Русская народная песня.
Сегодня мы вспомним о русской народной песне. В наши дни к сожалению, русская народная песня находится в загоне, её редко услышишь на радио или по телевидению.
Между тем, ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский. Ещё в 18 столетии наши песни поражали зарубежных музыкантов свежестью и музыкальной красотой. Например, композитор Паизиэлло, услышав русские песни не мог поверить, что это «случайное творение» простых людей. Он, как и многие другие музыкальные деятели, был уверен, что песни написаны настоящими профессионалами.
Позже композитор Антон Рубинштейн, опасавшийся за будущность европейской музыки, единственным залогом её развития видел в полном самобытных красок музыкальном фоне, какой представляла собой русская народная песня. Её обаяние в единении мелодии и текста, особенностях ритма и многоголосного исполнения, в присущем ей юморе, причём весёлое озорное содержание порой сопровождается минорной мелодией.
Сюжеты русской народной песни невероятно разнообразны, они охватывают весь строй крестьянской и городской жизни, все события, от колыбели, до смерти.
Некоторые народные песни напоминают даже молитву. Прослушать их в талантливом исполнении – всё равно, что пройти через очищение души. А уж что ощущали и ощущают сами исполнители…
Очень ярко описал свои впечатления от слушания таких песен великий классик Иван Сергеевич Тургенев в рассказе «Певцы» из цикла «Записки охотника». В рассказе идёт речь о состязании двух крестьян - певцов в кабаке, и подробно описывается, как певцы «входят в образ», настраиваются психологически.
… «Не одна в поле дороженька пролегала» - пел он, и всем нам становилось сладко и жутко. Он пел и от каждого звука веяло чем – то родным и необозримо широким, словно знакомая степь разливалась перед нами, уходила в бесконечную даль…»
С исполнения именно русских народных песен началась карьера великого певца Фёдора Шаляпина.
«Я считаю знаменательным, - писал он,- и для русской жизни очень типичным, что к пению меня приобщили простые русские мастеровые люди. Русские люди поют с самого рождения. Так это было в дни моего отрочества. Народ, который страдал в тёмных глубинах жизни, пел как страдальческие, так и до отчаяния весёлые песни. А как хорошо пели!.. Чтобы песня по – настоящему звучала, надо было её душой прочувствовать до боли…»
Возможно, в этом и заключается секрет мощного воздействия русской народной песни на слушателей? Она не терпит фальши и равнодушия и требует полной самоотдачи при исполнении. Чтоб душа взлетала до небес, или билась, как раненая птица об землю. Или стонала, как стонут деревья во время бури…
Одной из самых выдающихся народных певиц 20 столетия была Надежда Плевицкая. В исполнении русской песни она была то же, что Анна Павлова в русском балете. Но о том, какие трагические хитросплетения преподносила судьба певице, мало кто знает. Её жизнь – это и своеобразная сказка о Золушке, благодаря таланту и предприимчивости попавшей в царский дворец. Она стала жертвой кровавого века и своих неукротимых страстей.
Девочка из деревни Винниково под Курском из средней крестьянской семьи начала петь очень рано. Пасла гусей на лугу и пела, пела на ярмарках, в ресторанах и постепенно добралась до Москвы, до знаменитого «Яра». Она так вспоминала свои выступления в Яре»:
«В зале обычно шумели. Но когда на занавес выбрасывали аншлаг с моим именем, зал смолкал. Бутылок множество, и выпито немало, а в зале такая страшная тишина. Такое необычайное внимание я не себе приписывала, а русской песне. Я только касалась тех тихих струн, которые у каждого человека так светло звучат, когда их тронешь».
После первых же концертов в Москве и Петербурге Надежда Плевицкая «проснулась» знаменитой. Кугель, один из самых известных музыкальных критиков того времени, дал многостраничный восторженный отзыв, в котором были такие слова: «Песни Плевицкой для национального самосознания и чувства дают в тысячу раз больше, чем все гунявые голоса всех гунявых националистов, взятых вместе. Этих гунявых голосов часто стыдишься, тогда как песни Плевицкой рождают любовь к родной красоте, и гордишься тем, что можешь так чувствовать красоту речи, дух и сущность сказываемой песни. Хочется быть русским, когда слушаешь Плевицкую…» Кончалась статья на очень высокой ноте: «Я не хочу вина, чаю, шоколаду… Дайте мне стакан чистой воды. Живой, чистой влаги, или песни Плевицкой, или сказки, или полевых цветов и свежего сена…»
Плевицкая получала баснословные гонорары, её обожали, перед ней преклонялись, швыряли цветы и драгоценности к её ногам. Ей протежировали самые знаменитые люди России. С ней дружили Шаляпин, Собинов, Коровин, Станиславский, Мамонтов. Она была любимой певицей последнего русского царя. Ей довелось выступать перед Николаем II. Он так любивший Россию и всё исконно русское, знал наизусть все её песни и плакал, когда её слушал.
Потом была великая любовь, Первая мировая война, фронт, потеря войны… любимого человека, скитания. Она пела для белых, пела для красных. После долгих мытарств осела вместе с мужем, генералом Скоблиным, в Париже. Они, как и большинство эмигрантов, оказались нищими. Но и здесь их спас голос Надежды. К сожалению её муж, генерал Николай Скоблин, оказался замешанным в тёмную шпионскую историю. Его обвиняли в похищении и смерти генерала Миллера. Плевицкую арестовали, был суд. Её приговорили к 20 ти годам каторги. По одним сведениям, она умерла в женской каторжной тюрьме накануне Второй мировой войны. По другим - её казнили занявшие север Франции фашисты. Таков трагический финал жизни великой народной певицы, которую называли «курским соловьём» …
Громадный вклад в популяризацию русской народной песни внесла и прекрасная певица Лидия Русланова. Она обладала не только уникальным голосом, но и великолепной музыкальной памятью. Её репертуар был невероятно обширным. Она знала так много песен - поволжских, среднерусских, казачьих, северных, что поражала опытных фольклористов. Каждая её песня становилась небольшим спектаклем из русской народной жизни. « Как затянешь песню, - говорила она, - и тяжёлая работа не в тягость, и горе – не горе».
Выступая в конце 20-х годов на слёте ямщиков, Русланова рассказывала, что существует более 80-ти песен только о ямщиках. Она исполняла около тридцати.
К сожалению, в наше время русская народная песня оказалась на обочине музыкального искусства. Сегодня известно не так много исполнителей, посвятивших себя этому жанру. Среди них одна из самых ярких звёзд – Татьяна Петрова.
Её благословил как певицу покойный митрополит Петербуржский и Ладожский Иоанн.
« Однажды мы разговорились у него в приёмной,- вспоминает Татьяна, - и я спросила, правильно ли, что пою церковные песни в концертных залах. Он ответил: « Правильно. И не зовись артисткой. Потому что ты не играешь, а каждый раз проживаешь песню. Поэтому зовись певицей». Эти слова были бальзамом для моей души. И потом он ещё добавил, что песней надо не тешить, а утешать».
Девиз певицы: чем труднее время, тем нежнее песня. Ежегодными стали концерты - отчёты «Татьянин день». Эти концерты собирают громадное количество поклонников народной песни, и каждый раз становятся событием в культурной жизни России. Певица поёт без микрофона, вкладывая всю душу в каждую песню. Голос она жалеть и щадить не умеет.
В её семье, жившей на Урале, пели все. Бабушка Анна наставляла: « Не пой худой песни добрым людям!» И она следует этому завету. В 15-ть лет Татьяна Петрова начала петь в Государственном уральском народном хоре.
Писатель Валентин Распутин очень высоко ценит её талант: « Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами: русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар: русские песни и романсы от древности до наших дней. Талант, внешность и духовность – полная гармония…»
Многие известные деятели культуры ставят её в один ряд с Надеждой Плевицкой и Лидией Руслановой. Когда Петрова поёт «Марш славянки», весь зал встаёт, и даже самые «крутые» мужчины плачут.
« Я не работаю – я служу» - говорит Татьяна. И это правда. Служит, как в храме. По словам писателя Владимира Крупина, Татьяна Петрова появилась в России в тяжёлые времена не случайно. Она пришла как надежда и утешение. Её душа настолько сливается с голосом, что слушатели испытывает настоящее потрясение.
Часто певицу можно увидеть в Борисо- Глебской женской обители под Звенигородом, которую основала княгиня Евдокия Мещёрская, тётка Фёдора Тютчева. Здесь она помогает послушницам – и по хозяйству, и хоровое искусство постичь.
Татьяна Петрова часто говорит, что русская песня делает людей чище и лучше. Где только ей не приходилось выступать! И в поле, и на подводной лодке, и на корабле в шторм, и на площади в дождь.
В то же время певицу не увидишь по телевидению, не услышишь по радио, но эта «блокада» не мешает ей иметь большую армию поклонников.
« У нас сейчас, увы, время денег,- сетует Татьяна Юрьевна,- хочешь выйти в эфир - плати. То, что сейчас происходит на нашем телевидении, не могу назвать иначе как террором против культуры, духовности. Я езжу по России, общаюсь с народом. Люди возмущены тем, что навязывают им телевизионные магнаты. Русские народные песни сегодня на телевидении не ко двору, а если и звучат, то втиснуты в чужие выхолащивающие душу ритмы. Это очень грустно, ведь русский песенный жанр уникален, свойственен только России, это совершенно особый, напоенный эмоциями сплав речи и мелодии».
Тем не менее, Татьяна Петрова смотрит в будущее с оптимизмом.
«Не надо впадать в уныние. Русская песня никогда не умрёт. У меня много талантливых учениц в Российской академии музыки имени Гнесиных. Это певицы с прекрасными голосами, чистой душой. Интерес и любовь к русской песне никогда не будут утрачены».
…Певица Валентина Воронина родом из Курска и символично стала лауреатом состоявшегося в Курской области фестиваля русской народной песни. Символическую фигурку «Курский соловей» в своё время вручил артистке её знаменитый земляк, ныне покойный – скульптор Вячеслав Клыков.
«В курских деревнях поют практически все – от мала до велика, поэтому выступаешь там, словно на экзаменах, - улыбаясь, рассказывает Валентина Воронина. – Смотрят, слушают недоверчиво… Но если после концерта подходят и говорят: « Молодец! Вот это по-нашему!» - это дороже Гран –при самого престижного конкурса».
До того, как выйти на «большую сцену», Валя долго работала в глубинке, стремясь понять душу народную, узнать, чем живут и дышат, о чём мечтают её земляки. Любила ходить на деревенские гулянья, посиделки, пополняя так свой фольклорный репертуар. Частенько и сейчас во время гастролей по стране заглядывает на местные рынки, наблюдая за старожилами – как они одеваются, ходят, разговаривают. Эти детали помогают потом в создании песенных образов.
Начинала Валентина свою профессиональную деятельность со знаменитой курской озорной «Чебатухи». Сегодня в её репертуаре сотни народных песен разных областей России, классические русские романсы. По манере исполнения, голосу и артистичности коллеги часто сравнивают Воронину с Лидией Руслановой. Сама же Валя считает, что такое сравнение – слишком великая честь. Лидия Русланова остаётся для неё недосягаемым эталоном мастерства.
Каждый концерт Валентины Ворониной – маленький театр. Может быть, поэтому на её выступления всегда очень эмоционально реагируют зрители. Когда выступала с мужем Геннадием Шишлиным (он у неё и аккомпаниатор, и композитор) в Японии, в громадном зале на три тысячи человек, местные журналисты были потрясены: всегда такие сдержанные и флегматичные японцы вдруг начали подпевать и пританцовывать. К её расшитому русскими узорами парчовому платью и сверкающему кокошнику потянулись сотни рук…
Увы, в России в таких залах, как в Японии или, например, во Франции, петь почти не приходится. Это, по мнению артистки, одна из самых больных проблем нашей сегодняшней культуры. У исполнителей народных песен почти нет возможности живого общения со зрителями.
«Отношение к народному творчеству в России парадоксально, - считает певица. – С одной стороны – возросший интерес к русской песне, а с другой – главные наши «сцены» - телевидение и радио – забиты дешёвой эстрадной безвкусицей, «попсой» в стиле «мальчик хочет в Тамбов». Практически исчезли из культурного календаря фестивали национальных искусств. В большинстве школ не ведётся преподавание музыки. Из народных песен ребятам сегодня, увы, известны только «Калинка» да «Во поле берёза стояла». А ведь их, чудесных и замечательных, сотни! Печально, но в той же Японии русскую песню знают лучше, чем у нас. А песня «Кудельки» вообще считается у японцев как бы своей, национальной…
И ещё говорят, что русская песня обладает магической силой, в язычестве с помощью песен отгоняли злых духов. У наших предков существовали песни – заговоры, песни - привороты, песни – обереги. Я на себе это испытала. Давно слышала, что песня «Соловей – соловушка» обладает приворотным действием, а когда впервые увидела своего будущего мужа, то сразу решила – выйду за него замуж. Подошла к нему и попросила: может, я тебе пропою одну песню, а ты запишешь нотами… Это была «Соловей – соловушка». Через три месяца мы поженились».
На вопрос журналиста : «А песни – отвороты петь не приходилось?» - Валентина Воронина ответила: «Таких я не знаю. Русские песни, в основном, несут в себе позитивную энергию. Но был такой случай. Пели мы как – то на свадьбе красивую свадебную песню. Вдруг выходит девушка из числа гостей и говорит: я могу спеть не хуже. И действительно, сильным красивым голосом запела… плач по покойнику. Гости опешили, растерялись. А уже намного позже я узнала, что те молодожёны и года вместе не прожили, расстались. Возможно, у той девушки что –то было в своё время с женихом, и она знала, как отомстить сопернице и расстроить этот союз.
Можно в это верить или не верить, но то, что раньше существовали особые ритуальные свадебные песни, способные отвести сглаз, порчу, - это общеизвестный факт.
Я всем советую: если вам плохо, слушайте народные песни – Русланову, Зыкину. Эта музыка питает, очищает, ощущение такое, будто в роднике искупался, лучше всяких лекарств помогает…»
… Русская народная песня всегда брала за душу. Ведь в ней – жизненный опыт народа, его переживания. Родился ребёнок – поют колыбельную, растёт – игровые песни, собирают урожай – поют, свадьбы и похороны тоже сопровождаются песней. И она не терпит фальши, поётся только «живьём». Это тот фундамент, на котором стоит вся наша классическая музыкальная культура. И хотя сегодня на эстраде царят «фанера» и пошлость, есть ещё надёжные руки, чистые голоса, сохраняющие и передающие следующим поколениям традиции русского народного песенного творчества. Интерес и любовь к русской песне никогда не будут утрачены.
Комментарий профессора, доктора медицинских наук Сергея Шушарджана:
"Многие из нас любят петь. Поют, когда хорошо и когда плохо. Поют дома, в ванной, на улице. Поют, когда есть слух, и когда он отсутствует. И правильно делают, что поют. Пение – прекрасная возможность выплеснуть свои чувства и эмоции наружу, своеобразное «самоочищение» организма. Дело не только в том, что, как говорится, на душе становится легче. Пение может лечить любые болезни. Это называется «вокалотерапия».
Ещё в студенческие годы в медицинском институте я заметил, что правильная постановка дыхания приводит к существенному повышению резервных возможностей человека. Методика вокалотерапии основана на пропевании определённых звукосочетаний. Русская народная песня обладает особой ритмикой и мелодичностью. Когда человек поёт, лишь 20 % звука уходит во внешнее пространство, а 80% - во внутренние органы.
Это значит, что песня не только улучшает душевное состояние, снимает стресс, избавляет от депрессии, но и тонизирует, «массирует» лёгкие, сердце, почки, печень. Вывод однозначный: если на душе тяжело, не хватайтесь сразу за химию, то есть таблетки или алкоголь, а просто спойте любимую песню. Именно так лечились наши предки, способ проверенный".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев