#андома #сорокополье #вытегра
НАШЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ…
Вербное воскресение …
Вербное воскресенье — это народное название важного христианского праздника Вход Господень в Иерусалим, который отмечают в шестое воскресенье Великого поста — то есть в воскресенье перед Пасхой.
Накануне этого праздника невольно вспоминается время, когда отмечать его в наши послевоенные годы запрещалось.
Церкви были разрушены, молитвенные дома тоже были под огромным запретом.
Дома о Боге говорили только бабушки, но и то с огромной опаской. Они соблюдали церковные праздники и обряды.
В школах нас воспитывали в духе атеизма.
Придя домой, сёстры говорили бабушке, что Бога нет и вся вера– это пережитки старого.
Бабуля обижалась, и лишь отвечала: « Но! Верьте в свой коммунизьм! Поглядим, когды ён придет! А за вас теистов я помолюсе! А на веку , как на волоку, всёго увидите!»
Написала эти строки и рассмеялась!
Вспомнила, как в школе учительница нам целый урок рассказывала о том, что скоро наступит коммунизм и всё будет общее, бесплатное, продавцов не будет, всего будет в достатке и жить мы будем под лозунгом: « От каждого — по способностям, каждому — по потребностям».
А значение лозунга нам она не объяснила, лишь сказала, что надо в это верить, ждать скорого прихода коммунизма, а не божью помощь!
Когда мы с Галей Мартяшковой шли домой, то очень радовались.
Мечтали, что придём в магазин и наберём конфет полную кучу, печенья, и всего чего душа пожелает, ведь продавцов-то не будет.
Всё можно будет брать бесплатно.
Я хотела новое пальто, потому что старое совсем изорвались, а Галя мечтала взять сразу два пальто: одно на вырост.
Ой, скорее бы коммунизм наступил, радовались мы!
На мой рассказ о новом пальто и коммунизме бабуля ответила:
« Топеря жди до сгузованья новую одетку и коммунизьма! Хорошо, ежоли мати тибе купит пальтушку тайком от отца».
Так впоследствии и случилось! Новое пальто купила мама, и мы прятали его в кладовке некоторое время.
Пальто я одевала, когда папа уезжал на работу.
Всё это потому, что денег на новые покупки в нашей большой семье не было, покупали лишь по необходимости.
За любые церковные обряды нас строго наказывали.
Помню, как в школе перед Пасхой у нас проверяли мешочки с едой.
Мешочки с едой!
Какое интересное в нынешнее время слово! А в те шестидесятые годы в школах детей не кормили, и мы носили полотняные мешочки, в которых был хлеб, иногда бутылка с молоком , но в основном с холодным чаем.
Учителя пили чай из самовара и обедали в учительской, а мы в классе. Иногда их чаепитие длилось очень долго, и домой мы возвращались в темноте.
Страху было у всех учеников, когда начиналась проверка мешочков.
Нас расспрашивали, как наши семьи отмечают Вербное воскресение и Пасху, о чём говорят дома бабушки.
А мы честно врали, что дома не празднуют, яиц не красят и за вербами не ходят.
Дома же у нас стояли ветки с вербой, бабушки молились, крестили нас, красили яйца, а мы ждали, когда нам вручат яичко, будет праздничный обед, а затем мы будем соревноваться, чтобы узнать, чьё яйцо крепче.
Вот так мы и жили в те годы, слушая о том ,что Бога нет, но втайне верили бабушкиным рассказам.
И каждый вечер, ложась в кровать я шептала:
« Господи, благослови меня на ноченьку тёмную, долгую! Аминь».
И спокойно засыпала.
На снимке: я и Галя Мартяшкова, идём из школы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3