( https://m.vk.com/markovgroup2018?from=post )
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
БЕЗ ОТВЕРЖЕНИЯ СЕБЯ И ВЗЯТИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ СТАТЬ НАСТОЯШИМ ХРИСТИАНИНОМ
Беседа монахини со Старцем:
Монахиня: Хотя я и готова воспринять крест, однако, не знаю, какой-то страх наполняет сердце мое при этом решении, и сама вижу, что еще нуждаюсь в утверждении.
Старец: Не без приготовления человек вводится на путь крестный. Не сказал ли Господь: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Лук. 9, 23)?
Хотя по-видимому здесь говорится об одном, но разумеются три действия: отвержение себя самого, взятие креста своего, и последование Христу (Св. Иоанна Златоуст, бесед. 55 на Матф.).
Итак, первое необходимое условие для крестоносца отвержение самого себя, без которого никто не может воспринять креста, а если и воспримет, не может с постоянством понести. Всем, кто хочет последовать Господу Иисусу Христу, Он прежде всего повелел оставить всё: «кто не отрешится от всего, что имеет, – сказал Он, – не может быть Моим Учеником» (Лук.14, 33).
Но говоря об отвержении всего, Господь не исключил из сего и самого человека, т. е. Он хочет, чтобы человек оставил не только всё свое, но и себя самого, и чтобы яснее это выразить, сказал: «да отвержется себя» самого. Не так трудно для человека оставить свою собственность, как оставить самого себя; и всякому легче отказаться от того, что он имеет, нежели от того, что он есть (Св. Григорий Двоеслов. Бес.23 на Еванг.).
Монахиня: Но как понять это, чтобы человек отвергся себя самого? Как перед самим собою отказаться от самого себя, когда сознание не позволяет человеку думать о самом себе, что он не существует, или что он не тот человек, каков в действительности?
Это отречение похоже на то, как если бы кому сказали: ты Лука, а он, будучи в действительности Лукою, отвечал бы: нет, я не Лука; перед другим это отречение от себя, может быть, имело бы силу, но не пред собою. Как же разуметь это: «да отвержется себя» самого? Кто и куда от себя самого уйдет, или кто и как себя самого может оставить?
Ст.: Ты еще мало причастна истинному свету разума.
Внимай!
Иное человек падший в грех, и иное, каким был создан изначально и должен быть; иное по тому, что он творит, и иное, как он был сотворен. Человек оставляет себя самого, когда чрез покаяние (перемена расположений, нрава и мышления) соделывает себя иным; оставляет ветхого человека, то есть, каким сам себя сделал чрез грех, и становится таким, каким сотворен по благодати (полным добродетелей).
Например, если кто был горд, а потом обратился и возлюбил смирение, то он оставил себя. Если сластолюбивый обратился к жизни воздержной, то он отвергся себя. Если сребролюбец перестал жить ради вещественного имущества и прибытков, и похищавший прежде чужое начал раздавать и свое, тот поистине оставил самого себя. Если прежде блудник и развратник оставил сей порок, то он отрекся себя. Хотя он тот же самый по природе и происхождению, но не тот он стал в отношении ко греху.
И потому сказано: «Аможе обратится нечестивый, исчезает» (Притч. 12, 7). Нечестивые обратившиеся от нечестия исчезают не потому, что перестают существовать, а потому, что уже не пребывают в нечестии и окаянстве (Св. Григорий Двоеслов. Бес.32 на Еванг.).
И так человек отвергается себя самого, когда удаляется от всего, чем прежде был по ветхому человеку (т.е. злом), и тщательно стремится к тому, к чему призван по обновлению (разумей к праведности), как говорит Апостол: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9, 10).
М-ня: Это выше моего разумения, и думаю, что немногие постигают сие.
Старец: В примерах для тебя это будет понятнее. Один юноша, желая наконец то избавиться от преступной неотвязчивой любви к некоторой блуднице, удалился в дальнюю сторону. Когда там любовь эта со временем угасла в нем, он возвратился назад, и встретившись с прежнею возлюбленною, не обратил на нее никакого внимания.
Удивившись этому, та подумала, что он ее не узнал, и подошедши к нему, она назвалась: я такая-то.
— «Но я уже не тот», – ответствовал юноша, и удалился от нее (Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии, кн. 2, гл. 10).
Подобным образом разумей и то, как отвергался самого себя Апостол Павел, который говорил: «и уже не я живу» (Гал.2, 20). Он умер, как лютый гонитель христианства, и начал жить, как ревностный проповедник Христа; если бы он оставался тем, чем был, то не был бы Апостолом.
Но пусть тот же Апостол, который говорит, что он не живет, объяснит, каким же образом он громко возвещает Учение истины? Он тотчас присовокупляет: «но живет во мне Христос».
Как бы так говорит он: я умер для себя самого, потому что не живу по плоти, но не умер по существу, ибо живу духовно во Христе
(Св. Григорий Двоеслов. бесед. 32 на Еванг.).
Отвергся себя и тот инок, живший в пустыне, который родному своему брату, когда тот пришел просить от него вещественного пособия, отвечал: поди к другому нашему брату (уже умершему). Удивляясь его ответу, пришедший сказал, что тот брат уже умер. На это пустынножитель ему ответствовал: и я также умер. И действительно он был мертв для мира и сродников, а жил только для Бога.
И сие-то есть, о чем Св. Апостол всем в назидание говорит: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор.5, 15).
И так каждый должен умереть для себя, чтобы жить для Господа; потому что кто не удаляется от самого себя, тот не может достигнуть того, что превыше его.
Так овощные растения и деревья пересаживаются для того, чтобы усовершенствовались, и, так сказать, искореняются для того, чтобы дали больший рост. Так и семена растений, смешиваясь с землею, умирают, чтобы ожить потом в обновленной жизни и плодоносии; и лишаясь по-видимому того, что в них было, они чрез это самое начинают проявлять то, чего в них не было прежде
(Св. Григорий Двоеслов. Там же).
Монахиня: Ты вразумляешь меня в сей истине так ясно, что я как бы руками осязаю ее теперь.
Старец: Но я еще яснее и полнее изложу тебе Евангельское Учение о самоотвержении, так как ты внимательно слушаешь меня, и Учение это весьма спасительно, плодотворно и благопотребно. Если ты понимаешь, что значит отречься самого себя. Отрекающихся другого, например, брата или раба, или кого иного, хотя бы и видел, что его бьют, или вяжут, или ведут на казнь, или как-либо мучат, не заступается, не защищает, не соболезнует, не принимает в нем никакого участия, как бы совершенно ему чужой.
Так и Господь хочет, чтобы ты не жалела своей плоти: бьют ли тебя, гонят ли, жгут ли, или другое что терпишь, не жалей себя, и переноси все это так, как бы терпел другой кто-либо, и даже враг твой
(Св. Иоанн Златоуст, бесед. 55 на Матфея).
Монахиня: Но подобный человек был бы совершенно безчувственный и мертвый. Не знаю, как возмогу я быть к себе самой столь жестокою, когда сильно сострадаю бедствию и других?
Старец: Господь и не требует, чтобы человек был безчувствен или жесток к себе, а хочет умерщвления человеческих страстей, отрицания похотей плотских: хочет, чтобы ты немного заботилась о своей плоти и крови; ибо пред Ним погрешительна и самая любовь родителей к детям и детей к родителям, если она противна (животностью своей) Богу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, – сказал Он в Евангелии, – не достоин Меня» (Мф.10, 37).
Мало этого, ради Бога должно возненавидеть и самую жизнь и душу свою.
Апостол Петр возлюбил душу свою более Господа, когда ПОБОЯЛСЯ подвергнуть себя опасности, и потому трижды отрекся Христа; а если бы возлюбил Его, то без сомнения отрекся бы себя.
И сам Господь Иисус Христос не отвергся ли Себя, когда, будучи единородным Сыном Преблагословенной Девы Матери, сказал Ей, как чужой: «что Мне и Тебе, Жено?» (Ин.2, 4). Не оскорбить этим Он хотел ее благоговейную материнскую любовь, но вразумить нас, что заботы о плотских родителях и нужды сродников никак не должны препятствовать вам в деле Богоугождения.
И потому-то, когда однажды сказали Господу, намекая на его человеческое происхождение: «вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» (Мф.12:47, 48). Господь говорил это не в обиду любви материнской, как бы отказываясь от Неё и повиновения Ей, и не из пренебрежения братьями, но показывая сим, что проповедание таин Отца Небесного для Него выше желания Матери, и что дело духовное должно предпочитать плотскому родству.
Монахиня: Радуюсь, что в Господе Иисусе Христе нахожу не только наставника, но и образец самоотвержения. Ради имени Его иго это воистину будет мне и легчайшим и любезнейшим.
Старец: И Авраам не отвергся ли себя, когда, забыв чувство отеческой любви, решился заклать, по повелению Божию, возлюбленного и единородного своего сына?
Не похвалены ли Левиты, когда они, воспламеняясь ревностью, за поклонение Зол. тельцу, без разбора лиц, побивали «каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32, 27), «глаголя отцу своему, и матери своей: не видех тебе, и братии своея не позна, и сынов своих» (Втор. 33, 9).
Если от исполнения воли Божией будет удерживать тебя мать, разодрав свою одежду, с распущенными власами и обнаженною грудью, питавшею тебя; если на пороге храмины твоей возляжет отец, переступи чрез него без слез, и беги под знамение креста Христова. Любовь к Богу требует быть немилостивым в подобном случае (Блаженный Иероним. Посл. 1 к Илиодору).
Если с одной стороны влечет тебя плоть и чувственность, а с другой прельщает мир, сладости его, друзья и сродники, дерзновенно скажи им: «не знаю вас».
Или если с какой-либо стороны помыслы ветхого человека будут запинать тебя, говори им: «не знаю вас». Всем внушениям вашим я охотно соизволяла, когда я была властна над собою; а ныне приобрел меня Христос ценою крови Своей; я не своя, и не могу уже исполнять свою волю, но следую воле Того, Кому принадлежу.
Монахиня: Уповаю, что благодатью Божиею я исполню так, как ты говоришь. Но не достаточно ли я теперь наставлена к понесению креста?
Старец: Достаточно, если всем сим благоразумно воспользуешься, и с рассуждением все это приведешь в исполнение.
Монахиня: Но как должна я поступить, чтобы исполнить это?
Старец: Человек, как ты знаешь, состоит из двух весьма различных частей, тела и души; но той и другой части должно отвергнуться себя, иначе очень неудобно будет нести крест. Прежде всего необходимо, чтобы ты далеко от себя отринула ближайшую твою госпожу, ЧУВСТВЕННОСТЬ, госпожу миролюбивую, непостоянную, плотяную, непрестанно влекущую тебя к угождению плоти и суетам мира.
Она виновница всякого чувственного наслаждения, коим наипаче уловляется человек; она всегда предлагает ему греховные предметы, представляя привлекательное для взора, усладительное для обоняния, утешительное для слуха, обольстительное для осязания, и этими прельщениями старается привлекать ко греху.
Если всего этого ты вскоре не отринешь от себя, то совратишься с пути крестного, и уклонишься на путь греховный. Прелестница эта представит тебе удовольствия и почести, в которых пребывают отроковицы мира сего, которыми и ты можешь наслаждаться по желанию своему: но если ты тотчас же не отвратишь очей твоих, да не видят суеты, то скоро отвергнешь крест, и пойдешь вслед подруг твоих.
Плотское мудрование будет представлять тебе, что крест очень тяжел и неприятен, но ты «по слову уст» Господних, сохрани «себя от путей притеснителя» (Пс.16, 4), и отвергнув угождение плоти, восприми тяжесть креста.
«Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге» (Прем.13, 1).
Монахиня: Наставленная тобою, я теперь буду более внимать себе и тщательнее блюстись от льстивой этой госпожи, которой прежде угождала.
Старец: И благо тебе будет, но этого еще недостаточно. Должно еще умертвить душевного человека, т. е. отречься памяти, разума и воли. Отрекись памяти, которая, как на бумаге, содержит в себе различные начертания великого множества предметов безполезных и суетных, возбуждающие ум к размышлению о них, а волю к желанию оных.
И так изгладь из памяти твоей все льстивые изображения благополучия мирского; иначе недолго пребудешь на пути крестном. Свет внутренних очей, т. е. разум покори служению Святого креста, и не следуй собственному своему разумению: «потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим.8,7), оно завлечет тебя во многие соблазны.
Обманчивое воображение представит тебе крест большим и тягчайшим, нежели каков он на самом деле, от чего ты будешь всегда печальна и нетерпелива.
Кичливый разум будет представлять, что тебе приличнее нести крест другой, а возложенный на тебя; но ты отвергни все это, и «все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир. 2, 4).
Наконец, отрекись и от воли твоей; ибо она, увлекаясь в разные стороны своими пожеланиями, любовью, печалью, весельем или гневом, будет покушаться свернуть иго креста; но ты взирая на образ Сына Божия, всегда отрекайся своей воли, и имей в сердце и в устах твоих слова Христовы: «не Моя воля», Господи, «но Твоя да будет» (Лук. 22, 42). И так «о сем заботься, в сем пребывай» (1Тим. 4,15).
--------------------------
Источник: Царский путь Креста Господня. Авт.-сост. свт. Иоанн Тобольский (Максимович). - Изд. Козельской Введенской пустыни.
https://vk.com/away.php?to=https://graforlov.unun.info/ «КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ БОГОМАТЕРЬ ДЕРЖАВНАЯ» https://vk.com/markovgroup2018 «РУССКАЯ ПРАВДА» https://vk.com/therussiantruth «graf_orlov33» https://graf-orlov33.livejournal.com/ «Тихонъ Белавинъ ПРЕДАЛЪ ВЕРУ, ЦАРЯ и Отечество!
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев