланиях 369 и 370 гг.
В "Житие Антония Великого" Афанасий пишет, что Антоний запретил монахам воздавать почести его умершему телу, так как это неблагочестивая египетская традиция, запретить которую он просил епископов, а также обличал женщин, которые выставляли тела (мумифицировали) благочестивых и святых людей в своем доме. Вот что пишет Афанасий:
"Когда же братия стали неотступно просить, чтобы у них остался и скончался, он не согласился на это, умолчав о многих причинах отказа, дав лишь понять, что важнее всех следующая. Египтяне имеют обычай – совершая чин погребения над телами скончавшихся уважаемых ими людей и особенно святых мучеников обвив их пеленами, не предавать земле, а возлагать на ложах и хранить у себя в домах, полагая, что этим воздают чествование отшедшим. Антоний многократно просил епископов запретить это мирянам, сам убеждал мирян и делал выговоры женщинам, говоря: «Незаконно это и вовсе не благочестно. Ибо тела Патриархов и Пророков доныне хранятся в гробницах, и самое тело Господне положено было во гроб, и приваленный камень скрывал оное, пока не воскресло в третий день». Говоря же это, показывал он, что незаконно поступает тот, кто тела скончавшихся, даже и святые, не предает по смерти земле. Ибо что досточестнее и святее Господня тела? Посему многие, выслушав это, стали потом тела умерших предавать земле и, научившись у Антония, благодарили за сие Господа".
После смерти Антония, два его ученика погребли его тело, как он и просил, в тайном месте, чтобы никто не узнал и не выкопал тело для его последующего почитания (Житие Антония Великого). Афанасий Александрийский написал книгу об Антоние Великом, чтобы христиане подражали его жизни, в том числе и в этом вопросе.
В своем 41-ом Праздничном (Пасхальном) послании Афанасий Александрийский пишет:
"Они не оставляют тела мучеников, которые пострадали достойно, в земле, но вырывают их из земли и кладут на деревянные помосты, чтобы все могли их увидеть... Эта привычка вырывать из земли тела мучеников напоминает невежество Иеровоама, который продавал священство и тех, кто продавал и покупал голубей для Храма Божьего. Те беззаконники, что слышали голос Господа "не делайте дом Отца Моего домом торговли", несомненно услышат и другое: "не торгуйте телами Моих мучеников и не делайте их страдания поводом для наживы". Те, кто творят этот грех, получат достойное наказание".
В своей Апологии аугсбургского исповедания Филипп Меланхтон отмечал, что, хотя Иероним был готов признать, что святые молятся о живых верующих, он никогда не рекомендовал молитвы святым напрямую. Он также повествует, что «Остальные древние писатели до Григория тоже не упоминали о молитве святым» (Апологии аугсбургского исповедания, 26). Здесь мы видим, что уже рассматривается вопрос молитвы святым.
В средневековье упор на почитание святых не утихал, а обострялся. Рабе комментирует, что «Святые стали космическими распространителями даров для общества, а также личных даров для преданных людей».
Известно, что приписывали и ещё приписывают определённым святым определённые сферы деятельности. Например, апостол Андрей является покровителем рыбаков, Августин – богословов, Иероним – библиотекарей и переводчиков и т.д. Те, кто болен дизентерией, должны обратиться для исцеления к Поликарпу, эпилепсией – к Валентину, оспой – к Матфию и т.д. Покровитель Бельгии – Иосиф, Египта – Марк, Иордана – Иоанн Креститель и т.д. Помимо этого, говорят, что при рождении каждому человеку дан святой покровитель. Далее, за каждым нищенствующим орденом Католической Церкви наблюдает тот или иной святой.
