6 мая 1889 года родилась
Любовь Попова – одна из шести «амазонок русского авангарда». Художница прожила всего 35 лет, но успела сказать весьма веское, нетривиальное слово в творчестве. Она прекрасно ориентировалась в течение авангарда, пробовала и успешно осваивала всё его многообразие – супрематизма, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм.
Движение интереса и творческой мысли художницы можно отследить уже по двум картинам из коллекции Русского музея, написанным с разницей в год.
«Портрет философа», признанный шедевр её кубофутуристического периода, Попова создала в 1915 году. Она изобразила собирательный образ философа, «списанный» с брата Павла Сергеевича, юриста, увлекавшегося философией, психологией, античной литературой.
Творческий импульс, подаренный художнице моделью, превратился ироничную композицию: без иронии русский авангард практически не мыслил себя, ею щедро приправляло произведения большинство живописцев. И собственно философ в картине, и окружающие предметы, и фон, – всё однородно. Между человеком и его философским кредо, зашифрованным в оборванных надписях, между вещами и воздухом нет различий. Полотно как мозаика, собранная впопыхах, неправильно. Так, осознанно или интуитивно художница готовит себе переход к беспредметной живописи. Ирония же воплощается в характерном наборе атрибутов всякого приверженца «любомудрия» – цилиндре, похожем на академическую шапочку, белой манишке, щёгольских усиках, гранёной рюмке с плещущейся на дне «истиной», номере философского журнала – «Reveu», в скептической, полной «жизненного знания» усмешке философа.
Картина 1916 года – «Бакалейная лавка» – мостик, ведущий художницу к абстракции. Здесь она всё дальше углубляется в беспредметность. «Беспредметные предметы» приобретают больше объёма и «вещности», но уже не обременены сюжетной и смысловой нагрузкой. Попова «играет» с плоскостями, сочетает разные формы, фактуры и цветовые контрасты.
#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
Нет комментариев