Отрасль должна стать более конкурентоспособной. Посмотрим, как это можно применить к Башкирии?
На общем фоне мы смотримся достойно: в национальных рейтингах республика в десятке лидеров по объёму турпотока, платным туристическим услугам и количеству средств размещения.
И все же развитие туристической отрасли представляет собой серьезный вызов Республике Башкортостан: мы по праву гордимся своими природой, культурой, достопримечательностями, любим принимать гостей, но доля туризма в ВРП в Башкирии пока едва дотягивает до 2%, и чтобы подтянуть показатели хотя бы к 5%, придется поработать. При этом, мы ведь хотим, чтобы отрасль была не просто приятным и красивым «придатком» экономики, но еще и были реально действующей ее частью.
Пока, к сожалению, львиная доля доходов от туризма – доходы гостиниц и санаторно-курортной сферы. То, на чём зарабатывают традиционно туристические страны Азии и Европы - работа музеев, проведение экскурсий, национальные парки и прочие диснейленды – у нас находится в зачаточном состоянии. В том числе и потому, что концепция современного отдыха за последние десятилетия изменилась, а наше понимание о нём – нет.
До момента глобализации всего и вся главной функцией музея было сохранение культурного наследия и образовательная функция. Но у туриста есть и другие потребности: кроме желания что-то узнать он хочет интересно развлечься; поесть; пообщаться с местными жителями. Поэтому музейный маркетинг сегодня превратился в серьезнейший компонент туристической отрасли и ориентируется он на максимальное удовлетворение платежеспособного спроса – именно поэтому в городском музее Хельсинки, например, есть детская комната, кафе, книжный магазин, пространство для проведения выставок, интерактивные ресурсы и места для общения.
Мне кажется, как первый шаг нас стоит провести серьезное маркетинговое исследование, возможно, с привлечением специалистов из тех стран, которые «внезапно» стали туристическими в конце XX века – Швеции, Норвегии, Финляндии – нам нужен свежий взгляд на маркетинг территории вообще и маркетинг точек притяжения туризма в частности.
Одним из направлений стал переход от «созерцания» к «участия». В Швейцарии на берегу Невшательского озера на месте древней стоянки «Латениум» открыты археологический парк и музе, которые позволяют посетителям экспериментировать в датировке предметов, консервации или реставрация. Почему бы нам не предусмотреть создание археологических парков подобного рода? Тем более, что такие примеры есть у близких соседей - в археологическом заповеднике "Аркаим" проводятся мастер-классы по изготовлению утвари по древним методикам, гончарные мастер-классы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6