Понятно, что от асфальтовых забегов они отличаются как минимум покрытием. И еще - набором высоты. Но даже учитывая эти факты, можно сказать, что трейлы между собой тоже могут иметь разительные отличия.
Во-первых, это рельеф. Есть горные трейлы, а есть равнинные. Несмотря на название, у вторых набор высоты будет практически всегда больше, чем у асфальтовых гонок, потому что на дистанции будет хватать естественных неровностей: ям, оврагов, пригорков и горочек. У горных же трейлов перепады высот обычно такие, что далеко не все их участники способны бежать в подъем и даже на спуск.
Во-вторых, это покрытие. Но тут однозначно нельзя сказать, что, например, горы - это твердая и каменистая поверхность, а равнина - это мягкий грунт. И в тех, и в других гонках есть место различным типам поверхности и естественным препятствиям: грязь, лужи, ручьи, болота, песок, каменистые осыпи, поваленные деревья, труднопролазные кусты и тд.
И конечно же, при подготовке к трейлу нужно учитывать все нюансы самой предстоящей гонки. Просто быть готовым бежать трейл, считаю, нельзя. Какие качества нужны трейлраннеру?
⃣ Силовая выносливость. Если по шоссе вы кАтите, то в трейлах нужно усиленно толкаться ногами. Будь то подъем в гору, или болотистый плоскач. Трейлраннерам банально нужно больше мышц. Если же вы не адепт спортзала, но трейлы бегать хотите, то в тренировочный план на регулярной основе должны быть включены "горки" с различным уклоном, преодолеваемые на разном уровне интенсивности.
⃣ Высокий МПК (VO2max). И чем выше, тем лучше - закисление придет к вам гораздо позже. Если вы читали в интернетах, что у многих атлетов на ультратрейлах темп около 7:00/км, то это вовсе не значит, что и вы так сможете. Темп в трейланнинге вообще ни о чем не говорит. А мощность вашего "мотора" напрямую повлияет на результат.
И самое интересное и достаточно неожиданное:
⃣
Анаэробный порог. Или умение "кушать" лактат. Казалось бы, это вотчина (полу)марафонцев, ан нет. Как уже сказал, темп в трейлах не имеет значения, точнее, на него нельзя опираться, как показатель интенсивности. Самый же точный индикатор - ваш пульс. Преодолевая гонку на пульсе анаэробного порога, вы будете бежать на оптимальной скорости и сможете достаточно долго сохранять силы. Тут конечно не всё так однозначно, и эта методика преодоления трейлов заслуживает отдельного разговора. Ибо многое нужно учесть. И правильное питание во время гонки, и изменение пульса в зависимости от набранной высоты и погодных условий, и технику преодоления спусков, и просто трейловый опыт.
Опыт преодоления трейлов у меня был. Ранее я бегал трейлы различной степени тяжести длиной от 12 до 26 км. В субботу 11.07.2020 у меня были 13 км с набором высоты около 400 метров. В целом мои ожидания от трассы оправдались: вышло достаточно быстро, так как текущий уровень мой формы позволял везде именно забежать, хоть я этого и не стал делать. Старался четко придерживаться плана и хотя бы первые 70% дистанции держать пульс на нужной отметке. В целом гонка у меня получилась хорошей и по плану. Небольшой отчет о гонке можно прочесть в инсте ( https://www.instagram.com/p/CCh677yBqkT/ ), а трек глянуть в Страве ( https://www.strava.com/activities/3743754213 ).
Если я вас заинтересовал, то проголосуйте лайком - нужен ли более подробный материал про трейлы, так как за рамками этого краткого эссе осталось слишком многое. Если же не хотите читать, то настоятельно советую посмотреть на Youtube последний выпуск "Углеводной загрузки" с Дмитрием Митяевым. У этого человека точно стоит поучиться. Два часа пролетят не заметно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев