Из шести скульптурных групп, стоящих на площади Героев на Мамаевом кургане, наибольшее внимание (в моём случае) всегда привлекает последняя – «Крах фашизма». Это – не бетонная скульптура! Это – живой ритм, это – бросок, музыкальный аккорд. Два бойца, совершенно разных, но с удивительно синхронизированными позами и жестами, каждый делает своё разное действие, но оба они – одно целое. Их порыв, их динамика, если на ней сосредоточиться, завораживают. От стен разрушенного города один отбрасывает гидру, второй – сломанную свастику. Победители.
    3 комментария
    93 класса
    Начало восстановления Сталинграда. Тракторный, район ул. Дзержинского, 1943-й год. Люди пока живут в палатках, но уже через год многие дома будут восстановлены. Фото из Российского государственного архива новейшей истории.
    3 комментария
    45 классов
    В посёлке завода Петрова, по ул. Краснопресненской (на чётной её стороне) стоят внешне неброские двухэтажные дома, которые, на самом деле, заслуживают того, чтобы обратить на них внимание. Перед нами – типовая сталинка проекта 1-201-18, разработанного в 1946 году в Архитектурно-проектной мастерской Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР (архитекторы Сергей Маслих и Мария Слотинцева). Удивительный проект! Он предназначался для южных районов СССР, поэтому дома, выстроенные по нему, обладают завидными для той эпохи атрибутами: большими открытыми верандами, угловыми балконами и даже отдельными входами (на улицу) из некоторых квартир первого этажа. Немыслимая роскошь по представлениям эпохи, последовавшей за только что закончившейся Великой Отечественной! Проект предполагал Г-образную планировку здания, три подъезда, 16 квартир, центральное отопление, канализацию и все прочие удобства. Однако, уже к 1950-му году многое из описанного стало восприниматься как излишество и в типовую серию были внесены изменения: убраны веранды, лоджии, угловые балконы, а сам проект – упрощён. Впрочем, всё это не коснулось застройки посёлка Петрова, т.к. эти дома были к этому времени уже выстроены. К сожалению, всё это к настоящему моменту пришло в запустение. Веранды заложили кирпичом, балконы большей частью застеклили, а сами дома пришли в аварийное состояние. На сегодняшний день из восьми выстроенных здесь по этому проекту домов (Краснопресненская, 2, 10, 12, 16, 24, 26, 28 и 36) половина признана аварийной и идущей под снос (10, 12, 26 и 28). О былом напоминают только роскошные балконные решётки, сохранившиеся кое-где. Рассматривая такие проекты понимаешь, что в конце 40-х, несмотря на всеобщую разруху, архитекторы и завод пытались создать для будущих жителей достойные условия.
    20 комментариев
    133 класса
    С Днём Победы!
    6 комментариев
    31 класс
    Образец ранней застройки Дубовки, впоследствии, правда, перестроенный – дом Горева, стоящий по адресу ул. Московская, 6. Здание, довольно скромное по оформлению, украшено на первом этаже рустовкой, а на втором – сандриками трёх типов. По экспертным оценкам дом первоначально был построен в 40-е гг. XIX века на углу Московской и Верхне-Соборной (ныне ул. Минина) улиц. Изначально дом принадлежал семейству известных купцов и меценатов Репниковых, но позже перешёл в собственность купцов Горевых. Основатель купеческой династии Захар Горев в начале XIX века торговал лесом, рыбой, был членом Посадской Рады и нотариусом. Первый этаж здания всегда был общественным. Сначала здесь располагались присутственные места, позже – школа. На втором этаже жила, собственно, семья Горевых.  Сохранились воспоминания А.К. Чертковой, изданные в Москве в 1911 году. В них она пишет: «Купец Федор Егорович Горев. Дом его большой белый двухэтажный, один из лучших в Дубовке стоял на Соборной площади. Широкая деревянная лестница устлана ковром, анфилада больших светлых комнат. Старуха Горева с темными, очень гладко причесанными на уши волосами под шелковой шлычкой и в большой пестрой персидской шали поверх темного фулярового платья на очень полной фигуре. Больна подагрой, опирается на клюшку. Стол накрыт белой скатертью и уставлен закусками и чайными приборами. Наставят сорок блюд на стол и от каждого гость должен попробовать. У Горевых в строгие постные дни для разнообразия подавали один и тот же продукт в разных видах: картошка печеная, картошка вареная, картошка жареная и пареная, картошка комками, картошка червяками и картошка так. Также каши и грибы. И все это надо отведать, чтобы не обидеть хозяев».  Фёдор Горев прожил, должно быть, долгую жизнь, в 1822 году он уже числится в документах как имеющий купеческое звание (то есть уже точно не ребёнок), при этом в 1872 году он всё ещё продолжал торговать в Дубовке и участвовал в местных выборах. Его жена Агафья Борисовна (урождённая Кулакова) ненадолго его пережила, скончавшись в 1878 году.  Ко временам революции Горевы покинули Дубовку, по всей видимости перебравшись в Царицын, в 1917 году их в Дубовке уже не было. Сегодня в здании работает районный отдел образования.
