О Сыне
Сына мы прежде всего воспоем и поклонимся крови –
Наших страстей очищению. Ибо воистину нужно,
Чтобы и смертный небесным содействовал силам, поскольку
Злобный язык, разрушая себя, против Бога враждует.
Прежде Отца ничего не имелось, и Тот, Кто вмещает
Все во вселенной, Тот знает об этом – Он Божие Слово,
Что от Отца происходит, и время над Сыном не властно,
Образ Прообраза Он, Произведшему равная сущность.
Отрок великий есть слава Отца, и Отцу лишь известно,
Как Он явил Его, равно и Сыну, Который был явлен,
Ибо ничто к Божеству приближаться не смеет; однако
Всякому смертному так же, как мне, очевидно, что Богу
Ложно приписывать то, что с рождением мы соотносим –
То есть деления мерзость, а также течение, ибо,
Если без страсти рождать я не в силах, как связанный плотью, –
Несоставной, бестелесный, напротив, бесстрастен. А если
Разны природы, то диво ли, что порожденье различно?
Время предшествует мне, но, однако ж, пред Словом, рожденным
Тем, Кто вне времени, времени не было вовсе. Когда же
Был безначальный Отец, Божеством охвативший все вещи,
Сын, что имеет началом Того, Кто вне времени, был с Ним –
Так же и свет происходит от круга великого солнца
(Пусть даже образы немощней наши великого Бога) –
Чтоб между Сыном с Отцом присносущими ставя что-либо,
Не разлучали владыку Отца со владыкою Сыном.
Что бы ни мыслили мы словно сущее прежде, до Бога, –
Волю иль время, – тем самым введем Божества разделенье.
Бог как Родитель – Родитель великий. И если достойно
Вовсе Отцу не иметь в Божестве ни причин, ни начала,
То и для Отрасли Отчей столь чтимой достойно не меньше
Корень иметь таковой. И да Бог не разделится с Богом.
Отрока не без Отца ты познал, и слова «нерожденный»
И «от Отца порождение» вовсе не значат, что формы
Две одного Божества существуют. Кто выдумал это?
Думаю, сущность не делится; формы вовне пребывают.
Пусть и рождается Слово, Отец ничего не приемлет
Плотского, ибо бесплотен (и разум людской да не будет
Столь нечестивым, чтоб нечто подобное даже помыслить).
Есть у тебя и Бог Сын – Он Родителя гордость и слава.
Если Отца Божеству угождая великого, хочешь
Дерзостно души людские исполнить напрасного страха,
Что ж, отрицай порожденье, Христа низведи до творений,
Сына с Отцом Божество оскорбляя. Тщеславный безумец,
Отрока ты у Отца украдешь: если тварь, то не Бог Он.
Все, что когда-либо было не бывшим, разложится снова,
Пусть даже в помыслах Бога великих сие пребывает.
В чем та причина, согласно которой, имея начало
Тварное, друг мой, страстями Христовыми богом ты стал бы,
Если ты в цепи Его заковал и рабом называешь
Равным тебе, и не Божьей, но рабскою чтишь Его честью?
Если великий создал Его Бог как орудие, позже
(Так, как кузнец для починки телеги кует себе молот)
Чтоб обрела меня Первоисточника-Бога десница, –
Значит, небесный Христос много ниже творения, ибо
Ради творения Слово пришло в бытие – не творенье
Ради Христа. Кто же выдумать мог столь нелепую басню?
Если воспринял Он тело, лишь страсти твоей помогая,
Мерой тогда Божество многославное ты ограничишь.
Милуя нас, неужели виновен? Я в это не верю.
Он Божества не утратил, спасенье мое созидая, –
Врач, до пороков людских и зловонных страстей снизошедший;
Смертный, но Бог; от Давида, но Он же – Адама ваятель;
Плотью облекшийся, Он – вне пределов телесного сущий;
Матерь имеет, но Деву; очерчен, и все же – безмерен.
В яслях лежал Он, когда, путеводной звездою ведомы,
Шли, чтоб Ему поклониться, волхвы с дорогими дарами.
На состязание смертным Он вышел, но был непреклонен
В трех с искусителем схватках. Хоть пищу Ему предлагали,
Тысячи Сам напитал, как и воду в вино претворил Он.
Принял Крещенье, однако очистил грехи, и гремящим
Голосом Духа объявлен Он был Безначального Сыном.
Смертным Он спал, а как Бог – успокаивал бурное море.
Хоть и слабел, даровал Он коленам расслабленных силу.
Часто молился. Но кто же внимал и молитве бессильных?
Первосвященник и жертва; и Бог, и представивший жертву –
Крови свершив приношение Богу, весь мир Он очистил.
Грех пригвожден ко кресту был, когда Он на древо вознесся.
Должно ли все перечислить? Пребыв среди мертвых, воскреснув,
Прежде умерших Он к жизни восставил. И если все это –
Нищенство смертного, здесь же – богатство Того, Кто бесплотен.
Ты же хулить Божество сими свойствами смертных не должен:
Делает форму земную преславной Оно, каковую
Сын присносущий воспринял, тебе Свою милость являя.
святитель Григорий Богослов
Комментарии 2