Истина или ложь?
1. Определение
В Новой католической энциклопедии мощи определяются как «материальные останки святого или святого человека после его смерти, а также предметы, освящённые при контакте с его телом». Райэлз пишет: «Мощи – это части тела умерших христиан (святых) или предметы, когда-то использовавшиеся ими». Согласно учению православной веры, мощи, т.е. останки святых, содержат остаток благодати, которой обладал при жизни святой. Следовательно, считается, что мощи могут служить источником сверхъестественной силы. На этот счёт митрополит Каллист утверждает: «Православные убеждены, что тело освящается и преображается вместе с душой, у них есть огромное почтение к мощам святых. Как римские католики, они верят, что благодать Божья, присутствующая в телах святых во время их жизни, остаётся действенной в их мощах после их смерти, и что Бог использует эти мощи, как канал божественной силы и инструмент исцеления». Об этом пишет и Булгаков, что святые «не вполне оставляют душою своё тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах, даже в самомалейшей их частице». Ссылаясь на учение Иоанна Дамаскина, Иларион пишет: «Через ум Бог обитал в телах святых, которые стали “одушевлёнными храмами Божиими, одушевлёнными жилищами Божиими”. Отсюда вытекает необходимость почитания мощей святых как источников исцелений и чудотворений». Дамаскин сам утвердил: «Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по смерти их благодать Святого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах». А в отличие от православных, католики больше склоняются ко мнению, что мощи не столько содержат сверхъестественную силу, сколько служат в качестве памятников святым и все сверхъестественные действия, приписанные им, в действительности являются результатом ходатайственного служения данного святого. В соответствии с вышесказанным, католический богослов XIII века, Фома Аквинский, определил, как нужно относиться к останкам святых. Во-первых, они напоминают нам об их жизни и духовных достижениях. Во-вторых, при жизни Бог освятил их тела. В-третьих, через их останки Бог совершает чудеса. В восточной традиции мощи играют важную роль в освящении храма и проведении литургии в нём. В русском православии Евхаристия совершается над, так называемым, «антиминсом», в который вшиваются мощи святого. Это делается в подражание древней церковной практике совершать Евхаристию над гробом мученика. Мощи также расположены под престолом, на котором лежит антиминс во время литургии. При освящении антиминса архиерей читает «молитву, в которой просит Бога о спасении всех предстоящих по молитвам мучеников». Антиминс также содержит подпись епархиального архиерея и служит в качестве разрешения для проведения в храме литургии. А в древних русских храмах (до XII в.) и в Греческой Православной Церкви мощи не вшиваются в антиминс. Считается, что мощи под престолом являются достаточными для совершения литургии. В римском католицизме антиминс не используется, но мощи всё же находятся в алтаре.
2. История использования мощей
Как уже было указано, практика использования мощей восходит к обычаю совершать богослужение у гроба мученика. Со временем стали считать, что сами останки мучеников и других святых содержат божественную благодать и сверхъестественную силу, которые могут высвобождаться в пользу живых верующих. Новая католическая энциклопедия повествует: «Во время гонений почитание мощей мучеников распространялось быстро, и христианская иерархия, похоже, не противилась ему». Хотя некоторые ранние отцы Церкви противились практике почитания мощей, в частности, Ориген, к IV веку она уже стала общепринятой. Среди приверженцев почитания мощей именуются такие как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Амвросий и Августин. Также, современник Августина, Иероним, опровергал учение другого противника этой практики, Вигилянции, который «приводит доказательства против знамений и чудес, совершающихся в базиликах мучеников» (Книга против Вигилянция, 10).
Иероним предполагает некую «вездесущность» святых: «Если Агнец везде, то нужно думать, что и они, пребывающие с Агнцем, также везде». В поддержку употребления мощей можно ссылаться и на учение Иоанна Дамаскина, который «учил, что Бог дал мощи святых Церкви, как средство спасения, и что необходимо было воздать им честь, как представления святых, друзей Христа». В своём трактате против Вигилянция Иероним также сообщает, что в своё время почитание мощей являлось всеобщей практикой, задавая следующие саркастические вопросы: «Итак, худо делает римский епископ, который по нашему на досточтимых костях… приносит Господу жертвы… И не только одного города, но и всего мира заблуждаются епископы?» и «Глуп ли народ всех церквей, встретивший святые мощи?».
Далее, Карфагенский Собор (401 г.) дал большой толчок к всеобщему применению мощей, на котором духовенство советовало разрушить храмы, не имеющие святых мощей. А особо значимо решение Седьмого Вселенского Собора (787 г.), на котором было определено: «Если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церковные предания».
В число наиболее известных мощей входят частицы истинного креста, Копьё Лонгина (которым пронзили Христа), Крови Христа (в Базилике Святой крови, в Бельгии), Риза Господня (за которую римские воины бросали жребии), Железная корона Ломбардии (которая содержит гвоздь из распятия Христа, в Монце, Италии) и другие. Однако вышеупомянутые утверждения часто приводят к смущению поклонников. Например, одни утверждают, что Риза Господня хранится в Трирском соборе в Германии, другие – что в Грузии, а согласно ещё одному мнению – в Аржантёе, недалеко от Парижа. Также утверждается, что Копьё Лонгина находится в Риме, в Армении и в Вене. Существуют и разные версии о судьбе и местонахождении головы Иоанна Крестителя. Есть и другие примеры неправдоподобных находок. Сумптион выделяет возможные причины такого широкого распространения ложных мощей и предметов. Во-первых, они были «объектами национальной гордости», особенно в Константинополе. Ведь Иероним сообщает, что Константин Великий принёс туда мощи Андрея, Луки и Тимофея. Во-вторых, в большинстве случаев обнаружили эти находки не путём археологических исследований, а через сон или видение. В -третьих, от торговли мощами оппортунисты получали немало прибыли: «К девятому веку в недавно основанных аббатствах северной Европы существовал большой рынок мощей, который снабжался высокопрофессиональными торговцами мощами... Немногие торговцы мощами обладали достаточной квалификацией, ещё меньше из них могли объяснить происхождение своих изделий».
3. Трактат о реликвиях. Ж. Кальвин
Богословское сочинение Жана Кальвина, написанное в 1543 году, посвящено подлинности многих христианских реликвий, включая как мощи, так и контактные реликвии, находящихся в храмах и монастырях Западной церкви.
Начинает Кальвин свой обзор с реликвий, связанных с Иисусом Христом. Одной из таких реликвий являлась обрезанная часть крайней плоти Иисуса Христа, которая непонятно как сохранилась и почему-то была в двух экземплярах: одна в Аббатстве Шарру, в Пуату; а другая в Латеранском соборе, в Риме. Далее говорится, что во многих храмах и монастырях хранится кровь Иисуса, где по несколько капель, а где и целая чаша — в Риме. По легенде, эту кровь Никодим собрал в перчатку, когда присутствовал при Распятии. Кроме того, имеются, по крайней мере, две плащаницы в разных городах, в которую был положен мёртвый Иисус; ясли, в которые Христа положили после рождения; колонна из Храма Соломона, на которую опирался Иисус, когда был в Иерусалимском храме. В храмах разных городов Испании, Франции, Италии для поклонения были выставлены сосуды из Канны, в которых Христос претворил воду в вино, сосуды были разных форм и размеров. В Орлеане паломникам даже с ложечки дают вино, которое сделал из воды Христос в Кане Галилейской, при этом уверяют, что вино в чаше никогда не уменьшается. В Латеранском соборе, в Риме, показывают стол, на котором Христос совершал Тайную Вечерю, второй, такой же стол — в Испании. В Австрийском Трире — нож, которым Христос резал Пасхального Агнца. Имеется и чаша, из которой причащал Христос учеников на Тайной Вечере, в двух экземплярах, в разных местах; блюдо, на котором лежал Пасхальный агнец, в трёх экземплярах: в Риме, Генуе и Арле; полотенце, которым Христос вытирал ноги апостолов на Тайной Вечере, в двух экземплярах: в Италии и Германии; кусок хлеба, которым Христос насытил пять тысяч; одна из ветвей, с которой Христа встречали во время входа Его в Иерусалим; земля, на которой стоял Христос, когда воскресил Лазаря.