В соответствии с убеждениями реформаторов вернуться к Библии, как к источнику христианской веры, Лютер утверждал, что все верующие – святые. Лютеранская позиция выражена в Аугсбургском вероисповедании: «О поклонении святым наши церкви учат, что мы можем хранить память о святых, чтобы следовать примеру их веры и добрых дел, согласно нашему призванию… Но Писание не учит взывать к святым или искать у них помощи, поскольку оно учреждает для нас одного лишь Христа, как Посредника, Умилостивителя, Первосвященника и Ходатая». Кальвин настаивал на том, «чтобы верующие обращались только к Богу, а не к святым и ангелам». Реформаторы указывали на следующие моменты. Во-первых, единственным объектом поклонения должен быть Бог. Во - вторых, единственным посредником между Богом и человеком является Иисус Христос. Нельзя говорить о посредничестве святых в деле спасения. В-третьих, оправдание даётся исключительно через веру в Иисуса Христа. Святые не спасены своей заслугой и не могут отдавать свою заслугу другим. В-четвёртых, Церкви нельзя разделять верующих по степеням святости. Только Бог знает истинное духовное состояние человека. Хотя Католическая Церковь до сих пор поддерживает практику почитания святых и молитвы им, в последнее время у католиков в Европе и Северной Америке уменьшилась преданность святым. Но у католиков в других частях мира и у православных почитание святых идёт полным ходом.
2. Жития святых
Существуют рассказы о жизнях и духовных подвигах святых под названием «жития святых». Иларион сообщает, что они «были излюбленным чтением православных христиан на протяжении столетий». Но он уточняет, что жития святых: «отличались разной степенью исторической достоверности… житие, написанное много столетий спустя и нередко лишённое исторической достоверности». Другими словами, эти истории часто украшены легендами: «Житие святого – это его словесная икона, некий идеализированный образ». Тем не менее, факт их исторической недостоверности не мешает читателям находить в них назидательную ценность. Иларион объясняет: «Житие говорит в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует его духовный образ». Католический писатель Квалера соглашается, что жизни святых должны быть рассказаны «через истории, наполненные поэзией и мифологией, удивлением и восхищением, похвалой и благодарением. Рационалистический анализ никогда не откроет церкви вполне удовлетворительную картину святости святых».
3. Классификации святых
Для различения «степени святости» между святыми у католиков существует две категории – беатификация и канонизация. Отличие между ними состоит в том, что для канонизации святой должен был совершить хотя бы одно чудо. Только тогда он официально входит в лик святых.
В отличие от католиков, в православном мире наблюдается много разных классификаций для святых, так называемых, «ликов святости». Святитель, например, – это епископ, который причислен к лику святых. В частности, он прославился своей нравственной жизнью и «своей деятельностью по защите догматического учения Церкви против различных ересей». А монашествующий, удостоенный лика святых, называется «преподобным». Святые, жившие в библейские времена, носят свои библейские названия, т.е. «апостолы» или «пророки». «Мученики» именно так и названы, а те, жизнь которых была под угрозой, но при этом они не умерли за веру, – «исповедниками». Некоторых святых называют «блаженными», например Блаженный Иероним Стридонский и Блаженный Августин. Некоторые миряне тоже входят в лик святых. Их называют «праведными». В истории Руси некоторые цари и князья также были канонизированы не столько за их примерную моральную жизнь, сколько «за ту выдающуюся роль, которую они сыграли в истории Церкви».
Можно говорить и о других группах: бессребрениках, благоверных, преподобномучениках, равноапостольных, священномучениках, столпниках, страстотерпцах, чудотворцах, юродивых, а так же особой классификации людей по имени «старцы». Старец обладает следующими особенностями: он является «опытным священником и исповедником, обычно пожилым монахом, у которого много духовных детей, живущих в разных местах, которые регулярно посещают его для исповеди и наставления». Также считается, что он наделён даром пророчества. Старцы, которые ещё живы, кончено, не включаются в лик святых. Но, тем не менее, их высоко уважают. Они считаются «живыми святыми».
4. Канонизация святых
Долгое время, как на Востоке, так и на Западе не было формального процесса канонизации святых. Люди просто почитали одного или другого блистательного верующего и считали его или её святым. На Востоке одна из первых попыток систематизировать процесс канонизации состоялась в IX-X веках при патриархе Фотии и императоре Льве Мудром, но впоследствии их система не стала общепринятой. В славянском мире со времени крещения Руси до XVI века к лику святых причисляли местных архиереев, но некоторые более известные святые были признаны всей Церковью, как, например, Борис и Глеб, князь Владимир и княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские. На соборах, состоявшихся с XVI века до начала синодального периода, были канонизированы около 170 святых для общего почитания. В синодальный период могла канонизировать только высшая церковная власть, но это редко случалось, равно как и в советский период. В данный момент в Русской Православной Церкви к лику святых причисляют Архиерейский или Поместный Собор. Каждая поместная (т.е. национальная) православная церковь имеет право определять содержание своей диптихи, т.е. списка святых, независимо друг от друга. При канонизации того иди иного святого поместные православные церкви сообщают это другим поместным православным церквам, но каждая имеет право принять или не принять его или её в качестве святого.
На Западе наблюдается подобный порядок вещей. В ранние годы люди сами определяли, кого они почитают за святых. Но возникла проблема со злоупотреблением этим положением со стороны оппортунистов, которые хотели получать прибыль за продвижение преданности тому или другому святому. Поэтому в XI веке был введён формальный процесс канонизации, и вскоре после этого Римский Папа начал руководить этим процессом, и до сих пор он ответствен за причисление к лику святых у католиков.
5. Подражание святым
Верующие люди всех христианских конфессий разделяют мнение, что хорошо подражать примеру особо посвящённых верующих прошлого. Библия сама наставляет нас вспоминать о подвигах веры героев Ветхого Завета (см. Евр. 11), и то же самое касается героев новозаветной веры и церковной истории. С этим соглашается Митрополит Иларион: «Прославление святых имеет и нравственный смысл – христиане призваны подражать жизни и подвигам святых».
Другие писатели вторят этой мысли. Шулер пишет: «Будучи образцами верности для подражания, повествования, подчёркивающие этот аспект их жизни, могут привести христиан к более глубокому пониманию силы благодати, чтобы привести человека к единству с Богом». Д. Стил повествует: «Реформаторы не стали серьёзно оспаривать понятие святого в качестве примера». Данный момент освещён в трактате Филиппа Меланхтона «Апологии аугсбургского исповедания». Жизнь святых приносит нам следующую пользу: во-первых, повод для благодарения Богу, во-вторых, усиление нашей веры, в-третьих, пример для подражания. Это подражание относится, конечно, не только к мёртвым верующим, но и к примерным верующим нашего времени.
На самом деле, не существует никакой разницы между подражанием примеру усопшего или живого верующего. Смерть верующего человека не делает его более святым или более достойным нашего подражания. По правде, если бы мы знали личную жизнь усопших верующих, память которого часто украшается легендами, настолько, насколько мы знаем личную жизнь живых верующих, то, вполне возможно, мы считали бы некоторых из них не достойными никакого уважения. Мы обнаружили бы, что они были простыми смертными, как и мы с вами. Об этом свидетельствует «преувеличение» их историй при написании «жития святых». Если бы они вели такой примерный образ жизни, зачем нужно «украшать» их историю? Д. Стил предупреждает: «Проблема состоит в искушении возвысить святого, как недостижимого и сверхчеловеческого».
6. Почитание святых и их ходатайство
6.1. Описание практики
Как уже было сказано, все христианские конфессии сходятся во мнении, что святые люди прошлого достойны нашего уважения и подражания. Совершенно уместно изучать историю святых с целью следования за их примером и прославления Бога за их подвиги веры. Но некоторые, в частности православные и католики, доходят до того, чтобы приписывать им особую честь и статус перед Богом. Ссылаясь на Дамаскина, Иларион говорит о многолетнем церковном обычае, что «в их честь строят храмы и составляются богослужебные чинопоследования, дни их памяти становятся церковными праздниками». Чтобы обезопасить почитание святых, чтобы оно не превратилось в поклонение им, сторонники этой позиции используют специальные термины для различения почитания от поклонения. Слово προσκυνήσις (проскунэсис) относят к почитанию святых, а к поклонению Богу подходит слово λατρεία (латрэя). Можно также оказывать святым и ангелам δουλεία (дулэя). Здесь используется терминологическая манипуляция. Об этом мы более подробно говорили в теме «Иконопочитание…».
