Главы зажиточных семей особо тщательно подходили к вопросу выбора невесты, обуславливалось это экономическими интересами, чтобы невеста с приданым была в пользу, а не обузой. Так как деревни были небольшие – «10 или 20 дворов» и все ее жители находились либо в родстве, либо в тесных отношениях, то узнать о семье девушки было не сложно. К тому же, «чаще выбирали невест из соседних селений в пределах «брачного округа»» Однако при этом обращали внимание на родственные связи и старались избегать браков среди даже дальних родственников. С середины XX века, когда стало практиковаться обучение в учебных заведениях в городах, в других республиках, областях, использовалась система направлений на рабо
Смотрины – ÿдыр ончымаш Свадьба – это дело не только семей жениха и невесты, ведь это «социальный союз, который затрагивает интересы многих групп. В браке по сватовству родственники помогали в поиске невесты вне своей деревни, человека, по чьей рекомендации начиналось сватовство, у восточных марийцев называли темлыше . Ранее эту функцию выполняли представители мужского пола, и только родственники по мужской линии. Это связано с тем, что изначально в марийской традиции женщины не участвовали в обрядовой жизни. Функцию свах стали выполнять женщины позднее. Темлыше предлагал ту девушку, семью которой он знал, или заметил ее за исполнением работ (на поле, в хозяйстве), что указывает на приорите
Черемуха, дай надышаться На осень, на зиму вперед— Ведь надо на что-то решаться Все время, всю жизнь напролет! Загульная! В пьяной раскачке, Щекой прижимаясь к щеке, Станцуем свой вальс, как босячки Средь барышень на пятачке! Уже приударили скрипочки, И дух упирается в плоть, И цыпочки встали на цыпочки И взяли батисты в щепоть! Скорей свои кудри-каракули Роняй же ко мне на плечо, Чтоб мы танцевали и плакали, Друг друга обняв горячо. Нам есть от чего переплакаться И переплясаться с тобой! Мы выросли обе из платьица В простор наготы голубой. А всюду намеки туманные, Что будем… ах, страшно сказать! Я — черная, буду я черной землицей, Ты — белая, будешь черемухой виться И черную землю соса