Как некрасовцы с татарами в 1737 году выжгли донской Кумшацкий городок
Летом 1737 года на Кубани собирали войско «кубанские мурзы», «и при них кубанских и горских темиргоевцов, всего тысяч с шесть человек или более», да с ними «бывших азовских турок и бешлеев со ста дватцать; да изменнических некрасовских казаков сто пять человек». Всех «с семь тысяч». Прельщали показания плененного азовского казака, «которой объявил, что он азовской житель и знатной человек», «что при Азове и на Дону в казачьих городках и в калмыцких Дондук Омбиных улусех людства никакова не имеетца, понеже де все до единого человека поголовно в службы отправились». В начале задумали «итить хана калмыцкого Дондук Омбина улу
Как полтавский хлопец вызывал на борьбу донского казака, но получив оплеуху, написал на него донос и объявил «ГОСУДАРЕВО СЛОВО И ДЕЛО»
Уже много раз убеждаюсь, что любое, даже, казалось бы, поначалу неинтересное дело, всегда необходимо изучать «от корки до корки». Как пример, показания 1711 г. выходца из плена – «воронежца» Комарова /ранее я уже писал об этом, но будет не лишним и повториться/, в котором он сообщал, как «после Азовского взятья на другой год послан он был с Воронежа с воронежскими ж и иных городов работными людьми на бударах с хлебными запасы в Азов», как на пути на них напали кубанские татары, пожгли и потопили будары, а их полонили. Потом подробный рассказ о его скитаниях,
В мае 1713 года схватили разбойников, «белогороцкого подьячего Василья Титова подданые Вышняго села Титовки» жителей, которые «разбивали на лесу вотчины светлейшаго князя слободы троицких жителей» и винились во многих «татьбах и в грабежах, и в смертных убивствах», а среди тех разбойников были « … Кретов, Панской он же», Рыбалкин, Бархотной, Овчар, Матренин, братья Боклычевы, Трубицын, Леденев и другие.
Жаловался на них «Короченского уезду деревни Березовой житель … сын Страмоусов»: «жену де ево Варвару убили на дороге до смерти, и сняли шубу новою да сарафан, да покрывальной платок».
«Короченского уезду села Красного Городища житель … сын Пенезев бил челом словесно»: «день сына ево … разбо
При разборе текста дела о волгских казаках 1734-48 гг. для публикации его в 14 сборнике "КАЗАКИ на ДОНУ, ВОЛГЕ и ТЕРЕКЕ XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества", наконец-то дошел до одной из главных "изюминок" рукописи - это "СКАЗКИ" казаков об их происхождении.
Помнится опубликованные во 2 /О происхождении донских казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. II / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013./,
и 3 книгах /Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. /,
донесения о своем прошлом записавшихся на Царицынскую линию казаков, а это между проч