Самым спорным моментом в отношении почитания святых является их заступничество как ходатаев. Сторонники этой практики сразу оговаривают, что святые – не посредники, а ходатаи. Единственный посредник между Богом и человеком – Иисус Христос. Но представляется, что святые оказывают особое влияние на живых верующих своей молитвой о них перед Богом. Поэтому можно обращаться к ним в молитве и просить их ходатайства. Юнгман датирует Х веком начало обращения к святым в молитве. Салливан ещё уточняет, что верующие не столько молятся святым, сколько молятся «вместе с ними». Другими словами, через свои молитвы на небесах святые сотрудничают с живыми верующими в их молитвах на земле. Это мнение согласовывается с тем, что было определено на Втором Ватиканском Соборе, где вместо того, чтобы говорить об отношениях между верующими и святыми, как о «просителе и благодетеле», говорили об отношениях «общения и солидарности». В то же время, Салливан признаёт, что в прошлом отношение к святым было другим: «Это были те, кто мог с помощью этой силы распределять нам помощь (или, вернее, они способствовали распределению этой силы нам)». Считалось, что вмешательство святых было более прямым. Но Салливан отвергает «ошибочные средневековые представления о символе, которые считали, что святым свойственна сила, и что они обладают способностью распределять милости по их воле в ответ на наши просьбы. Единственное преимущество, которое святые имеют в ходатайстве, – это их постоянная близость ко Христу». Однако убеждение об их прямом вмешательстве в жизнь живых верующих не полностью устарело. Булгаков, например, пишет о святых: «Бог даёт святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои».
В католической вере до сих пор существует концепция «сокровищницы заслуг», что означает, что все заслуги, полученные святыми за их послушание и служение Богу при жизни, и которые превышают то, что нужно им для собственного спасения, «накапливаются» на небесах в «сокровищнице заслуг» и даются живым верующим через Церковь, которая имеет исключительный доступ к этому запасу заслуг. Вот реакция Меланхтона на это учение: «Опять же, противники… применяют заслуги святых к другим и делают из святых не только ходатайствующих, но и примирителей. Это ни в коем случае нельзя терпеть» (Апологии аугсбургского исповедания, 26). Против этого учения выступал и Кальвин: «Их называют сокровищницей Церкви, заслугами Иисуса Христа, апостолов и мучеников. Паписты заявляют, что главным хранителем этих сокровищ является папа, стоящий у источника, который распространяет их и отдаёт кому пожелает… На самом деле, всё это – не что иное, как осквернение крови Христовой, дьявольская ложь, ставшая целью отвратить христианский народ от милости Божьей и от жизни, которая есть Христос, сбить его с пути к спасению» (Наставление в христианской вере, 3.5.2).
6.2. Поддержка и оценка почитания святых
Рассмотрим доводы, выдвинутые в пользу убеждения, что приемлемо оказывать святым особую честь и просить их молитвенной поддержки с целью того, чтобы оценить его в соответствии с Божьим написанным откровением, т.е. Священным Писанием.
1) Концепция «Общения святых»
В Апостольском Символе Веры написано: «Веруем в… собрание (или “общение”) святых». Но в чём именно заключается это «собрание» или «общение»? По мнению православных и католиков, святые принимают активное участие в жизни живых верующих, слышат их моления им, ходатайствуют о них перед Богом и, возможно, даже посылают верующим помощь и благодать от Бога. Это убеждение, в основном, зиждется на том, что общение между верующими не прекращается после смерти. Усопшие продолжают своё участие в деятельности Церкви. Их отсутствие на земле не влечёт за собой прекращения их деятельности.
