16 мая 2022 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского ансамбль солистов во главе с Владимиром Спиваковым выступил с программой «Час Баха. «Человек, возлюби мир!». В концерте приняли участие Анастасия Белукова (сопрано), Тимур Пирвердиев (скрипка), Пётр Гладыш (виолончель) и Зоя Аболиц (клавесин). В программу вошли Арии из кантат № 208, 57, 186, 68, Мессы ля мажор и Соната № 2 для скрипки и клавесина ля мажор Иоганна Себастьяна Баха. Предлагаем вам вспомнить, как это было. https://www.youtube.com/watch?v=LbNehWLxCY0
15 мая 1920 года в Гранд-Опера состоялась премьера балета «Пульчинелла» в исполнении труппы «Русских сезонов» Дягилева. Игорь Стравинский создал музыку на основе рукописей итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези. В сюжете балета использована неаполитанская сказка начала XVIII века. Хореографию поставил Леонид Мясин, декорации и костюмы выполнил Пабло Пикассо. Оркестром дирижировал Эрнест Ансерме. Режиссёр дягилевской труппы Сергей Григорьев вспоминал: «Хореография Мясина, вдохновлённая комедией дель арте, была превосходна: одновременного поэтичная и забавная. Сам Мясин танцевал Пульчинеллу. Основные женские роли, тоже замечательно, исполняли Тамара Карсавина, Любовь Чернышёва и
Иоганн Себастьян Бах – автор четырёх скрипичных концертов. Они написаны в жанре, созданном композитором на грани его камерной и оркестровой музыки. Ля минорный концерт для скрипки с оркестром был написан во время службы Баха в Кетене в 1717-1723 годах. Единственный сохранившийся автограф композитора – это набор партий, которые Бах вместе с сыновьями скопировал уже в Лейпциге около 1730 года. Предлагаем вам послушать фрагмент Концерта ля минор для скрипки с оркестром Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Владимира Спивакова и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». https://www.youtube.com/watch?v=k1Ig8HDxg1E
В конце 1932 года молодой композитор Дмитрий Шостакович приступил к работе над циклом из 24 прелюдий и фуг. На выполнение поставленной задачи ушло всего два месяца. Премьера цикла состоялась в Москве в мае 1933 года. При написании цикла Шостакович ориентировался на «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха. В прелюдиях Дмитрия Дмитриевича содержится и трагедия и комедия, и возвышенное и гротесковое, и серьёзное и легкомысленное. Каждая прелюдия опуса 34 написана в своём неповторимом жанре. Семнадцатая прелюдия написана в стиле сентиментального вальса. Предлагаем вам послушать Прелюдию №17 Дмитрия Шостаковича в исполнении Владимира Спивакова (скрипка) и Бориса Бехтерева (форте
12 мая 1845 года родился французский композитор, дирижёр и педагог Габриэль Форе. Самые крупные удачи сопутствовали камерным произведениям композитора. Одной из вершин его творчества стал Второй фортепианный квартет. Величественная и церемонная Павана Форе носит меланхолический оттенок настроения. Её выдающаяся по красоте мелодия наполнена ностальгией по ушедшим временам. Павану композитор посвятил светской львице, законодательнице парижских мод и покровительнице искусств графине Элизабет Греффюль. Предлагаем вам послушать Павану Габриэля Форе в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. https://youtu.be/XsahV75zh3w
11 мая 1855 года в Санкт-Петербурге появился на свет русский композитор Анатолий Лядов. Анатолий Константинович обладал безупречным вкусом и тонкой творческой интуицией. Он всегда стремился к ювелирной работе над деталями и идеальной отточенности формы. Лядов писал медленно: он всесторонне выверял каждый нюанс. Помимо инструментальных миниатюр Лядов сочинял и разножанровые произведения, имевшие отношение к новым литературным и художественным течениям. Это и музыка к пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса», «Скорбная песнь для оркестра» и симфоническая картина «Из Апокалипсиса». Предлагаем вам в день рождения композитора послушать симфоническую картину «Из Апокалипсиса» Анатолия Лядова в исполнен