Согласно сочинениям историков Феодорита Кирского, Созомена, Сократа Схоластика, Крест Господень был разделён на две части. Но для общего поклонения он по-прежнему стоял целиком, в Иерусалиме. Во многих храмах и монастырях на Западе было огромное количество больших кусков дерева, которые выдавали за части Креста Господня. Кальвин говорит о том, что их количество столь велико, что если их все собрать, то из частей можно сделать большой корабль. В Тулузе и в Риме показывали целые титла Креста Господня; Кальвин насчитал 14 гвоздей, которыми Христос был прибит ко Кресту вместо четырех, которые находились в разных ему известных церквях Германии, Франции, Италии (древние историки: Руфин, Феодорит, Амвросий сообщают о том, что равноапостольная Елена использовала найденные ею гвозди для изготовления узды и царской короны). В разных церквях имелось четыре копья Лонгина. Частей тернового венца было столь велико, что если бы их собрали, то получилось бы более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапеле в Париже; три шипа в Римской церкви Св. Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; в Мон-Руаяле — три; в соборе Овьедо в Испании; в соборе Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; в Шарру (Вьенна); в Пуату; в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре; Сен-Флур (Канталь); в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе; в l'abbaye de la Salle; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне. Кроме того, объектами почитания были: риза Спасителя, полотенце, которым он вытирался - все эти реликвии были также в нескольких экземплярах, в разных местах; кусок рыбы, который ел Христос после воскресения; отпечаток ноги Христа на камне; слёзы Христа.
Большое распространение имел культ почитания волос и особенно молока Богородицы. Количество молока Девы Марии было столь велико в разных городах и странах Европы (оно хранилось в разных сосудах и было объектом поклонения), что если собрать его вместе, то, по ироническому мнению Кальвина, такое количество могла дать только корова. Объектами поклонения были рубашка очень больших размеров, два гребня, кольцо, тапочки — все эти вещи считали личными вещами Девы Марии.
К реликвиям, связанных с именем Архангела Михаила, относились меч и щит очень небольших размеров, с помощью которых бесплотный Михаил победил бесплотного духа Дьявола.
Во второй половине трактата Кальвин описывает реликвии святых Нового и Ветхого Завета. Здесь картина не менее удивительная. Частей черепа Иоанна Предтечи так много, что в итоге получалось, что Иоанн Креститель должен был быть многоголовым. Согласно древним историкам, тело Предтечи, а вернее, кости, язычники выкопали в IV веке и сожгли; согласно Руфину Аквилейскому удалось спасти лишь небольшую часть костей от тела; но для поклонения выставлен целый и невредимый указательный перст правой руки Иоанна, причем в шести экземплярах, в разных церквях.
Еще большие странности наблюдаются с мощами святых: целое тело одного и того же святого, например, праведного Лазаря в трёх экземплярах; Марии Магдалины, апостола Матфея, апостола Фомы, апостола Варфоломея в двух экземплярах. Помимо целых тел, еще были объектами поклонения и отдельные части тел, тех же самых вышеназванных святых. Получалось, что у святых по два-три тела с руками и ногами, да еще по несколько дополнительных конечностей. Кальвину совсем непонятно, откуда взялись мощи волхвов или вифлеемских младенцев, камни, которыми побили Стефана, ковчег Завета, сразу два жезла Аарона.
Кальвин повествует о том, что между разными церквями возникали споры и даже судебные тяжбы о подлинности мощей, поскольку обе церкви имели мощи одного и того же святого, и каждая доказывала, что у неё подлинные; но такие споры ни к чему не приводили, поскольку ни одна из сторон не могла ничем подтвердить подлинность хранящихся у неё мощей.
Все без исключения реликвии Кальвин называет хламом, мусором; а поклонение им суеверием и идолопоклонством. В конце своего сочинения Кальвин делает вывод и предостережение для читателей: " Так обстоит дело с реликвиями; тут всё так туманно и запутанно, что нельзя было бы почитать кости того или иного мученика без того, чтобы не рисковать поклониться костям какого-либо разбойника или грабителя, или, скорее того, осла, или лошади, или собаки. Нельзя почитать кольцо Богородицы или её гребень, чтобы не рисковать поклониться украшениям какой-нибудь распутницы. Потому, кто пожелает, тот остерегается этой опасности, потому что никто отныне не будет вправе ссылаться на своё незнание".
Критика XX века полностью подтвердила наблюдения Кальвина над отдельными реликвиями. Литературные достоинства сочинения Кальвина, по мнению профессора Н. И. Радцига, весьма значительны: ясная и выразительная речь, простота, остроумие, логическая последовательность, выдержанность плана.
«Еще раз, давайте рассмотрим, какое количество кусков [креста] разбросано по всему земному шару. Простое перечисление их, а у меня есть полный каталог, без сомнения, займет хороший том. Нет такого города, даже самого незначительного, в котором бы не было хотя бы щепки от него, и это касается не только главных кафедральных церквей, но также и приходских. Нет такого аббатства, в котором бы не было кусочка. В некоторых местах есть более крупные куски, как, например, в Парижской Святой Церкви, в Пуатье и Риме, где распятие приличных размеров, как утверждается, полностью состоит из кусочков того креста. Короче говоря, если бы все эти куски можно было бы собрать в кучу, то ими можно было бы нагрузить целый корабль, хотя Евангелие свидетельствует о том, что крест этот мог унести один человек. Какое бесстыдство - засыпать весь мир этими кусками, для которых потребовалось бы более трехсот человек, чтоб унести их!... Мало того, что они выставляют перед грубыми и невежественными людьми кусок простого дерева, выдавая его за кусок от креста, они заявляют, что этот кусок заслуживает всяческого поклонения. Это просто дьявольская доктрина». "Трактат о мощах". (Кальвин)
4. Нашествие священных мертвецов
Культ святых мощей в христианстве начал распространяться после Никейского Собора 325 года. Мощи обретались, причём в изрядных количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всём том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой. А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
= Бенедикт – 3 тела и 4 головы; = Эразм – 11 тел; = Доротея – 6 тел; = Стефан – 4 тела и 8 голов; = Вильгельм – 7 тел и 10 голов; = Елена – 4 тела и 5 голов; = Исайя Пророк – 3 тела; = Иероним – 2 тела, 4 головы и 63 пальца; = Юлиана – 20 тел и 26 голов; = Лука – 8 тел и 9 голов; = Пётр – 16 тел; = Федора – 4 тела и 6 голов. И это далеко не все.
На Втором Ватиканском Соборе (1962-1965) католики приняли столько новшеств, что даже стали поговаривать о дособорном и послесоборном католичестве. В 60-е годы ХХ века под влиянием церковного кризиса Ватикан покаялся во многих своих грехах и разжаловал более сотни святых. Да ещё каких!!!
Всех «чинов и званий» лишился святой Георгий Победоносец. Причина – его никогда не существовало. Легенда о храбром христианском воине, спасшем прекрасную девушку от зубов страшного чудовища – это переложение древнегреческого мифа о Персее и Андромеде и ничуть не более того. Зато у этого никогда не существовавшего святого обнаружилось ни много, ни мало 30 тел. Точно также не было и святой Елизаветы, которую, согласно преданию, спас Георгий, но её мощи тоже сохранились до наших дней.
Следующий разжалованный святой – Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими Бригитту, Варвару, Екатерину, Мексиканскую Деву Гваделупскую, Христофора, Валентина (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных). Однако мощи у всех этих святых есть.
Были и святые, обязанные своим появлением недоразумению. В Римской империи Новый год праздновался 7 марта, и было принято поздравлять друг друга словами «Перпетуам фелицитателем», что означало: «Вечного вам счастья». Значение слов скоро забылось, и 7 марта было превращено в день святых Перпетуи и Фелицитаты. Есть святые, нашлись и мощи. Этим святым поклонялись, а потом взяли и разжаловали вместе с остальными.
Однако одними мощами перечень святынь не ограничивается. Вместе с кистью руки Марии Магдалины в Краснодаре показывали частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако если собрать все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов. Видимо, крест был циклопических размеров, и его вершина терялась где-то в стратосфере. А гвоздей, которыми был приколочен Христос, собрали в количестве 1235 штук! (Бедный спаситель!).
А вот краткий список других христианских реликвий. Есть такой эксклюзив, что хоть стой, хоть падай: = Слёзы Богородицы ; = Молоко Богородицы; = Волосы младенца Иисуса; = Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста; = Слёзы Иисуса; = Сено из яслей, в которых лежал Иисус; = Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя; = Посуда с Тайной вечери; = Ноготь святого Павла; = Крайняя плоть Иисуса; = Лоскуты савана Иисуса; = Остатки одежд апостолов; = Камень, на котором сидел Иисус; = Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери); = Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу; = Свеча, которая светила при рождении Иисуса; = Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом; = Палец святого духа; = Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии; = Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост; = Тряпки с кровями Святой Девы; = Мощи петуха, прокукарекавшего Петру; = Чихи святого духа; = Коробка с последним вздохом Иисуса; = Кости коров, приснившихся египетскому фараону. = Сандалии Христа (обнаружились в ноябре 2002 года). = Бутылочка с запечатанной в ней… тьмой египетской в Киево-Печерской лавре.
Многие из вышеперечисленных реликвий существуют в совершенно невообразимых количествах. Так оказалось, что столов на Тайной вечере было 2 – один кедровый, другой дубовый. Первый находится в Италии, второй в Австрии. А стоявшая на тех столах посуда представлена от отдельных чаш и блюд до целых сервизов. Если собрать всё вместе, то можно будет сделать вывод о том, что Иисус на прощание закатил весьма впечатляющий банкет. Лоскутов с савана Господа столько, что заворачивали его не иначе как в корабельный парус. У каждого из апостолов, судя по обрывкам их нарядов, было личное ателье. Петру кукарекал не один петух, а целая птицефабрика. А, кроме того, за Иисусом и его учениками ходили толпы антикваров и собирали всё, что можно.
Молока Богородицы в европейских храмах хранилось столько, что, по выражению Кальвина, даже если бы она была коровой, то всё равно не смогла бы столько давать. Даже наиболее известные и почитаемые святыни на поверку оказались подлогом или подделками. В Палермо высоко почитались мощи святой Розалии, но при первом же анатомическом исследовании выяснилось, что это кости… козла (изготовлением святынь в промышленных масштабах церковь занималась с давних пор. Об этом очень хорошо написано в книге Лео Таксиля «Священный вертеп»).
Кадуинская плащаница появилась в христианском мире только в 1115 году, нарисована на египетском полотне Х века, а надпись на ней – не письмена апостолов, а… цитата из Корана на арабском языке. А спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».
Византийским император Лев III (правил с 717 по 740 годы) боролся с почитанием трупов, считая это языческим варварством. Но почитатели культов мощей веками продолжают таскать куски трупов по всему миру и собирают ещё большие толпы зевак, чем когда-то собирались на Красной площади у Мавзолея. Игумен Елисей совершенно спокойно говорит о разделении мощей Марии Магдалины. Разделили и ладно. Нормально. Ничего страшного. А теперь представьте, какое было бы отношение к разделению тела Владимира Ильича, если бы, скажем, во времена Брежнева голову решили бы оставить в Москве, ногу отправили бы в братский Вьетнам, руку подарили Эрику Хонеккеру, а рёбра презентовали бы Фиделю Кастро?
В 60-х годах XIX века среди маори в Новой Зеландии распространился культ пай-марире. Во время одной из стычек с англичанами аборигены убили капитана Ллойда, отрезали голову, водрузили на шест и ходили по деревням, приписывая этой голове чудодейственные свойства. Но почитатели языческих культов вполне нормально воспринимают подобные варварства.
5. Поддержка и оценка практики
5.1. Библейские примеры
Для подтверждения культовой практики мощей её сторонники опираются на несколько ключевых мест Писания. Например, в жизни апостола Павла был случай, когда «на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12). Наряду с этим, в служении Господа Иисуса были подобные случаи, когда через прикосновение к Его одежде люди получали исцеление (Мк. 5:28; 6:56; Мф. 14:36). А самое ключевое место находится в 4 Цар. 13:21, где через прикосновение к костям уже умершего Елисея человек получил чудо воскресения из мёртвых. Разве это не оправдывает применение мощей святых сегодня?
В опровержение этого мнения важно принять к сведению, что, за исключением случая с Елисеем, все эти явления касались контакта не с мёртвым, а с живым человеком Божьим. Также обратим внимание на то, что, за исключением прикосновения к одежде Иисуса, такие явления произошли лишь однажды или в течение короткого периода времени. Даже в случае одежды Иисуса – это не было постоянным явлением. А относительно мощей верят, что они якобы постоянно содержат божественную благодать и сверхъестественную силу, как остаток благодати и силы, которыми святой обладал при жизни. Но в Библии не встречается ни одного примера, когда прикосновение к человеку или чему-то, связанному с ним, имело своим результатом регулярное проявление благодати или силы. На этом основании может заключить, что Библия не предоставляет никакого оправдания почитанию или использованию мощей. Дополнительно к этому, К. Райэлз выдвигает интересный тезис. Известно, что Бог исцелил не только через одежду Павла, но и через тень Петра (Деян. 5:15). Но тень Петра не сравнима с мощами святых: «Что такое тень? Ничто. Это просто отсутствие прямого света – и не более того. На самом деле, она не существует и не могла бы никого исцелить». Выходит, что исцеления произошли не через тень Петра, а от Самого Бога. Райэлз также делится интересным наблюдением, что в Новом Завете нигде не написано, что Иисус говорил кому-то, что исцелила его «Моя одежда» или «Моя слюна», а всегда: «Твоя вера исцелила тебя» (см. Мф. 9:29; 15:28; Мк. 10:52; Лк. 17:19). Именно так было сказано женщине, прикоснувшейся к Его одежде (Мк. 5:34). Подобно можно говорить о помазании елеем в послании Иакова. Не елей, а «молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5:15). Предполагается, что прикосновение к предмету нужно было для укрепления веры некоторых просящих исцеления. Дело в том, что люди порой нуждаются в физическом контакте для высвобождения своей веры. А для других просто достаточно, что Иисус говорил слово исцеления: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Именно вера человека была проводником Божьего исцеления и чудес. И наоборот, неверие препятствует проявлению Божьей силы. Мф 13: 58 «И не совершил там многих чудес по неверию их». Получается, что в другом месте Иисус не обладал силой к исцелению и сверхестественным проявлениям, и прикосновение к Его одежде не имело силы к исцелению. Или причина всё же в неверии людей? Иисус часто поощрял веру. И достаточно было Его слова для совершения чуда. Чрезмерная привязанность к предметам и мощам может привести к вере и упованию на них вместо Бога. Это не даёт возрастание Божьей вере, но препятствует ей и направляет фокус веры не к Иисусу, а к предметам.
Далее, в опровержение, мы можем привести ссылку Райэлза на писателя Мэтью Пула, который обращает наше внимание на то, что Бог Сам похоронил тело Моисея и никому не дал знать его местонахождение, хотя дьявол пытался взять его (Иуды 9). Пул предполагает, что если бы народ узнал о местонахождении тела Моисея, то они относились бы к нему, как к святым мощам, и Бог скрыл тело, чтобы предотвратить это. То же самое подтверждает и история святого Антония из «Жития святых», который скрыл похоронение своего тела для того, чтобы его тело не было использовано как «святые мощи».
Что касается истории описания «костей Елисея», то она имеет описательный характер, но не предписательный, чего сторонники почитания мощей не учитывают. Мы нигде не видим практики использования костей Елисея как «святых мощей» для исцеления или воскрешения. Такой практики не существовало. Притом, что было много пророков – мучеников, тела которых были преданы мученической смерти. Но при этом их тела были преданы захоронению, как и положено Богом. И никогда не использовались в культе «почитания мощей».
5.2. Прославление Христа через мощи
Бытует мнение, что почитание мощей святых приводит к прославлению Бога. По этому поводу Иероним учил: «Тем не менее, мы чтим мощи мучеников, чтобы мы могли поклоняться Тому, чьи они мученики. Мы чтим слуг, чтобы их честь отразилась на их Господе, который Сам говорит: “Кто принимает вас, тот принимает Меня”» (Письмо 109.1). К этому убеждению присоединяется современный писатель Квалера, который утверждает, что мощи употребляются «не для славы владения чудотворными останками, но чтобы подчеркнуть видимым и осязаемым образом, что святые, особенно мученики, свидетельствовали об Иисусе Христе даже своими телами». Однако на такой довод мы уже дали ответ выше. Если целью жизни и деятельности святых было – прославлять своего Спасителя, почему же почитатели святых не следуют примеру самих же святых, а смещают свой фокус с Бога на святых? Тем самым делят Божью славу со святыми, не прославляя Бога должным образом. Можно сказать словами Ап. Павла: « … не прославили Его как Бога». Мы видим, что эта практика не поощряется Самим Богом. Есть разница между тем, чтобы славить Бога за кого-либо и тем, чтобы славить кого-либо ради Бога.
6. Выводы
Единственный вывод, к которому можно разумно прийти, заключается в том, что почитание мощей является сильным извращением Божьего порядка для верующих людей. В останках усопших верующих не остаётся никакого духовного присутствия или благодати.
Новая католическая энциклопедия, хотя и выступает в защиту почитания мощей, всё-таки признает: «Почитание мёртвых, или религия памяти, было обыкновением почти для всех народов. Во многих случаях была предпринята некоторая попытка реализовать присутствие умершего с помощью какого-либо предмета, в котором, как считалось, осталось что-то от умершего».
Почитание мощей, как и связанное с ним почитание святых, не прославляет Бога, а отвлекает от прославления Его и доверия Ему. Корни этой практики восходят не к библейским истокам, т.к. Библия об этом вообще молчит, а к языческим системам поклонения, смешанным с элементами учений греко – философских воззрений. Более того, из рассмотренного нами мы можем сделать вывод, что подобную практику вряд ли можно причислить к почитанию или почтению, а, скорей всего, к её противоположному значению. Это богохульная и антихристианская практика, берущая свои корни из тёмного и невежественного язычества, направлена больше против христианской истины и порочащая истинных последователей веры Евангельской, отдававших свои жизни ради Христа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 13
Бутылочка с запечатанной в ней… тьмой египетской в Киево-Печерской лавре)
Чихи святого духа)
Кости коров, приснившихся египетскому фараону)
Интересно, а тень Петра сохранили они? Может, в баночке где - нибудь хранится)
Слов нет.
Мракобесие. Это не почитание, а бесовское издевательство. Тьму египетскую только тьма языческая и может сохранить. Но не здравый человек. А Богородицу как опорочили.Кости покойников накрытые из могил становятся упованием при болезнях,а не Бог,из Марии жену Бога сделали,как будто еврейская женщина мир с Богом творила ...
Делают и верят по учениям языческим вместо следования за тем чего хочет Бог изложивщий Свою волю в Библии
То-то, наверное, католики и пересмотрели своих надуманных "святых" и многих поубирали. Опомнились, наверное, что их слишком уж далеко занесло.
Ну, действительно, уж до такого безумия доходить.Ну как тут Николай Угодник не выпрыгнет из иконы?
Как рассказывал один православный. Видел, как Николай Угодник светящийся вылетел из иконы, полетал, а потом опять в икону влетел). Вот влияние бесовского мира уже налицо.и без покаянья мы жили тогда,
но Бог веру дал, чтобы жизнь другой стала
и мы изменились душой навсегда!
Мы покаялись в грехах своих пред Богом,
чтоб по вере жить и впредь не делать зла -
и открылась в Божьей Истине дорога
и любовь Христова душу нам спасла...
Сегодня вокруг столько горя творится,
без веры в Христа мир погряз в суете,
но мы все равно продолжаем молиться,
чтоб люди спаслись в Иисусе Христе...
Мы покаялись в грехах своих пред Богом,
чтоб по вере жить и впредь не делать зла -
и открылась в Божьей Истине дорога
и любовь Христова душу нам спасла..