Обратимся к некоторым писателям, поддерживающим эту точку зрения. Со стороны православия Булгаков пишет: «Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах, и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией». К этому мнению присоединяется Митрополит Иларион: «Кроме того, Церковь верит, что святые не умирают, но продолжают жить в Церкви, и именно этой верой в их живое присутствие оправдано молитвенное обращение к ним». А Митрополит Каллист утверждает: «В Боге и в Его Церкви нет разделения между живыми и усопшими... Поэтому точно так же, как православные христиане здесь, на земле, молятся друг за друга и просят молитвы друг друга, так они молятся за верных усопших и просят верных усопших молиться за них».
Со стороны католиков Карл Ранер утверждает: «Это наши братья [и сестры], которые уже достигли своего совершенства, и они умоляют Бога живых позволить этому свету сиять и на нас». Его учение вторит написанному в Катехизисе Католической Церкви, где, в ответ на вопрос: «Что ещё означает выражение общения святых?», написано: «Это выражение также обозначает общение между святыми людьми… умершими и воскресшими… уже наслаждаются славой Божией и ходатайствуют о нас». Рабе считает нормальным явлением, что усопшие святые молятся о нас после смерти, и что дозволено просить у них молитвенной поддержки. Наконец, в поддержку этой практики сошлёмся на «Экуменическое заявление о Марии; ходатайстве святых», которое подписали представители Католической, Англиканской, Лютеранской, Реформатской и Православной Церквей. Там сказано, что есть общение святых «на земле, которое объединено во Христе, как живые члены его мистического тела», солидарность которого выражена «в молитве друг за друга». Но молитва Христа за нас после смерти показывает, что смерть не заканчивает эту молитвенную связь. Так святые прошлого молятся за нас.
В опровержение этой позиции следует сказать, что Бог не открывал нам состояния или деятельности усопших верующих и того, насколько они в курсе дела относительно происходящего на земле. Тот факт, что верующие молятся друг о друге, пока живы (что конкретно предписано в Писании), не обязательно означает, что такой порядок вещей имеется после смерти. Разумеется, что если бы обращение к усопшим было действительно полезно, ожидается, что апостолы рекомендовали бы эту практику.
Далее, когда в Евр. 12:1 мы читаем: «Имея вокруг себя такое облако свидетелей», речь не идёт о том, что люди на небе смотрят на нас. В свете написанного в 11-ой главе ясно, что они – «свидетели» Божьей верности в своей жизни, и что их история и свидетельство вдохновляют нас продолжать наш бег. Так как деятельность усопших верующих нам неизвестна, без библейского подтверждения у нас нет права ожидать от них молитвенной поддержки или просить её.
Библия запрещает общение с мёртвыми: «Будут они вызывать мёртвых или волхвовать, да будут преданы смерти» (Лев. 20:27, также см. Лев. 19:31; Втор. 18:11; Ис. 8:19). Такая практика относится к колдовству. Несмотря на библейский запрет по этому поводу, сторонник почитания святых Р. Салливан дерзко заявляет: «Существует естественная человеческая потребность общаться с мёртвыми». Наконец, Каллист настаивает на том, что нельзя молиться любому усопшему верующему, а только тем, кто признан святым. Но такое положение напрямую противоречит главному доводу в пользу этой практики – что «общение святых» распространяется на всех усопших верующих, которые все продолжают свою молитвенную деятельность после смерти. Согласно этому принципу, можно обращаться не только к признанным святым, а к любому усопшему верующему за молитвой, в том числе, к нашим мёртвым близким и родственникам. Но дело в том, что обращение к мёртвым родственникам характерно не христианству, а анимизму, который, на самом деле, практикуется, когда верующие люди обращаются за помощью к мёртвым.
2) Близость святых ко Христу
Другая попытка оправдать обращение к святым заключается в том, что их высокое положение и близкие отношения со Христом удостаивают их молиться более эффективно за нас. Салливан говорит: «Святые уже вошли как можно глубже в жизнь Христа, и поэтому они наиболее “эффективны” в ходатайственной молитве». Рабе так описывает это: «Святые были теми, кто преуспел в великом христианском стремлении быть в присутствии Бога. Это дало им уникальную возможность и статус влиять на жизнь на земле очень значительными способами, ставя их отношения близости с теми, кто на земле, в матрицу защиты и поддержки». Согласно Катехизису Католической Церкви, богобоязненная жизнь святых приобрела для них заслугу перед Богом, которая является причиной их эффективности в молитве: «Они не перестают ходатайствовать Отцу о нас, поскольку они приносят заслуги, которые они приобрели на земле через единого посредника между Богом и человеком, Иисуса Христа». Преимущественное положение святых подчёркнуто и Дамаскином, который считал, что святые в особом смысле служат в качестве храмов для Бога. Они также являются теми царями, господствующими и богами, о которых написано, что Христос является «Цapём царей, Господом господствующих и Богом богов» (см. Откр. 19:16; Пс. 49:1). Карл Ранер придерживается позиции, что переживание смерти как-то способствует святым ходатайствовать более результативно. Считается, что в смерти святые могут ходатайствовать так, как это невозможно даже самым святым людям в жизни.
Но даже если допустим, вместе в Ранером, что верующие действительно могут лучше молиться за живых после смерти, то остается вопрос – делают ли они это, или нет? Способность что-то делать не обязательно влечет за собой то, что дело действительно совершается.
В опровержение скажем, что обращение исключительно к признанным святым продвигает идею высшего уровня святости и близости к Богу, которое не поддерживается Писанием. Согласно Божьему Слову, все верующие – святые (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; 1 Пет. 2:9), потому что их статус перед Богом основан не на личной праведности, а на праведности Христа, дарованной через веру (Фил. 3:9; Рим.10:3-4). Сравнивая доступ к Богу, имеющийся у иудейских и языческих верующих, например, Павел не видит никакой разницы: «Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Если святые имеют лучший доступ к Богу, чем другие верующие, то они, в действительности, не только ходатаи, но и посредники между Богом и человеком, занимая положение выше обычного человека, но ниже Бога. Но посредничество святых отрицается сторонниками данного учения.
3) Доступность святых
Приверженцы почитания святых опираются не только на близость святых ко Христу, но и на их близость к нам. Люди обращаются к святым в молитве потому, что они считают их более доступными простому верующему, чем наш Господь Иисус Христос. Булгаков выражает данную мысль следующим образом: «Мы испытываем одновременно и самую непосредственную близость общения с Христом, но и страх и трепет пред Божеским величием нашего Судии и Господа. Для нас естественно и нужно сокрыться от этого величия, растворить его трепетность для нас прибеганием под кров Пречистой Владычицы и святых, как ангелов и человеков, ибо они принадлежат к нашему роду, с ними мы можем говорить на языке человеческой немощи, а вместе и любви, чувствуя себя духовно плечо к плечу с ними пред страшным престолом Господним».
Однако, как люди могут упускать из вида, что вечный и всемогущий Божий Сын покинул Своё славное положение у Небесного Отца ради нас, чтобы, став человеком, лично идти навстречу нам? Как Он может сделать Себя ещё более доступным людям? Подобного подвига святые вообще никогда не совершали. Здесь явно пренебрегается равная нам человечность Христа. Лэйн правильно оценивает ситуацию, когда пишет: «Народное благочестие испытывало потребность в ком-либо на небе, кто мог бы по-настоящему понять и посочувствовать человеческой слабости». Но библейское свидетельство таково: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушён во всём, кроме греха» (Евр. 4:15). Однако Рабе комментирует, что люди «поклонялись Христу, потому что Он был похож на них во всём, кроме греха. Однако они почитали святых, потому что они были похожи на них во всём, включая грех». Но какое преимущество в том, что святые – тоже грешники? Кто может лучше помогать тем, кто хочет избавиться от греха? Те, кто поддавался ему и согрешал, т.е. святые, или Тот, Кто, будучи искушаемым во всём, успешно противостоял ему? Евр 2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Кто может помочь нам в искушениях, как не Сам Господь Иисус, Который поддерживает и укрепляет нас Своей благодатной силой в искушениях? Святые, которые на небесах, или Иисус, Который обитает в нас и с нами, Который знает наши немощи и всегда рядом, чтобы помогать нам?
