ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
Протоиерей Александр Дягилев
Сегодня, братья и сестры, мы с вами отмечаем праздник – Вход Господень в Иерусалим. У нас в народе этот праздник называется Вербным воскресеньем, потому что в это время на Руси традиционно только одно растение начинает показывать признаки жизни; остальные пока еще как бы мертвы, потому что зима еще не отступила. С другой стороны, эти белые шишечки на вербах – это знак приближающейся весны. Так и Вход Господень в Иерусалим – это праздник, который предваряет главный праздник, Пасху, Воскресение Христово. Но во всех других странах этот праздник традиционно называется Пальмовым воскресеньем, а почему это так – мы только что слышали из Евангелия. Когда Господь вошел в Иерусалим, народ приветствовал Его, размахивая ветвями пальмы, финиковой пальмы. Эти ветви, похожие на опахала, окружали Его, и Его шествие напоминало шествие царя. Народ так и встречал Спасителя нашего – как грядущего царя.
Почему Господь вошел в Иерусалим на молодом осле? Дело в том, что если бы Господь въехал в Иерусалим на коне, Он вошел бы в город как завоеватель. А осел или осленок – это животное, которое скорее ассоциируется с путешествиями, а также с каким-то трудом. В Израиле, в частности, ослы используются для каких-то недальних поездок, а также чтобы перевезти какой-то груз. Евангелист Иоанн, когда описывает вход Господень, цитирует отрывок из 9-й главы книги пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима! Вот Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме; и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до Тебя, ради крови завета Твоего, Я освобожу узников Твоих изо рва, в котором нет воды». Ров – это в данном случае ад, и речь идет о крови Сына Божия, которая будет пролита, кровь Завета, которая освободит людей из этого рва. И знаком того, что это время приходит, становится явление Царя, Который должен прийти на молодом осле.
И евангелист Иоанн, зная это место из книги пророка Захарии, подчеркивает, что таким образом Господь исполняет это пророчество, и Он и есть тот самый Царь, Который пришел вывести людей из ада. Но тут же подчеркивается, что народ, который встречал Спасителя таким образом, делал это потому, что видел чудо – чудо воскрешения Лазаря из мертвых. А фарисеи говорили: видите, мы ничего не успеваем, потому что весь мир идет за Ним. И не все радовались тому, что Господь таким образом вошел в Иерусалим.
И уже начинается заговор против Господа; уже Иуда задумал предательство – сегодня мы также читали об этом в Евангелии: его оскорбил факт того, что Господь благословил женщину, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром и отерла волосами. Уже начинается дело зла, которое приведет Спасителя на крест. И, к сожалению, многие из тех, кто в тот момент кричали «Осанна Сыну Давидову», потом будут кричать: «Распни, распни Его».
Поэтому этот отрывок из Евангелия, братья и сестры, напоминание и нам о том, что порой мы так радуемся о Господе, порой нам так хорошо, когда все у нас ладится, но когда приходят скорби, то порой мы оказываемся готовы отвернуться от Него, забыть о Нем. Или начинаем роптать на Бога: почему у меня все плохо? И оказываемся готовы быть с теми, кто Господа распял. Будем же верны Спасителю нашему, будем же помнить все, что Он сделал для нас, будем помнить Его смирение, которое Он проявил, когда вошел в Иерусалим на осленке; смирение, которое Он проявил, когда взошел на крест для того, чтобы нас спасти. Будем помнить Его воскресение из мертвых и все, что предваряло это славное событие. И когда у нас будут скорби, давайте не будем с теми, кто распинал Спасителя нашего. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев