24 мая – День славянской письменности и культуры «Устное народное творчество жило совершенно независимо от своего, так сказать, научного воплощения, совершенно не интересуясь бледным своим отражением, которое мерцало в книжных текстах фольклористики и собирательства. Фольклорное слово, несмотря на все попытки «обуздать» его и «лаской и таской», сделать управляемым, зависимым от обычного образования, слово это никогда не вмещалось в рамки книжной культуры. Оно не боялось книги, но и не доверяло ей. Помещенное в книгу, оно почти сразу хирело и блекло… Могучая музыкально-речевая культура, созданная русскими, включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения. Среди этого множества
#ПублицистикаБелова «…Быть вместе с миром – не значило быть как внутренне, так и внешне похожим на всех. Ни физическое, ни духовно-эстетическое разнообразие членов русской крестьянской общины не противоречило ее внутреннему единству. Наоборот, такое разнообразие лишь содействовало ему и было главным условием этого единства. (Единство любой группы, как мне кажется, не может покоиться на единообразии составляющих ее членов. Группу цементирует не схожесть людей, а их различия, не достигающие антагонизма.)». Источник: Издержки «специализации» / В. Белов // Раздумья на родине: очерки и ст. / В. Белов. – М., 1986. – С. 149–156. Ткачевы А.П. и С.П. Репродукция картины «Матери» (1961) из альбома
Дорогие друзья! 25 мая, в честь Дня славянской письменности и культуры, приглашаем всех желающих на лекцию «Народное слово в произведениях Василия Белова». Вологодский говор – отличительная черта жителей Вологодской области. И это не только знаменитое оканье, но также слова и словосочетания, которые характерны только для нашего региона. Истинным проповедником вологодского речевого своеобразия был писатель Василий Белов, совершенно сознательно использующий народную речь в языке своих произведений, дабы пробудить национальное самосознание русского народа, его национальную совесть. Книги Василия Белова, а в особенности «Лад. Очерки о народной эстетике», – это настоящий кладезь народной мудро
«Острая публицистика Василия Белова 70-х–80-х годов наполнена болью за поруганную деревню, состраданием к её людям, попытками найти выход из всё усугубляющегося положения. Читаешь его проникновенные очерки о деревне, о безысходности сельского хозяйства, наглядно показывающие причинно-следственные связи, объясняющие деградацию села, и думаешь – почему писателю дано было, понять, а людям, взявшим на себя ответственность за страну – нет? Хотя чего думать. В романе «Кануны» мы видели, как на смену здравому смыслу, попирая мудрые, извечные законы природы и нравственные устои, шли жестокость, бюрократизм, аморальность. Его очерки о жизни деревни недавнего времени показывают, что стало с людьми, к
#ПрозаБелова «Странно, так хорошо и странно все на свете», – думал он, идя по улице своего детства. Он был внешне спокоен, но за этим спокойствием все нарастало и нарастало волнение, и счастье, и какая то нежность к этим домам и черемухам. Сейчас, наверно, только одна жена смогла бы заметить это его волнение, заметить по еле уловимым движениям желваков скул да по той, какой то древней тоске, что отстаивалась в его серых глазах. Он шел под белыми, будто метельными черемухами, и ему вспомнилась та страшная зима, зима 1943 года. Восьмилетним мальчонкой он остался сиротой, один на один с окрестными морозными лесами, даже не осознавая трагедии своего положения. Мать у него умерла от голода и бо
#ЦитатаБелова «Крестьянство – это спасение народа и государства вообще. Это спасение языка, национальных традиций, национальной культуры каждого народа. Спасенное крестьянство – это прекращение межнациональной борьбы, это здоровая экология и демография, армия, наконец!». Источник: Василий Белов: «Россия ещё скажет свое веское слово» : [выступление на внеочеред. Съезде нар. депутатов РСФСР 5 дек. 1990 г.] / В. Белов // Литературная Россия. – 1990. – 7 дек. – С. 2–3. – (Слово народному депутату СССР). #ВасилийБелов#МузейквартираБелова