4) Прославление Христа через святых
Далее считается, что когда мы оказываем уважение святым, мы тем самым оказываем честь Богу, характер Которого они отображали. Иларион говорит: «Поклоняясь святым, мы почитаем Христа, Который живёт в них». На этот счет Салливан утверждает: «Наша любовь к святым – это любовь ко Христу, потому что они достигли полноты своего бытия в Нём» и: «Мы почитаем святых не из-за их “естественной” благости, но благодаря торжеству благодати в них». Эту мысль поддерживает Рабе: «Поскольку святой стоял за Христа, на самом деле человек молился не святому, а Христу» и: «Признать добродетель в святых означало признать спасительную деятельность Бога». Наконец, в Катехизисе Католической Церкви читаем: «Точно так же, как христианское общение среди наших собратьев паломников приближает нас ко Христу, так и наше общение со святыми соединяет нас со Христом, от Которого, как из Источника и Головы, исходит всякая благодать».
Однако в этой точке зрения существует внутреннее противоречие. Утверждается, что почитание святых приводит к прославлению Христа, благодать Которого они получали и в которой они двигались. Но если целью жизни и деятельностью святых было прославлять Бога, то почему мы прославляем не только Бога, но и святых? Получается, что Богу нужно делить Свою славу и со святыми. Почитание святых не приносит славы Богу, которая принадлежит только Ему. Есть разница между тем, чтобы славить Бога за кого-либо и тем, чтобы славить кого-либо ради Бога. Первое – более преимущественно.
5) Упор на историчность веры
Р. Шулер выдвигает тезис, что почитание святых важно для предотвращения подрыва исторического основания христианства. Считается, что когда на физических могилах святых верующие древности отмечали их духовные подвиги, они в то же время делали упор на историчности их жизни и реальности их героизма. Для Шулера отказ от такого почитания может угрожать учению о воплощении Божьего Сына и о воскресении мёртвых, которые тоже являются физическими явлениями. Хотя следует согласиться с Шулером, что важно защищать историчность христианской веры, в этом деле есть пределы, которые нельзя пересекать. Дело в том, что Бог уже дал нам два способа (или «обряда») для уважения исторического характера нашей веры – это водное крещение и Вечеря Господня, оба из которых пользуются библейской санкцией. А регулярное собрание на могилах святых напоминает поклонение предкам и их умилостивление, практикуемое в языческих религиях. В дополнение к этому, из истории Церкви уже видно, к чему эта практика приводит – чрезмерному почитанию святых и обращению к ним в молитве. Любопытно, что однажды Иисус говорил о практике «строения гробниц пророкам и украшения памятников праведников» (Мф. 23:29) в контексте обличения лицемерия фарисеев, которые сами отвергали пророков своего времени (ст. 30-32). Подобным образом, в средневековье защитники почитания святых праздновали дни святых и совершали паломничества в места их захоронения, и в то же время преследовали пророков своего времени, которые противились таким практикам, т.е. протестантских реформаторов.
6) Другие моменты в опровержение молитвы святым
Обращение к святым за молитвенной поддержкой не соответствует учению Священного Писания. Дело в том, что о молитве святым в Библии нигде не упоминается. Согласно Библии, молитва обращена только к Богу (напр. Мф. 6:9; Еф. 3:14; Ин. 16:23). Молитва святым отвлекает человека от молитвы Тому, Кто готов слышать и отвечать, т.е. Самому Богу. К практике молитвы святым высказывание Оригена о молитве «солнцу, луне и звёздам» имеет прямое применение: «И будучи убеждёнными в том, что солнце, луна и звёзды молятся Всевышнему через Его Единородного Сына, мы считаем неправильным молиться тем существам, которые сами возносят молитвы (Богу), видя, что даже они сами предпочитали бы, чтобы мы посылали наши запросы Богу, которому они молятся, а не посылали их вниз самим себе или распределять нашу силу молитвы между Богом и ними» (Против Цельса, 5:11). Примером тому служит сама же история святого Антония, который не допускал такой практики: «Зачем ты обращаешься к моей помощи? Я смертен, как и ты, одинаково мы оба немощны по природе. Если веруешь во Христа, которому я служу, то ступай, помолись по своей вере Богу, и дочь твоя выздоровеет».
