Пробегаясь по этому списку, увы, не увидел, чтобы чья-нибудь штаб-квартира находилась у нас в Башкирии. Львиная доля предсказуемо находится в Москве. Столица, крупнейший рынок сбыта, все под боком - это понятно.
Не секрет, какая жесткая сейчас конкуренция между регионами за подобные предприятия и инвестиции. А, если верить Форбсу, Краснодарский край, Екатеринбург, Новокузнецк, Нижний Новгород, Казань, Барнаул, Тольятти в развитии «национальных корпоративных брендов» пока преуспели больше нашего.
Вот казалось бы, у нас и развитое сельское хозяйство, и промышленный комплекс, половина предприятий которого работает на местном, а не привозном сырье. Серьезный довод в нашу пользу. Но, как говорит нам классический менеджмент: от конкуренции нельзя защититься, в ней можно стать лидером либо проиграть. И, чтобы не проиграть, как мне кажется, у башкортостанской экономики есть только три стратегических возможности:
Первая - модернизация в целях повышения эффективности, структурной диверсификации и роста экспортного потенциала.
Вторая - развитие межрегиональных связей, в том числе – на уровне технологических процессов, с созданием новых производственных цепочек федерального уровня.
И третья - ориентация на отрасли, дающие максимальный мультиплицирующий эффект на самом коротком временном промежутке (химия и нефтехимия, агропромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, строительство и транспорт).
Что скажете? Вы бы какие компании отнесли к нашему «национальному достоянию»? Нужно ли им как-то помогать, или все в итоге решит «невидимая рука рынка»?
P.S. Справедливости ради надо отметить , что ГК «Гранель», которую создали выходцы из Башкортостана включили в пятерку самых быстро растущих крупнейших частных компаний России.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 9
К чему это я? В первую очередь к тому, что следует выявить кадровый потенциал республики. Люди должны понять, что их опыт и знания могут оказаться востребованными и получить адекватное вознаграждение и развитие.
Я много поездил и по республике и по стране (и немного по зарубежью) и сделал для себя немало выводов относительно потенциала республики и перспектив ее развития. А именно:
1. Потребительски настроенная безресурсная часть населения НЕ может содействовать развитию, и...ЕщёДля развития экономики необходимо как минимум широкое (и грамотное, мотивирующее) освещение наших возможностей, всего потенциала республики. Крупные компании, корпорации имеют хороший потенциал для этого в отличии от более мелких. Хотя нередко в более мелких компаниях работают лучшие специалисты. Я не говорю о безумных идеях доморощенных Кулибиных (хотя и они порой не лишены здравого смысла), но практика выживания в рыночных условиях значительно перестраивает мышление человека. И это надо эффективно использовать.
К чему это я? В первую очередь к тому, что следует выявить кадровый потенциал республики. Люди должны понять, что их опыт и знания могут оказаться востребованными и получить адекватное вознаграждение и развитие.
Я много поездил и по республике и по стране (и немного по зарубежью) и сделал для себя немало выводов относительно потенциала республики и перспектив ее развития. А именно:
1. Потребительски настроенная безресурсная часть населения НЕ может содействовать развитию, и этой части можно лишь предлагать работу в соответствии с квалификацией и опытом с поправкой на жизненную позицию. И таких людей в республике немало. Среди этой категории встречается достаточно немного людей, способных и готовых к активной деятельности (я не ограничиваю это предпринимательством).
2. Активной, но не располагающей ресурсами части населения, необходимо дать возможность проявить свой потенциал и дать возможность принимать участие в становлении республиканской экономики. Все же кадры решают все. Или почти все. Прямо или косвенно.
Это даст возможность получить интересные технические, экономические, политические и иные решения и получить замотивированных квалифицированных специалистов. Главное, чтобы люди обоснованно верили в адекватнось их вознаграждения и возможность занять некие позиции в стабильной части экономики.
Как следствие - повышение рентабельности продукции, ассортимента и ее привлекательности для внешних инвесторов.
При этом надо учитывать тот факт, что часть этой прослойки имеет тенденцию при длительных и безуспешных попытках перейти к первой категории.
3. Та же потребительски настроенная часть населения, но обладающая либо административным, либо финансовым или иным ресурсом, является фактором, серьезно тормозящим развитие экономики республики. Вопрос особый, т.к. первая задача этой прослойки - НЕ потерять свои ресурсы, а экономика республики - фактор даже не второстепенный. Поэтому в отношении обладающих ресурсами - совершенно отдельный, долгий и непростой разговор. Но в целом суть - либо использование этих ресурсов, либо изъятие их (кадровые перестановки).
Это конечно все не то, что можно считать первоочередными мерами, но стратегически надо начинать с кадров, их поиска и развития и их обеспечения работой и адекватным вознаграждением. Причем стоит уделить внимание ка кадрам, находящимся на пенсии, так и молодым перспективным кадрам наравне со всеми. Первые имеют большой опыт и могут служить хорошими наставниками, а вторые имеют некую смелость и свободу мышления, позволяющие задумываться о многих смелых и перспективных проектах. Однако, при этом крайне осторожно следует отнестись к ведению молодых специалистов во власть и управление. Но это отдельный вопрос.
