Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
Он предшествует празднику Воздвижения Креста Господня (27 сентября), хотя посвящён событию, произошедшему спустя десять лет.
✳ СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме – это праздник в честь торжества по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой. Сегодня храм более известен как Храм Гроба Господня.
✳ СВЯТОЙ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ В ЯЗЫЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА
После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2).
Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.
✳ ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.
✳ КАК БЫЛ ОБРЕТЕН КРЕСТ ХРИСТОВ
Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил.
В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.
✳ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга.
Вот как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.
За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
✳ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 сентября.
✳ ПОЧЕМУ ЭТОТ ПРАЗДНИК СТАЛ МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫМ ЧЕМ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ?
Постепенно древняя иерусалимская литургическая традиция, в том числе торжество Обновления, частично утрачивается, чему способствовало нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста, как событие универсальное и не столь сильно связанное с конкретным географическим местом, становится более значительным, основным праздником и получает широкое распространение на Востоке.
Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
✳ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ НА РУСИ
В России праздник получил второе именование — Воскресение Словущее.
Поскольку иерусалимский Кафоликон — Храм Воскресения Господня, входящий в структуру храмового комплекса Гроба Господня, был воздвигнут на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова, и общее в средневековом христианстве представление об Иерусалиме как о центре Земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73:12), то, согласно традиционным русским церковным воззрениям, он был невоспроизводим в своей уникальности, в том числе — в названии.
Таким образом, храмы, посвящённые событию Воскресения Христова, именовались на Руси во имя «Воскресения Словущего» (Словущее означает «так называемое» — от глагола «слыть» — быть известным).
В этот праздник в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления Храма, а не Воскресению Христову (Пасхе), так как по православным представлениям никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Другое название воскресенских храмов — Церковь Воскресения Словущего.
_________________________________________________
🍃 🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃🍃
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10