Некоторые считают, что в Откр. 5:8 приводится пример, как святые на небе молятся: «Четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых». Но написано, что дело касается «старцев». Нам неизвестно, можем ли мы отождествить их с покойными святыми. В дополнение к этому, в этом стихе старцы не молятся. Они просто приносят молитвы, обращённые к Богу. Далее, католическое и православное учение о святых вытесняет Христа из Его роли исключительного посредника между Богом и человеком (1 Тим. 2:5).
Также надо принять к сведению, что все верующие имеют равный доступ к Богу во Христе, так как наш доступ к Нему зависит не от нашей личной святости, а от нашего положения во Христе. Также важно учесть, что чрезмерно почитание мучеников влечёт за собой следующий печальный парадокс. Почитая мучеников, люди совершают тот поступок, за отказ от которого сами мученики во время римской власти часто умирали – поклонение человеку. Наконец, Булгаков, выступая в пользу почитания святых, тем не менее, оговаривается: «Нельзя отрицать, что при наличии религиозной темноты и суеверия оно может быть практически нарушаемо в сторону многобожия». Это, к сожалению, мы часто видим на практике.
7. Выводы
Согласимся с взглядом реформаторов, что выдающиеся верующие прошлого достойны почитания только в качестве примера посвящённой жизни для Господа, и чтобы мы подражали подвигу их веры. Мы благодарим Бога за их подвиги веры и любим их, как братьев и сестёр в Иисусе. Но мы воздерживаемся от приписывания им особого статуса перед Богом, более преимущественного, чем статус любого верующего. Наряду с нами они грешники, оправданные через веру в искупительную работу Иисуса Христа, независимо от дел. Также, мы воздерживаемся от присвоения им особого титула, т.е. «святых», т.к. все верующие во Христе «святы». Поскольку Бог не открывал нам деятельности усопших верующих, нам нельзя спекулировать и предполагать, что они наблюдают за нашим успехом в Господе или ходатайствуют о нас. И если Бог ничего не открывал, значит, не наше дело вникать в этот вопрос и полагаться на свои домыслы. Втор 29:29 «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». А так же мы твёрдо стоим на позиции, что нам запрещено обращаться к мёртвым верующим за помощью, поддержкой или молитвой. Мы обращаемся к Богу напрямую через единственного посредника между Богом и человеком – Иисуса Христа. Более того, здесь видна манипуляция вырванной из Писания фразы «молитесь друг за друга» как обращение к живущим на земле верующим в Церкви. Но не к умершим верующим. В отношении почитания святых сами же приверженцы этого учения не молятся за них.
В заключение выслушаем отклик на протестантскую позицию со стороны католиков и православных. В попытку «загладить» резкую критику в адрес католического понимания почитания святых, Рабе пишет: «Протестантам необходимо понять, что католики вполне способны различать роль и природу Христа и роль и природу святых, а также видеть святых как отражение, а не замещение уникального посредничества Иисуса… Наконец, протестанты должны узнать и признать, что почитание святых является даже для католиков необязательным делом». Подобно мыслит Иларион: «Православная Церковь не отрицает непосредственный опыт богообщения; более того, она рассматривает этот опыт как основу духовной жизни всякого христианина. Но она не считает, что почитание святых может каким-либо образом воспрепятствовать прямому общению между человеком и Богом». Однако если бы католики и православные правильно понимали природу и роль Христа и святых, то они в молитве обращались бы исключительно к Богу и воздавали бы Ему всю славу, не разделяя её с теми, кто просто служит Ему. Также, хорошо, что для католиков почитание святых (в чрезмерном смысле) необязательно, тогда какой в нём смысл вообще? Было бы намного лучше, если бы они вообще отказались от него и обращались только к Богу, воздав Ему всю славу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев