22 ноября 1928 года в Парижской национальной опере на балетном вечере Иды Рубинштейн состоялось первое исполнение «Болеро» Мориса Равеля. Русская танцовщица была не единственной, вложившей душу в признание и успех шедевра Равеля, собственно, идея создания музыки для балета «с испанским характером» принадлежит именно ей: Морис и посвятил своё творение «дорогому другу Иде Рубинштейн». Хореографию танцовщице придумала Бронислава Нижинская – сестра великого Вацлава Нижинского, а декорации к постановке в виде тёмного кафе Барселоны, где мужчины, бросив свои карты, наблюдают за танцем девушки на столе, сделал выдающийся русский художник Александр Бенуа.
«Болеро» сразу привлекло внимание публики, его обсуждали, вокруг него кипели настоящие страсти и победное шествие новоиспечённого «хита» началось сразу же после театральной премьеры. Стремительный рост популярности этой музыки вызвал недоумение даже у самого Равеля. Так «трио» русского искусства внесло свой весомый вклад в увековечение произведения французского композитора.
В коллекции Русского музея хранится немало произведений живописца, графика и театрального художника Александра Бенуа. В частности, эскизы к костюмам балета «Петрушка» Игоря Стравинского, где заглавного персонажа исполнил гениальный русский танцовщик Вацлав Нижинский. Бенуа сыграл в создании образа Петрушки и всего балета особую роль. Он написал либретто, сделал декорации и костюмы, вдохновлённый детскими воспоминаниями о петербургских масленичных гуляниях. Премьера балета в 1911 году была оглушительной. На фоне классики «Лебединого озера», «Эсмеральды» и «Баядерки», где не было ни одного русского героя или русского мотива, «Петрушка» стал настоящим прорывом. Вместо традиционного балетного танца на сцене гуляла русская Масленица под русские песни и пляски.
Возвращаясь к идейной вдохновительнице «Болеро» Иде Рубинштейн и ещё одному «прорыву» русского искусства, следует отметить работу выдающего художника Валентина Серова. В 1910 году он написал портрет танцовщицы, который вызвал неоднозначную реакцию искушённых зрителей. Серова обвиняли в «надругательстве над красотой». Полностью обнажённая, без всякой мифологической стилизации или идеализации форм согласно классическим стандартам прекрасного, Ида вызвала немалое возмущение публики. Художник намеренно подчеркнул угловатую пластику её тела, «удлинил» ноги, заострил контуры. Танцовщица написана в одной плоскости с фоном, что создаёт сходство с египетской фреской. Серов говорил, что его модель «смотрит в Египет». Он был очарован её выступлением на парижской сцене и нашёл в ней воплощение Древнего Востока – монументальность в каждом движении сродни ожившему архаическому барельефу.
После демонстрации портрета на выставке «Мира искусств» в 1911 году и последующего приобретения картины Русским музеем, разразился скандал с требованием художников удалить картину из музея. Суриков называл «Иду» «безобразием», Репин – «гальванизированным трупом», критики именовали «декадентщиной» и «уродством». Валентин Пикуль вспоминал о ней такие отзывы: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!». К счастью, Русский музей не поддался на провокации, и теперь великолепная картина доступна нашему взору в его стенах. Взгляды меняются, искусство развивается и всё настоящее, что есть в нём, остаётся навсегда.
#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
Нет комментариев