Сергей Юрский день памяти 8 февраля 2019г.
Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист; народный артист РСФСР.
Сергей Юрский — знаменитый режиссер и актер, который за долгий творческий путь участвовал в создании множества экранных и театральных проектов. Невозможно не отметить многогранность его таланта, ведь он гармонично смотрелся в любом образе — как драматическом, так и комедийном.
Дата рождения Сергея Юрского — 16 марта 1935 года. Интерес к творчеству он унаследовал от родителей: мама работала учительницей музыки, а отец был режиссером и актером, который играл и ставил пьесы в театрах разных городов Советского Союза.
Юрий Сергеевич имел дворянское происхождение, которое стало причиной преследований со стороны власти. Вскоре после рождения сына семья была отправлена в ссылку в Саратов. Спустя 2 года Юрские получили разрешение вернуться в Ленинград, где им выделили комнату в коммуналке. Неподалеку находился цирк, художественным руководителем которого и назначили отца знаменитости.
Когда началась война, семья находилась на отдыхе в Сочи. Оттуда удалось добраться только до Москвы, где и остался отец, отправивший жену и сына в эвакуацию в узбекский Андижан. Воссоединились они только год спустя, поселившись прямо за кулисами Московского цирка, которым руководил Юрий Сергеевич. Неудивительно, что, наблюдая за профессиональными артистами, маленький Сережа и сам захотел быть циркачом.
В детстве Юрский пробовал себя в разных амплуа — жонглера, наездника и акробата, но никак не мог определиться. А затем впервые оказался в зрительном зале театра, что предопределило дальнейшую судьбу. Но решение сына стать актером родители приняли с ощутимой прохладцей. Зная обо всех трудностях, которые придется пережить, отец предложил сперва освоить более серьезную профессию.
Школу Сергей окончил уже в родном Ленинграде, куда семья вернулась в 1948 году. Учился хорошо, вышел на золотую медаль. После этого юноша легко поступил в Ленинградский университет, где был студентом факультета правоведения.
Вскоре после этого Сергей поступил в театральный институт имени Александра Островского, в котором учился на курсе Леонида Макарьева. Еще будучи студентом, он получил свое первое приглашение в театральную труппу, что стало очередным признанием редкого таланта.
Но мечту об актерстве Юрский не оставил и сделал первый шаг к ее исполнению, присоединившись к студенческому театру. Молодой артист быстро стал любимцем публики, но главные слова он услышал от отца, признавшего, что не следует растрачивать талант, постигая азы чуждой ему профессии.
В 1957 году Юрский дебютировал на сцене Большого драматического театра. Он быстро стал одним из ведущих артистов труппы, играл заметные роли в классических постановках по произведениям Антона Чехова, Федора Достоевского и Николая Гоголя. Там же Сергей Юрьевич впервые попробовал себя в качестве театрального режиссера.
В конце 70-х артист был вынужден покинуть труппу. Вновь начались преследования, связанные с происхождением отца и активной общественной позицией знаменитости.
Юрский уехал из родного Ленинграда и поселился в Москве, где его пригласили в Театр имени Моссовета. В нем исполнитель служил до конца своих дней.
На сцене московского театра в полной мере раскрылся не только актерский, а и режиссерский талант знаменитости. Он ставил пьесы по произведениям классиков и собственным сценариям, которые написал под псевдонимом Игорь Вацетис.
Выходил исполнитель и на сцены других театров, сотрудничал с МХТ имени Чехова и «Школой современной пьесы». Среди ярких постановок с его участием — «Полеты с ангелом». В ней артист играл уже в преклонном возрасте, но, как только перевоплощался в образ, тут же забывал о болезнях, танцуя и двигаясь, словно молодой.
Экранным дебютом актера является комедия «Улица полна неожиданностей», в которой ему досталась едва заметная роль. Но обратить на себя внимание удалось, снявшись в фильме «Человек из ниоткуда» Эльдара Рязанова. Молодой исполнитель блистательно перевоплотился в аборигена дикого племени тапи, поражающего своей искренностью и простотой.
Позже в послужной список Юрского вошел обаятельный и отзывчивый Викниксор из картины «Республика ШКИД», которую артист назвал одной из лучших в фильмографии режиссера Геннадия Полоки. В последующие актер регулярно появлялся на экранах в главных ролях, но чаще всего в фильмах-спектаклях.
В 1979 году на экраны вышел детектив «Место встречи изменить нельзя», в котором Сергей Юрьевич сыграл врача Ивана Груздева. Эту роль исполнитель выбрал сам, ведь ему была близка история человека, преследуемого властью.
Следующая заметная работа знаменитости — культовая советская комедия «Любовь и голуби». Играя местного пьянчугу дядю Митю, Юрский еще не был стар — ему не исполнилось и 50. Гримеры так поработали над внешностью, что артиста было не узнать, но все же главным украшением образа стала его актерская игра. Сергей Юрьевич лично придумывал фразы, позже разобранные на цитаты.
После распада СССР актер появлялся на экранах реже, но оставался любимчиком зрителей. Среди ярких ролей, сыгранных в новом веке, — Яков Губерман из «Пятого ангела» и отец Базарова из экранизации «Отцов и детей».
Последней ролью знаменитости стал Иосиф Сталин из картины «Товарищ Сталин», в которой Юрский попытался показать советского вождя с новой стороны — как умудренного опытом человека, проживающего свои последние дни.
Визитной карточкой артиста считается Остап Бендер из экранизации сатирического романа «Золотой теленок». Эксперты неоднократно сходились во мнении, что в его исполнении герой получился наиболее ярким и убедительным.
Сергей Юрьевич реализовался не только как театральный, а и как кинорежиссер. Он снял триллер «Чернов», при создании которого выступил также в качестве сценариста и исполнителя одной из ролей. Сыгравший главного героя Андрей Смирнов удостоился приза фестиваля в Карловых Варах.
Помимо режиссуры Юрский занимался озвучиванием, подарил голос персонажам российских и зарубежных фильмов.
Артист был талантливым чтецом, поклонники с удовольствием слушали, как он декламирует «Евгения Онегина» и другие классические произведения.
Прославился Сергей Юрьевич и как талантливый автор, имеющий богатую библиографию.
Последняя книга, «Я — кот» из серии «Занимательная зоология», вышла в 2016 году.
Невзирая на преклонный возраст, последние годы Юрский не представлял жизни без сцены и активной театральной деятельности: его можно было встретить на гастролях по странам СНГ с концертами и спектаклями. Он продолжал читать со сцены стихи и прозу, собирая полные залы преданных слушателей.
Но здоровье подводило знаменитость. Сергей Юрьевич страдал от сахарного диабета, о чем предпочитал не рассказывать в интервью. Зрители запомнили его активным и полным сил.
«Красная Стрела»
На верхней полке вы повисли.
Сосед усталый гасит свет.
Из темноты примчались мысли.
Вагон скрипит. Покоя нет.
И километр за километром,
Поднявши память на дыбы,
Верчу обратно киноленту
Моей узорчатой судьбы.
С тобой встречи… с этой… с той…
Работа, счастье, муки, пот…
А вот кусок совсем пустой,
Смотри-ка – это целый год!
Как много грустных эпизодов.
Слёз – море, радости – река.
Изжога. Не спросить ли соды –
Должна быть у проводника.
Полез рассвет сквозь щели в шторах.
Я в полумыслях, полуснах….
Я очень часто езжу в скорых
Удобных, мягких поездах.
1960 год
С надеждою и верою
плыву по морю серому
и взмахами тяжёлыми
гребу густое олово,
и с болью исступления,
с разбитыми коленями,
с ослабшими плечам
плыву через молчание,
а там, на горизонте,
огромный яркий зонтик
колышется и дразнит
и обещает праздник.
***
Как, изменяя, мы требуем верности,
Как, извиняя, страдаем от ревности,
Как из уюта стремимся в дорогу,
Как, уходя, забываем о многом, -
Так, изменяя, с нас требуют верности,
Так, извиняя, страдают от ревности,
Так из уюта стремятся в дорогу,
Так, уходя, забывают о многом.
1962 год
***
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу,
Всё заново, всё надо заново.
Тема исчерпана, я ухожу,
И ничего в этом странного
Нет.
Забыть про заслуги,
Оставить потуги,
Попытки усилием лёгкость вернуть.
Велением Бога
Другая тревога,
Неясный, но избранный путь.
Что было, то было – черта перелома.
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Всё вижу, всё помню, ах, как всё знакомо,
И всё-таки я ухожу.
Пытаюсь душою постигнуть былое –
Теперь это можно – оно за чертой.
Наташа со мною, а всё остальное
Уже не со мной.
Предчувствую тяжесть несозданных храмов,
Страшусь обновленья – и всё же – спешу
Оставить ушедшее. Милая мама…
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Теперь надо вслушаться в новые зовы,
И вскроется заново то, что знакомо,
Меняю покровы, меняю основы.
Восьмое июля – черта перелома.
Восьмого июля 1971 года в Ленинграде умерла мама Сергея Юрского, в тот же день, что и его отец, только через 14 лет.
Рейс Москва – New York
Говорят, что стыдно писать в рифму.
Говорят, что пора создавать фирму.
Что ли мир закрутить волчком?
Иль в сторонку, в сторонку бочком?
Всё более свободные люди
но всё более дальние дали
летят в одиночку и целыми компаниями
самолётами самых разных компаний.
Мы – граждане высвобождающейся страны третьего мира –
летаем во второй мир,
а иногда
и в первый!
Жж-жж-у-у! Пересекаем Атлантику.
За окошком не меркнет свет.
Третий раз принесли обед.
А выпито, выпито сколь!
На десятом часу – в блёв.
В кофе просыпана соль.
Рёв турбин, рёв турбин, рёв.
Агу! – На другом континенте!
Время уже монреально.
Пришли недобрые молодые няни –
«С мест не вставать! Привязаться ремнями!»
Прощально и напоследок
Туалетная хлопнула дверца.
Снижаемся – жж-жж-у-у! А всё же…
Не бурно, без взбрыка, а так – полулёжа,
прикрывши глаза, без особой надёжи –
серенькой мышкой нью-йоркнуло сердце.
За год налётываю тысяч сорок –
целый экватор! Другие больше
(мотыльки, например, вокруг ночного фонаря).
Подумайте только – сорок тысяч!
Так что, совсем уж откровенно говоря,
всех нас, путешествующих ночами и днями,
надо бы не привязывать ремнями,
а этими ремнями высечь.
Нет комментариев