– Наиболее консервативная и в тоже время распостраненная точка зрения на этот вопрос: после смерти о живущих могут молиться, предстательствовать перед Богом, только святые, потому что их состояние настолько приближено к Богу, они настолько полны любви, которую стяжали в жизни, что она изливается и на нас, живущих сейчас.
После смерти человек не может никак изменить свое внутреннее состояние. Если оно святость – да, он молится. Если же его душа искалечена, истощена грехами, то он сам нуждается в молитвах живущих о нем.
Греческий автор Василиадис Николаос в своей книге "Таинство смерти" пишет: "Усопшие знают и молятся о нас… Нет, брат мой, находящиеся на небе небезразличны к нам, живущим еще в нынешней жизни. "Земная смерть, отделение души от тела, не нарушает связи верующего с Церковью, не отделяет его от родимого места и родимого устроения, не отделяет его от других его "сочленов во Христе". К тому же, любовь вечна, как и души, как и Бог, Который есть сама любовь и источник любви. Вот почему, в то время как всякая иная связь между живыми и умершими прервана, любовь пребывает и длится вовеки".
Однако большинство примеров, которые он приводит, более относятся к заступничеству святых. Души умерших не имеют такой свободы действия, как мы, живущие в этом мире. Но Господь может открывать им ведение о нас, они чувствуют нашу горячую молитву о них.
Вспомним притчу о богаче и Лазаре. Душа богача после смерти попала в ад, но и там он помнил о своих живых братьях, живущих также беспутно, и он просил Бога их образумить. Значит, душа сохраняет память о земной жизни и способна даже в мире ином взывать к Богу о милости.
И не забудем слова Писания: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22, 32).
Протоиерей Дионисий Дунаев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев