Урок от первенствующих христиан.
(Из жизни св. апостола и евангелиста Марка)
Иные говорят: «Вот ныне люди стали так жить, что мало у кого и добродетельному житию поучиться можно». Что на это сказать так говорящим? Скажем вот что: если ныне мало людей, у которых добродетельному житию поучиться можно, то почему же ему не учиться от людей, прежде живших? Слово Божие говорит нам, что добродетельному житию мы должны учиться не у одних живых, но и у умерших. «Поминайте, – учит оно, – наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Поэтому будем учиться добродетельному житию не у одних живых, но и у умерших. А учиться будем и не потому одному, что так заповедует cлово Божие, но и потому еще, что умершие древние христиане очень часто представляют нам собою примеры благочестия замечательные. Вы скажете: откуда это видно? На это ответим вам, что сие видно из следующего.
Филон Иудеянин, о христианах, живших в его время в Египте и просвещенных в вере евангелистом Марком, говорит: «Они временные богатства и все свои имения оставляют и ничего земного своим назвать не хотят. Везде, где живут, они имеют особые места для молитвы и освященные храмы, в которых благоговейно совершают свои Таинства, слушают пророческие чтения и, по своему обыкновению, пением славят Бога. Некоторые из них, отлагая всякое житейское попечение, уходят из городов и поселяются в пустынях для того, чтобы дальше быть от людей, которые могут в соблазн их приводить. Они держатся воздержания и умерщвляют плоть свою, думая, что без этих добродетелей спастись нельзя. Все они до вечера ничего не вкушают, а иные ничего не едят и в продолжение трех дней. Иные же из них, искусные в толковании Божественных Писаний, за чтением оных часто даже вовсе забывают о пище. Все христиане вина не пьют, мяса не едят, и даже и хлеб с водою нередко служат для них лакомством. Многие из них девственники. Все любят слушать толкование Святого Писания. Все рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия, и становятся особо мужи и особо жены. Посты у них иногда продолжаются семь недель. Седьмой день недели они почитают особенно. Священники и дьяконы у них совершают службу Божию, а начальствует над всеми епископ».
Из этого примера ясно, что не у одних благочестивых – живых, но и у отшедших к Господу святых благочестию учиться мы можем. Вот, перед нами сейчас раскрыта была жизнь первенствующих христиан. Скажите же: какой добродетели пример они не подали нам? Не говоря уже о вере, надежде и любви к Богу, они еще оставили нам пример усердного чтения и слышания слова Божия, непрестанной молитвы, целомудрия, поста, смирения, терпения, взаимной любви, презрения ко всему мирскому! Словом, оставили пример всего доброго и прекрасного! Так будем же учиться благочестию у таких людей, – теперь уже предстоящих Престолу Царя Небесного. Да, и будем учиться непременно, ибо к такому учению призывают нас, кроме слова Божия, еще и святые отцы. «Жизнь Иосифа, – говорит св. Василий Великий, – есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне – побуждение к мужеству» (Бесед. на св. мч. Гордия). И св. Дамаскин учит: «Взирая на образ святых, поревнуем их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови» (Точн. излож. веры. Кн. 4, гл. 15). И так, как говорят св. отцы, и на самом деле поступать станем, и конечно подражание святым для нас спасительным будет. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев