Раньше были времена, а теперь мгновения. Раньше государство выделяло деньги на заготовку шкур сусликов и поставляло их даже за границу. Лучших заготовителей награждали денежными премиями, грамотами. Раньше в шубе из калмыцких кроликов могла шеголять какая-нибудь принцесса Диана и это нисколько не преувеличение. Дети на каникулах выуживали ведрами грызуна после хорошего дождя, ставили капканы. А теперь суслика пора заносить в Красную книгу РФ – вытравили чуть ли не повсеместно. Редко кто сегодня может позволить себе калмыцкий деликатес – зажарить (см. фото) на сковородке пару набравших приличную массу, жирненьких бозлаков, с луком и специями. Такие люди – настоящие «счастливчики», укрепившие
Дербеты – самое многочисленное этническое подразделение современных калмыков. При этом самое малоизученное. Почему так случилось, что до сих пор до конца не выяснены, как время появления дербетов на Волге, так и их этнический состав вплоть до начала XIX века?! По крайней мере, источников практически нет, если не считать ничем не подкрепленные предположения ученого Авляева. Странно, что никто не писал о них или просто не замечал. Считается, что дербетские улусы, прибывшие из Южной Сибири (Забайкальский край, республики Алтай, Хакасия, Тыва и Бурятия, Иркутская и Новосибирская области и др.), состояли из четырех главных родов: туктн, буурл, зюн, шемнр. А абганеры, у которых завтра в Кетченерах
Завтра, 3 мая, сотни мужчин из пяти родов абганеров (барун, көтчнр, аавихн, асмуд, хавчн, нойнахн) съедутся в пос. Кетченеры. Там учеными КалмНЦ РАН (г. Элиста) будет производиться опрос и сбор образцов (кровь из вены) для исследования генофонда калмыков. Цель – составление генетико-генеалогического дерева калмыцких родов, субэтносов (торгуты, дербеты, хошуты) и всего народа в целом. Конечно, ученым надо помочь. При себе нужно иметь паспорт (для медицинской анкеты) и при необходимости очки. Предварительная запись и справки по телефону: +7-905-484-6284.
Если вам прислали вброс и вам сразу хочется возмутиться, поделиться, сообщить, что-то сказать — надо выдохнуть и успокоиться. Против вбросов работает время, каждый из них будет опровергнут рано или поздно. Специалисты напоминают, вбросы не являются чем-то инновационным, по сути, это лишь адаптированная под современные реалии форма слухов. Вбросы формируются аналогично со слухами – информация передается от объекта к объекту без проверки ее правдивости и, зачастую, обрастает новыми подробностями, созданными по пути…
Когда чувствовать и писать ничего не надо. Когда другие лучше чувствуют и в десять раз лучше выражают их на бумаге. «Слушая эту божественную музыку и смотря на все эти дары природы человечеству, хочется спросить: ЛЮДИ-ЧЕЛОВЕКИ, чего же вам не хватает, – у вас всё, что есть благое и прекрасное, есть! Освободитесь же от своего безумия!!!». «Кто понял жизнь, тот не спешит!... Смакует каждый миг и наблюдает: как спит ребенок, молится старик!... Как музыка звучит, как дождь идет, и как снежинки тают!...». «Душа просит музыки и переводчик ей не нужен, а разговор с душой и есть истинное призвание человека!»… https://www.youtube.com/watch?v=Yk-So4rt1cc
Песню «Улан залата хальмгуд» поет Улюмджа Мукабенов из пос. Смушковое Юстинского района. Этот населенный пункт, входивший в состав Бергинского СМО, прекратил свое существование из-за проблемы с опустыниванием в конце 90-х годов. Смушковцы помнят Улюмджу, отца 4-х детей, служившего в ВДВ. Все, кто помнит Улюмджу Мукабенова с детства, называют его «самородком калмыцкого народа», настоящим джангарчи, йоста хальмг залу. Он жил в кибитке, славился честностью, никогда никого не обманывал. Не имея музыкального образования, пел так, что никого не оставлял равнодушным…