Еще момент. Все мы прекрасно знаем, что многие отчеты базируются лишь на том, что предоставляется. А предоставляется не всеми, не все и не всегда в соответствии с действительностью. Поэтому по факту мы имеем искаженную картину во многом - начиная от средней заработной платы по республике. И, соответственно, искажена и итоговая картина. И теоретически это пока "норма", потому что имеем дело с суммой искажения информации от первоисточника. Это я о том, что ситуация в республике в целом требует оперативного вмешательства. Большая надежда на то, что новая команда сможет это сделать несмотря на создавшийся за крайние годы кризис управления. Жаль что этого не произошло ранее. Очень жаль.
В свое время я руководил департаментом развития крупной инвестиционной фирмы, которая категорически отказывалась даже рассматривать Башкортостан как территорию своих интересов. И здесь в первую очередь указывались менталитет административной команды, отсутствие исполнения договоренностей, отсутствие на местах понятных и адекватных исполнителей и т.п. - т.е. все упиралось в итоге в кадры.
Наверное не открою Америку (да и особо не хочу ее открывать), если скажу, что необходимо возрождать Академию Управления (нашу родную БАГСУ) как инструмент кадрового анализа, подготовки, а также некий предварительный кадровый фильтр. Считаю, что за пару лет благодаря этому инструменту можно значительно (т.е. в разы) повысить инвестиционную привлекательность республики. И сделать Академию базовым ВУЗом для всех руководящих должностей в республике. Т.е. есть готовый инструмент, который надо только усовершенствовать, настроить и запустить в работу в полную силу.
Еще ...ЕщёКак это относится к инвестициям?
В свое время я руководил департаментом развития крупной инвестиционной фирмы, которая категорически отказывалась даже рассматривать Башкортостан как территорию своих интересов. И здесь в первую очередь указывались менталитет административной команды, отсутствие исполнения договоренностей, отсутствие на местах понятных и адекватных исполнителей и т.п. - т.е. все упиралось в итоге в кадры.
Наверное не открою Америку (да и особо не хочу ее открывать), если скажу, что необходимо возрождать Академию Управления (нашу родную БАГСУ) как инструмент кадрового анализа, подготовки, а также некий предварительный кадровый фильтр. Считаю, что за пару лет благодаря этому инструменту можно значительно (т.е. в разы) повысить инвестиционную привлекательность республики. И сделать Академию базовым ВУЗом для всех руководящих должностей в республике. Т.е. есть готовый инструмент, который надо только усовершенствовать, настроить и запустить в работу в полную силу.
Еще важный момент - правовое поле в республике, которое начинается от безграмотности самих граждан и заканчивается неквалифицированной работой надстройки, обеспечивающей правопорядок в республике. Не говорю о конкретных ведрмствах - говорю о системе в целом. И проблема везде в кадрах. Первая проблема решается на уровне образовательной системы, а второе - на уровне той же Академии, которую следует наделить определенными возможностями, правами.
А что касается привлечения инвесторов сейчас...
Здесь опять проблема кадров и в первую очередь на местах. Поэтому говорить глобально естественно нереально. Но если браться кустовым способом, поднимая район за районом, выделяя в нем то, что может служить предметом интереса инвесторов (а в каждом районе это можно найти - главное правильно искать инвестора и правильно вести с ним переговоры, а это - тоже кадры). Таким образом мы сможем за десяток лет значительно изменить и облик республики и ее инвестиционную привлекательность. Главное - понимать, что с инвесторами нужно себя вести как осторожно, так и честно. И еще: инвестор - это не всегда стратегическое благо. Иногда просто необходимо понимать - какие ресурсы в какой период нужны объекту от государства чтобы его поднять.
И опять кадры? Да, опять кадры. Именно поэтому я занимаюсь проблемами управления персоналом и психологией уже не один десяток лет. Потому что именно человек может как создать, так и разрушить.
Почему происходят многие преступления, кражи на предприятиях, обман? С одной стороны это криминогенность отдельных личностей, а с другой - ситуация, в которую поставлены люди, не знающие что делать. Особенно, задавленные грузом кредитных обязательств.
И поэтому снижение социальной напряженности - тоже шаг к повышению инвестиционной привлекательности - сильные, спокойные, уверенные в завтрашнем дне люди - это замечательные работники любого проекта. А преобладание обратного - фактор, настораживающий инвестора. Особенно инвестора, имевшего опыт неудачных инвестиций в неблагоприятные по факту для своего бизнеса условия, казавшиеся (и доказанные) весьма привлекательными изначально.
А что касается компаний, которые стоит развивать... А может стоит подумать о создании некоего Башкирского ПАО, где будут участвовать многие граждане республики? Миллион акций по тысяче рублей - это уже миллиард. А это уже некий инвестиционный задел. Причем каждый акционер будет чувствовать свою ответственность за это предприятие. И будут идеи, и будет общение, и будут создаваться и выбираться внутри республики наиболее эффективные инвестиционные проекты. И это как раз и станет реализацией идеи национальных предприятий республики.