(для среднего пенсионного возраста)
,Текст, который вы читаете уважаемые одноклассники, это, своего рода, крик души, слезы горечи и обиды, страх перед будущем. Будущем, в котором все больше и больше талантливых ребят, с дарованными природой задатками аналитического мышления, заканчивая школу, навсегда утрачивают эти задатки…
1969 год. Я, выпускник педагогического училища, прохожу практику в третьем классе. Перед началом практики наблюдаю уроки учительницы, которой уже за 50. Решается задача на движение – никакого анализа. «Кто знает, как решать задачу?» Поднимается две-три руки. «Иванов, иди к доске! Все молча слушают и пишут…»
Я в шоке! Методики решения задач, по которой нас безбожно гоняли, я не увидел! Такое впечатление, что ведет математику тетенька с улицы, летом торгующая мороженым, а зимой работающая учителем…
Перед началом практики – инструктаж: «…это – лодыри и хулиганы, больше тройки не заслуживают, а вот это – отличники, на них вся опора…»
Уроки мои АА не наблюдала, оставив тематические планы, она исчезла до конца практики.
Практика началась обыденно, но уже через неделю я заметил, что один из тех, кто получил характеристику лодыря и хулигана, некто Д., чаще всех поднимал руку и на восьмой день моего пребывания в качестве учителя получил заслуженную оценку пять, быстрее отличников справившись с самостоятельной работой и, не сделав ни единой ошибки.
Я решил поэкспериментировать: стал учить ребят скоростным приемам умножения и деления, не гнушаясь и малоизвестной в то время «Системой быстрого счета по Трахтенбергу». Ребята в классе буквально менялись на глазах, как только начинался урок математики их лица буквально преображались. За урок я успевал сделать в два раза больше, чем планировал. И активнее всех был Д.! Даже по русскому языку вместо троек у него стало появляться все больше четверок, а уж про математику и говорить нечего – каждый день в журнале появлялась пятерка.
На родительском собрании я особенно хвалил Д., поздравив родителей и отметив, что их сын – прирожденный математик.(К концу практики Д. уже решал сложные задачи из учебника для 4 класса и задачи для внеклассной работы.)
На следующей неделе, в понедельник, я снова превратился из учителя в студента-практиканта, сидел и пассивно наблюдал уроки.
Первым к доске был вызван Д. Я поразился насколько он изменился; из школьника с сияющим взглядом, с улыбкой радости на лице, он превратился в персонажа известной картины «Опять двойка». Д. стоял и тоскливо глядел в пол.
АА, не обращая внимание на вызванного к доске ученика, прошла по рядам, заглядывая в тетради.
Я достал из сумки учебник – задача была довольно простая, но Д. стоял и молчал.
Наконец АА удостоила его вниманием: « Ну и где же твое решение?»-обратилась она к Д. -Почему ты до сих пор не решил задачу, уже полкласса сделали! «А я решил, - ответил Д., - это устная задача.»
-Устная?..Для всего класса письменная, а для него устная!.. Садись – два!..
На перемене я подошел к АА.
-Зачем Вы поставили Саше двойку, задача ведь действительно устная. Я подобные задачи с классом устно решал…
-Меня не интересует то, что делали Вы без меня с классом, -внезапно перейдя на Вы, сквозь зубы процедила АА., -но Ваши ошибки мне придется исправлять до конца года. И, открыв журнал, она стала демонстративно зачеркивать оценки, которые я ставил Саше.
Надо ли говорить, что за практику я получил оценку четыре!
Наверное, именно этот момент послужил для меня началом долгой и мало результативной войны с коллегами, которые из-за собственного высокомерия, авторитарности и, попросту говоря, тупости, не видят в своих учениках дар, заложенный природой, всячески унижая и оскорбляя любые порывы к знанию.
Вот поэтому я решил написать книгу для родителей, книгу, в которой постараюсь популярно объяснить, чем отличается знающий учитель математики от учителя, которого и учителем-то назвать нельзя, которому самое место тротуары мести.
(Как было бы замечательно, если б учителей, работающих в выпускных классах сажали в отдельный кабинет и предлагали бы им проделать те же варианты ЕГЭ(ГИА), что делают их ученики, а потом публично бы обнародовали результаты!)
Цель этой книги научить отличать настоящего педагога от педагога-маникена, псевдопедагога хотя избавиться от последнего вы сможете только переведя ребенка в другой класс(школу).
К моему великому сожалению нет закона, опираясь на который, можно уволить бездарного учителя с работы! Нет! Не было такого ни 20, ни 30, ни 50 лет назад.
Почему? Да потому что этот АнтиУчитель(в дальнейшем АУ) на любые замечания комиссии, будет упрямо отвечать; А у меня такая методика!..
-Ребята у вас на уроках постоянно читают учебник…
-А у меня такая методика! Дети не умеют работать с книгой! Их не научили в младших классах.
-Срез показал нулевое качество знаний, а по журналу у вас 10 отличников…
-У меня такая методика! Ищущих и работающих ребят, я отделяю от прочих повышенным баллом, это не оценка знаний, а оценка активности
-Но у вас многие 10-классники затрудняются применять даже теорему Пифагора…
- У меня такая методика! Не умеют – пусть сами учатся!..
Допустим, затребует комиссия личное дело: учитель высшей квалификационной категории, бессменный классный руководитель, в Трудовой книжке одни благодарности! А последняя запись вообще выбивает из колеи: за профессиональное мастерство(20 из 25 ее выпускников поступили в технические вузы!)
И никого не волнует, что 20 из 25 занимались у профес репетиторов, которые и вытащили ребят на высокий уровень знания школьной математики! У какого начальника районного управления образования поднимется рука написать приказ об увольнении из-за профессионального несоответствия?..
На следующий день этот АУ побежит в суд со всеми своими липовыми грамотами, сертификатами и дипломами – и будьте уверены, АУ восстановят в должности и «обидчики» заплатят ей за моральный ущерб! Причем, немалую сумму!
-Как же эти АУ заканчивают ВУЗ? Получают диплом?- спросят многие.
Как и раньше!.. В совершенстве овладев методикой шпаргалки!
Более того, сейчас появилась возможность ЗАПЛАТИТЬ за удовлетворительную оценку, а чем и как, думаю, читатели слышали об этом давно!..
Но вернемся к теме нашей книги. Как я собираюсь помочь родителям в выявлении АУ, коих развелось видимо-невидимо, некоторые из которых не стыдятся похвалиться, что они кандидаты педагогических наук и даже заслуженные учителя РФ.
Сначала я расскажу родителям о школьной математики простым человеческим языком, акцентируя на ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ.
Затем последует краткий обзор вузовской математики, с пресловутым: зачем она нужна?
И, наконец, вскрою те гнойники, узрев которые, родители сразу поймут, кому вверили своего ребенка.
Итак, в путь, дорогие читатели!
ИНИТИУМ(Начало)
Почему сегодня Петя просыпался 40 раз? Потому что нынче Петя поступает в первый класс!..
Многим знакомы эти строки, а у многих ли будущих школьников начало школьной жизни вызывает такое же волнение, как у Пети, который давно уже из жизнерадостного школьника превратился в пенсионера?..
Вряд ли погрешу против истины, если скажу, что таких школьников 2-3% от общего числа детишек семилетнего возраста!
-Хочешь в школу?
-Не хочу!..
-Почему?
-Там скучно!(не интересно, плохо, ругают, не разрешают играть)
Многие родители бывают обескуражены тем, что учитель говорит мамам будущих первоклассников(« Ваш ребенок должен уметь читать, считать в пределах 10, уметь отвечать на простые вопросы и пересказывать содержимое прочитанного»??)
Простите, а зачем же тогда нужен первый класс? Да и вообще, нужна ли начальная школа, если ребенок умеет считать, писать(пусть печатными буквами!), пересказывать содержимое прочитанного?
Этот вопрос сразу возникает в голове юной мамы или папы, когда они слышат подобное от учительницы их будущего ребенка. Естественно, что большинство этот вопрос не озвучивают, поскольку не хотят приобрести статус враг№1.
Кто придумал подобную методику?- закономерен вопрос.
Ее придумали учителя, которым лень возиться с ребенком, обучая его, чтению, письму, счету! Гораздо удобнее и проще работать с детьми уже умеющими хорошо считать, писать, пересказывать!
Почему?? Да потому, что работать в начальную школу сейчас приходят 90% тех, кто сам учился на «троечку» и пошел в педагогический колледж, университет лишь потому, что там конкурс гораздо меньше, чем в техническом вузе, а отпуск – в два раза больше! Да и работа не пыльная!
А это в свою очередь означает, что вашего ребенка будут учить те, кто всеми фибрами души ненавидел в школе математику!
В лучшем случае такой учитель будет добросовестно пересказывать содержимое школьного учебника. А вот хорошо считать и решать текстовые задачи ваш ребенок вряд ли в начальной школе научится!
Обиднее всего то, что ребенка станут учить не размышлять, а угадывать!..
Первый признак подобного учителя – она «забывает» запретить на уроке математички использования мобильного телефона(со встроенным калькулятором), смартфона, айфона…
Но вернемся к теме нашего обсуждения – начальному курсу математики.
Если вы располагаете свободным временем, зайдите в Интернет и посмотрите, чему должен научиться ребенок в начальной школе! Уверен, что после подробного знакомства с содержимым начального курса, вам станет не по себе.
Вот перечень чувств, которые вы испытаете(далеко не полный):
гордость за российскую школу;
восторг, от представления, какими умными станут дети, окончив 4 класс;
изумление, как много нового, по сравнению с вами, они получат;
шок от того, сколько непонятного в этом курсе и, что вы, с вашим высшим образованием, будете не в силах помочь ребенку;
сомнение в том, что ваш ребенок может все это усвоить;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
- находить среднее арифметическое двух чисел.
- читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
- решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
- находить вероятности простейших случайных событий;
Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
Вот далеко не полный перечень знаний умений и навыков учащихся начальной школы, который находится в Интернете.
В дальнейших публикациях, в стиле небольшой повести, я изложу как иного ребенка порою убивает, невоспитанность взрослого человека, его непрофессионализм. Если не сказать большего!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 21
Логика в школе была с 1950 по 1953 годы! Учебники были составлены видными советскими учеными. После смерти Сталина логику в школе отменили. Почему? Кто-то из математиков как-то заметил, что те выпускники, которые этот предмет понимали и достигали в нем успехов, могли свободно поставить в тупик преподавателя ВУЗа. Кстати, мой отец, будучи завучем, а потом директором школы, вел этот предмет. Где-то до 70-х годов прошлого столетия, учебник по школьной логике, испещренный пометками отца, хранился в сарае для книг и старых газет. А отец по образованию был географом.
Логичен вывод, что никто из школьных учителей не позарился на оный предмет, и завучу пришлось отдуваться самому. Больше Минпрос к введению логики в школе не возвращался.
Далее... Друзья, я не буду расшифровывать такой термин как кумовство, надеюсь многие прочувствовали его на себе! Приведу небольшой пример
" Слушай, дружок! У меня свояченица педуниверситет...ЕщёДорогие Друзья! попытаюсь хотя бы частично ответить на ваши вопросы!
Логика в школе была с 1950 по 1953 годы! Учебники были составлены видными советскими учеными. После смерти Сталина логику в школе отменили. Почему? Кто-то из математиков как-то заметил, что те выпускники, которые этот предмет понимали и достигали в нем успехов, могли свободно поставить в тупик преподавателя ВУЗа. Кстати, мой отец, будучи завучем, а потом директором школы, вел этот предмет. Где-то до 70-х годов прошлого столетия, учебник по школьной логике, испещренный пометками отца, хранился в сарае для книг и старых газет. А отец по образованию был географом.
Логичен вывод, что никто из школьных учителей не позарился на оный предмет, и завучу пришлось отдуваться самому. Больше Минпрос к введению логики в школе не возвращался.
Далее... Друзья, я не буду расшифровывать такой термин как кумовство, надеюсь многие прочувствовали его на себе! Приведу небольшой пример
" Слушай, дружок! У меня свояченица педуниверситет в прошлом году закончила! Впихнул бы ты ее в комитет по образованию, пусть поездит по школам, опыта наберется, а уж тогда и работать к детям идет... С меня магарыч!
- О чем коляк, дорогой? Сделаем в лучшем виде!
И новоявленный инспектор( заметь-те, не методист!) начинает свою профдеятельность, не проведя ни единого урока! Каково?
А вот еще один более смешной эпизод недавнего прошлого.
Автор этих строк в то время работал завотделом в районной газете. Встретившись с директором одной из школ, рассказал тому, какие письма получает редакция от родителей, дети которых, с некоторых пор будут учиться в разноуровневых классах. И, апеллируя к гласности, высказал желание, ПОСЕТИТЬ НЕСКОЛЬКО УРОКОВ!!! После недолгих уговоров, директор согласился. Дома, на обеденном перерыве, услышал НОВОСТЬ: Детей в школе распустили по домам. А учителей отправили писать конспекты уроков, чтобы придраться было не к чему!
Это была ошеломляющая новость!
А поскольку обязательного посещения школы, директору я не обещал, решил игнорировать этот " урок по заявкам" Который к моему приходу готовился, Стоит ли говорить, что на протяжении полугода, многие учителя старались меня не замечать или обходить стороной!
Относительно программ, по которым обучаются ребята, говорить много не буду. Замечу лишь, что собственную программу написать может каждый учитель, естественно, защитив ее.О содержании школьной программы по математике, мне сказать нечего. В общем-то она мало изменилась, сконца 60-х годов прошлого столетия. Добавились интегралы, так это мелочь, по сравнению с тем, что перестали изучать метод математической индукции! Единственный порожек, перейдя который, школьник начинает понимать,стоит ли ему заканчивать вуз, где высшую математику дают в полном объеме или выбрать гуманитарный профиль.
А младшая артистка, талант, веселая девочка, но к учёбе пока интереса особого нет. И когда мы пришли в школу, прошли психолога, нас спросили умеем ли мы читать. Я сказала, что с горем пополам. Стихи, песни легко, А вот читать пока терпения не хватает.
Учите, говорю... Вы же школа!
И вот, чтобы не спугнуть её кучей напрягов и воспитания, мы ждём 1 сентября, потому что туда мы идём ПОЛУЧАТЬ знания, А не подтверждать то, чему научились. И очень хотим между прочим)))