Таким образом, устоявшийся фразеологизм «хлеба и зрелищ», являясь своеобразным упреком древнеримского поэта невзыскательному народу, думающему лишь о еде и развлечениях, а также подкупающим подачками население политикам, стало крылатым еще в античные времена. Сохранилось оно и не потеряло своего значения и сегодня. В русском языке фразеологизм звучит как «Народ требует хлеба и зрелищ».
Получил он свое отражение в более поздней и современной литературе. Так, в очерке «Сила событий» (1870) М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал: «Издали нам сдается, что невежественная и обнищавшая толпа занимается только равнодушием, а она между тем требует хлеба и зрелищ».
Спустя многие десятилетия, Н.К.Рерих,
Как известно, знакомый ныне многим фразеологизм, или крылатое выражение «Хлеба и зрелищ!» возникло почти 2000 лет назад, в I–II веках н.э., с подачи и легкой руки древнеримского поэта-сатирика Ювенала. ...
В Римской империи на бесплатные развлечения и пиры тратились баснословные деньги, а ради потехи граждан и честолюбия политиков на аренах гибли тысячи. По меткому замечанию Р. Мэтьюза10, гладиаторские бои оказались лучшим средством воздействия на общественное мнение, а школы гладиаторов – лучшим способом содержать личную гвардию, вооруженную и всегда готовую к действию.
Следует помнить, что ни в одном другом развитом государстве с монархическим строем времен Древнего Рима – ни в Персии, ни в Египте, ни в Индии, ни в Китае – никогда не устраивались регулярные встречи властелина с народом. Трибуны и арена гладиаторских боев являлись удобным местом, где император мог показать свою власть народу,
В настоящее время исследователи все чаще говорят о многообразном семиотическом сохранении на протяжении последних полутора тысяч лет в культуре Западной Европы, а в последние столетия и России, культурно-исторического наследия Д...