    1 комментарий
    55 классов
    Фото, сделанное 11 лет назад, в 2013 году. Сейчас этот ракурс повторить не получится: заборчика давно нет, сараев за ним - тоже, на этом месте выстроены новые высотные дома. А старая водонапорная башня Тихорецкого вокзала (совр. Волгоград-2) всё та же. Когда-то вместо конусообразной крыши, придавшей ей вид, напоминающей что-то вроде уменьшенной реплики башни Астраханского кремля, находился огромный резервуар, исчезнувший к концу 70-х. Покойный ныне директор Приволжтрансстроя Владимир Николаевич Иващенко рассказывал, как работал в начале 90-х на строительстве по соседству дома Буханцева, 48. Разваливающуюся башню ему стало жаль и он распорядился соорудить ей вот такую смешную крышу. С тех пор под ней и стоит.
    1 комментарий
    42 класса
    Валентина Изотова - один из пяти прообразов, которые Евгений Вучетич использовал при формировании образа Родины-Матери. В начале 60-х гг. работала официанткой ресторана "Волгоград". Фото со стенда-выставки у Мамаева Кургана.
    4 комментария
    49 классов
    Продолжаем тему сандриков в Царицынской архитектуре. Ранее мы рассмотрели этот элемент на доме по ул. Ковровской, 20а. В том случае оформление здания было довольно простым. Теперь же посмотрим на сложный вариант – дом по ул. Балашовской, 13. Здание Балашовская, 13 оформлено просто роскошно! Здесь масса сложных элементов кирпичного стиля. Парадно оформлены две стены, та, что выходит на ул. Балашовскую и та, что сегодня смотрит во двор дома ул. Циолковского, 3, а когда-то – на ул. Камышинскую, причём именно «камышинский» фасад для этого дома – главный, но он малозаметен из-за разросшихся деревьев и слишком близко стоящей рядом хрущёвки. На более простом «балашовском» фасаде (фото 2) мы видим, что окна второго этажа оформлены гораздо богаче первого. Сандрики второго этажа по принципиальной схеме похожи на Ковровскую, 20а: нижняя поперечная часть, оформленная снизу «сухариками» и верхняя часть - «арка», оформленная как обычными сухариками, так и (во второй ряд) заострёнными. Кроме того, важным элементом каждого сандрика, придающим особенную «внешность» всему дому, являются расположенные в центре сандриков кольца. Сандрики здесь массивные, но не тяжёлые, а довольно изящные. Дополнительный вид окнам второго этажа придают роскошные наличники (боковое оформление окон). Окна первого этажа оформлены в том же стиле, но проще, на них отсутствует ряд деталей. Сандрики здесь не имеют нижней перекладины с сухариками, арки не двойные, а одинарные, наличники почти отсутствуют (вернее, они представлены просто выступами кирпича в один ряд). Отдельное явление здесь – сандрик над центральным окном, которое располагается во втором этаже над входом на «камышинской» стороне. У этого сандрика нет кольца, он представляет собой две арки и острый треугольный «свод», обрамлённые снизу заострёнными сухариками в один ряд. Вместо наличников здесь – две роскошные пилястры (полуколонны), о которых мы поговорим в другой раз. Балашовская, 13 – одно из самых интересных зданий в кирпичном стиле, доставшихся нам в наследство от Царицына. К сожалению, дом нуждается в срочном ремонте, по фасаду идут трещины, но каких-либо действий сохранению здания пока не наблюдается.
    8 комментариев
    50 классов
    Типовая сталинка с нетиповой башенкой со шпилем. Мы продолжаем тему сталинской серии 1-228, это проект 6 данной серии. Среди типовых сталинок 50-х гг. в случаях, когда тот или иной дом стоял на каком-либо приметном месте, проект мог модернизироваться, дополняясь нетиповыми элементами. Так некоторое время назад был пост про дом Краснопресненская, 11 (на посёлке завода Петрова), выстроенный по проекту серии 1-204-6, но с добавлением башенки. Похожее решение есть также на одном из домов в посёлке Верхняя Судоверфь, это – дом по адресу ул. Героев Малой земли, 44. Дом относится к серии 1-228-6. 228-й серией застроен практически весь посёлок (недавно также была статья про дом серии 1-228-3, стоящий по соседству с нашим сегодняшним «героем»), серия довольно парадная, в ней масса ярких запоминающихся проектов. 1-228-6 представляет собой П-образное здание (правда, с очень коротенькими и неравномерными «ножками» буквы «П»), с фронтоном, в котором сделано круглое чердачное окно – люкарна и эркером (точнее – ризалитом) по центральной оси фронтона. В таком доме 12 квартир, 4 – двухкомнатных, 6 – трёхкомнатных площадью комнат 44-47 кв. метров и 2 – увеличенных трёхкомнатных площадью комнат 54-56 кв. метров. Дом №44 по ул. Героев Малой земли отличается от своих собратьев башенкой с покосившимся теперь шпилем. Вероятно когда-то он стоял первым на въезде в посёлок с этой строны и на шпиле его реял красный флаг. Теперь флага, понятное дело, нет. Через несколько лет дом должен пойти под капремонт, при этом, по аналогии с Краснопресненской, 11 – шпиль может и пропасть.
    1 комментарий
    69 классов
    Дом по ул. Краснопресненской, 11 представляет собой очень необычное сочетание типовой сталинки 50-х с нестандартным элементом в виде башенки. Башенка эта возникла здесь не случайно, т.к. дом изначально был замыслен как центр выстроенного вокруг него посёлка завода им. Петрова и центр небольшой площади, расположившейся перед его главным фасадом. Вообще здание построено по стандартному типовому проекту серии 1-204-6. 204-я серия представляет собой коллекцию ярких проектов своей эпохи, рассчитанных на размещение вдоль основных улиц и на видовых точках различных заводских посёлков и отдалённых районов города (хотя эта серия встречается и в Ворошиловском районе, на ул. Циолковского, почти в центре города). Различными вариантами 204-й серии застраивалась в начале 50-х гг. вся нечётная сторона Краснопресненской улицы (чётная сторона – другая серия). Здесь – целый ряд домов серий 1-204-5 и 1-204-6, но только 11-й номер выделяется среди них нестандартной башенкой. Сохранилось фото этого здания 50-х гг. (дом построен в 1953 году). Видно, что на шпиле когда-то реял красный флаг, а на перилах, ограждающих внешнюю площадку башни, был закреплён круглый щит с портретом Ленина и Сталина. Первый этаж занимал бакалейный магазин и гастроном, с (почему-то) отдельно выделенной рекламой торговли хлебом и вином. Магазина того уже давно нет, в здании, помимо жилых помещений, сегодня располагается поликлиника. Здание находится в процессе капремонта, отрадно, что башенка, которая придаёт этому дому необычный внешний вид, да и задаёт лицо всей улицы, не только не разобрана, но и отремонтирована. Последнее фото – современная колоризация.
    5 комментариев
    60 классов
Начало восстановления Сталинграда. Тракторный, район ул. Дзержинского, 1943-й год. Люди пока живут в палатках, но уже через год многие дома будут восстановлены. Фото из Российского государственного архива новейшей истории.
Образец ранней застройки Дубовки, впоследствии, правда, перестроенный – дом Горева, стоящий по адресу ул. Московская, 6. Здание, довольно скромное по оформлению, украшено на первом этаже рустовкой, а на втором – сандриками трёх типов. По экспертным оценкам дом первоначально был построен в 40-е гг. XIX века на углу Московской и Верхне-Соборной (ныне ул. Минина) улиц. Изначально дом принадлежал семейству известных купцов и меценатов Репниковых, но позже перешёл в собственность купцов Горевых. Основатель купеческой династии Захар Горев в начале XIX века торговал лесом, рыбой, был членом Посадской Рады и нотариусом. Первый этаж здания всегда был общественным. Сначала здесь располагались прис
Продолжаем тему сандриков в Царицынской архитектуре. Ранее мы рассмотрели этот элемент на доме по ул. Ковровской, 20а. В том случае оформление здания было довольно простым. Теперь же посмотрим на сложный вариант – дом по ул. Балашовской, 13. Здание Балашовская, 13 оформлено просто роскошно! Здесь масса сложных элементов кирпичного стиля. Парадно оформлены две стены, та, что выходит на ул. Балашовскую и та, что сегодня смотрит во двор дома ул. Циолковского, 3, а когда-то – на ул. Камышинскую, причём именно «камышинский» фасад для этого дома – главный, но он малозаметен из-за разросшихся деревьев и слишком близко стоящей рядом хрущёвки. На более простом «балашовском» фасаде (фото 2) мы вид
Валентина Изотова - один из пяти прообразов, которые Евгений Вучетич использовал при формировании образа Родины-Матери. В начале 60-х гг. работала официанткой ресторана "Волгоград".
Фото со стенда-выставки у Мамаева Кургана.
Типовая сталинка с нетиповой башенкой со шпилем. Мы продолжаем тему сталинской серии 1-228, это проект 6 данной серии. Среди типовых сталинок 50-х гг. в случаях, когда тот или иной дом стоял на каком-либо приметном месте, проект мог модернизироваться, дополняясь нетиповыми элементами. Так некоторое время назад был пост про дом Краснопресненская, 11 (на посёлке завода Петрова), выстроенный по проекту серии 1-204-6, но с добавлением башенки. Похожее решение есть также на одном из домов в посёлке Верхняя Судоверфь, это – дом по адресу ул. Героев Малой земли, 44. Дом относится к серии 1-228-6. 228-й серией застроен практически весь посёлок (недавно также была статья про дом серии 1-228-3, сто
Дзержинского, 8 - образец особо парадной сталинградской сталинки вне центра, построенной как элемент украшения площади перед новым кинотеатром "Ударник" в 1951 году. Здесь весь набор стандартных приёмов украшения домов своей эпохи - лепнина, колоннада, эркеры, карнизы, рустовка, до полного комплекта не хватает только арочных окон. Но всё размеренно и со вкусом. Такие дома создают вокруг себя свою особенную атмосферу, которую не портит даже их неважное техническое состояние.
Возник интересный вопрос по поводу главного на протяжении 200 лет храма Царицына – Успенского собора. Собор изначально стоял в центре старой крепости, недалеко от нынешнего памятника Хользунову (на Центральной набережной Волгограда), улица Ленина, поднимающаяся от памятника вверх, до 1923 года именовалась Успенская улица. Успенский собор, по данным всех источников, был построен в 1718 году, был он с самого начала кирпичным и достоял до 1932 года, когда, несмотря на очевидную историческую ценность для города, был безумно взорван. Собор связывают с пребыванием в нём Петра I в конце 1722 года, когда император некоторое время жил в Царицыне. Так в чём же вопрос? Дело в том, что называема
Это купеческое надгробие когда-то стояло на кладбище в Дубовке. Но в советский период надгробие сняли со своего места, перетащили в парк и стало оно... постаментом под статуей Ленина. Так и стоял Ленин много лет на подставке из купеческой могилки, пока ему не построили новый пьедестал, многократно больший по размерам. Но тут вышла новая беда: пьедестал вышел слишком большим и Ленин на нём теперь выглядит очень маленьким. А надгробие ценное, память о прошлых временах.
Показать ещё