Откуда взялись казаки? На этот вопрос точного ответа, скорее всего, у нас не будет никогда, есть только набор различных версий и предположений.
Наиболее убедительными из них представляются «комплексные» версии о происхождения казачества. По мнению Р.Г. Скрынникова, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись беглые русские, которые искали спасения в «Диком поле» от дани, оброков, тягла, государевой службы и различных «неправд»...
Итоги изысканий советских и большинства работавших над темой российских историков подвел Н.И. Никитин. Ему принадлежит мысль о том, что казачество появляется не ранее XV века на основе объединений татар, потерявших связь с нормальным обществом в результате социальных катаклизмов, связанных с распадом Золотой Орды.
Казак - тюркское слово, обозначающее человека вне нормального социума, причем дееспособного, самостоятельного и вооруженного. В период кризиса и распада Золотой Орды многие ее жители, как поодиночке, так и родственными группами, становились казаками.
Жили тогдашние казаки за счет разбоя, грабежа и... военного наёмничества. И благодаря ему, наёмничеству, сохранились самые ранние письменные упоминания о казаках. Они есть в итальянских документах, которые относительно недавно были переведены на русский язык и введены в научный оборот.
Согласно этим письменным источникам, итальянцы, точнее генуэзцы, в XV веке начали вербовать из числа местного населения воинов-наемников, легкую конницу, охранников своих караванов.
Почему они не делали этого раньше? Во времена господства Золотой Орды над местными землями это было не нужно - ордынские ханы пристально следили за порядками на своих землях, а законы «Великой Ясы» были очень жестоки...
А теперь итальянским купцам, колонии которых стали часто подвергаться разорительным набегам, пришлось самим решать эти вопросы.
Служили в итальянских колониях «казаки» разных национальностей - на первой строке, по людской численности, стояли сами итальянцы, в основном выходцы из Лигурии, затем шли казаки из греков и армян (крымские колонии), абхазов, сванов, мингрелов (кавказские колонии) и совсем немного славян.
Причем, это важный факт, эти люди были крещены. То есть казаков из мусульман, тех же самых татар, на службе у итальянцев не было. Почему так? Ну, здесь все просто - а как брать клятву на верную службу с мусульманина?!
«На поле ходят казаки многие - казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними ж смешався, ходят» (фраза из русского документа XVI века). Именно тогда, на рубеже XV и XVI веков, к ранним казачьим общинам весьма пестрого этнического состава, все чаще присоединяются беглецы с Руси, которые начинают преобладать в них.
В отличие от степных казаков-татар, казаки-славяне стали поселяться в долинах крупных рек - Волги, Днепра, Дона, Терека, Яика и др. В этот период они передвигались преимущественно по воде и для них особенно важна была охота и рыбная ловля.
К середине XVI века, когда донские казаки были одновременно «замечены» в русских и турецких документах, в их число входила небольшая прослойка татар (кстати, в соседнем турецком Азове была категория «азовских казаков», служивших туркам), но их подавляющая масса была «сходцами» с русских земель. Именно так донскими казаками становились беглые русские крестьяне, обедневшие дворяне, служилые «дети боярские», боевые холопы, посадские и различные «гулящие» люди.
В тогдашнее время донские казаки были формально независимыми от Москвы «вольными казаками». «С Дона выдачи не было» и посылали они свои дипломатические «зимние и летние станицы» в Москву, для различных переговоров. И ехали они обратно с царскими «жалованными саблями и ковшами», и плыли вслед за ними на Дон «жалованные» хлеб, сукно, водка, порох, свинец, пушки, церковные книги и попы...
Ну а потом «вольный Дон» кончился. Когда? Примерно в 1670-е годы.
К этому времени внутри казачьих общин стали копиться серьезные внутренние противоречия, вызванные социальным расслоением и борьбой различных групп казаков за власть и влияние.
Прежний казачий «мужской союз», «православное братство», «социум-убежище», начал испытывать серьезнейший кризис внутреннего единства и солидарности между членами. Казачья верхушка, желавшая отстоять свои привилегии и сделать их наследственными, начала тесно сближаться с крепнущей российской государственностью, которая постепенно вовлекала их в свои рамки.
В конечном итоге «старшина донская» получила чины, принесла присягу на верность и стала «приличными людьми». Так закончились казачья воля, независимость и наступил новый, служилый, сословный этап в истории казачества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев