"Хождение по мукам", кадр из фильма
Это романтическое видение героев, сострадание, восхищение благородством души, очевидны в режиссерских работах самого Соломина. Даже вроде бы карикатурные персонажи "Женитьбы" в его постановке оказывались достойны как минимум сочувствия. Поразительно, что одним из любимых актеров самого Соломина был Чарли Чаплин, чьи герои впечатляли не только комическими гэгами, но и романтическим образом маленького человека, который вопреки всему умудряется сохранить в себе человека. Но и пластическая мощь таланта Чаплина, диапазон его игры, конечно, не мог не привлекать Соломина.
Человек театра, даже так - человек Малого театра, Соломин в 1988 году был избран его художественным руководителем. Он очень дорожил его традициями, сохранял его традиции. Великий актер оказался очень толковым руководителем. Слова "эффективный менеджер" не хочется применять по отношению к замечательному артисту. Но в том числе и благодаря Юрию Мефодьевичу Соломину Малый театр смог и в постсоветское время остаться среди самых любимых зрителями театров России.
Алексей Дубровский: С уходом Юрия Соломина Малый театр фактически потерял отца
Заместитель Юрия Мефодьевича по творческим вопросам, режиссер Малого театра
- Уход Юрия Мефодьевича Соломина - огромная потеря, которую не выразить никакими словами, - отметил Алексей Дубровский. - Ушла эпоха – советского, российского кино- и театрального искусства. Юрий Мефодьевич – великий русский артист, один из немногих, к кому действительно можно применить это слово. Хранитель традиций русского психологического театра. Но кроме того, что он великий мастер, он еще и абсолютно уникальный человек, очень близкий, родной нам всем. Мы фактически потеряли отца.
Он также отметил, что в Юрии Соломине его всегда поражали «абсолютная честность к жизни и профессии, преданность Малому театру и его истории, любовь, уважение к каждому сотруднику – не только к артистам».
Гражданская панихида состоится 15 января в 11.00 на Исторической сцене Малого театра.
Из интервью Народного артиста СССР Юрия Соломина журналу "Родина"
О кастинге и Куросаве
В сценарии "Адъютанта его превосходительства" адресованный мне вопрос изначально звучал иначе: "Павел Андреевич, вы разведчик?" Но мне показалось, что в устах двенадцатилетнего мальчика слово "шпион" будет выглядеть органичнее, о чем сказал режиссеру Евгению Ташкову, и он со мной согласился.
Вот вы как бы в шутку вспомнили крылатую фразу из "Адъютанта его превосходительства", а между тем без этой роли, возможно, не случилось бы и мое участие в фильме "Дерсу Узала".
Куросава увидел меня в "Адъютанте" и без проб позвал играть Арсеньева. В момент, когда проводился кастинг, меня не было в Москве. Я лежал в больнице в Киеве.
Там же, в Киеве, узнал, что знаменитый японец Куросава, незадолго до этого получивший "Золотого льва" в Венеции и "Оскара" в Голливуде, собрался экранизировать книгу Арсеньева с советскими актерами. Помню, подумал: вот ведь повезло кому-то!
Об учительнице химии и мечте играть только в Малом
Химичка Елизавета Ивановна Гувакова понимала, что бесполезно требовать от нас глубоких ответов, дальше формулы H2O мы вряд ли продвинулись, поэтому к доске вызывала редко. Смотрела на мои мучения, затем спрашивала: "Соломин, тебе "тройки" хватит?" Я радостно отвечал: "Конечно, Елизавета Ивановна!" Она ставила оценку в журнал и больше не трогала меня до конца четверти.
Как и Романа Васильевича, химичку у нас боялись даже те, кто хорошо учился. Она была еще завучем.
Всегда думал, что Гувакова плохо ко мне относилась из-за того, что не знал и не понимал ее предмет. А в июне 1952 года получил аттестат об окончании средней школы и побежал на почту - отправить документы в приемную комиссию Щепкинского училища.
Иду по улице, а навстречу - химичка. Куда, спрашивает, путь держишь?
Ну, я и рассказал, что собираюсь поступать в Щепку. На меня сильное впечатление произвел фильм 1949 года "Малый театр и его мастера". Я мечтал играть только там! Кстати, недавно, 1 августа, исполнилось 65 лет, как служу подмосткам Малого...
А тогда, летом 1952-го, Елизавета Ивановна внимательно посмотрела на меня и спросила: "Твердо решил стать артистом, Соломин?"
И продолжила разглядывать. "Артистом, значит? С такой рожей?"
А под левым глазом у меня был жировик размером с ноготь. Здоровая такая шишка.
Вот химичка взяла за руку и повела через площадь. Там находился госпиталь Забайкальского военного округа - ЗабВО, где муж Елизаветы Ивановны, хирург по профессии, работал главврачом. Привела в приемное отделение, командует: "Супруга зовите". Ее там все знали. Муж пришел, посмотрел на жировик, сказал, мол, сделаю операцию так, что со временем даже шрама не останется.
В итоге все идеально получилось, видимых следов на лице нет, только в мороз, когда на улице холодно, рубец слегка синеет, проступает под кожей.
Выходит, Елизавета Ивановна верила, что буду сниматься в кино! При всех "тройках", которые ставила из жалости, видела во мне определенные способности.
О вступительных в Щепку
В Москву я приехал вместе с отцом. В Чите он работал в клубе железнодорожников, ему и членам семьи раз в год полагались бесплатные билеты в любой конец Советского Союза. Иначе мы вряд ли наскребли бы сумму на дорогу. Поезд до Москвы шел семь с половиной суток. Первые дни жили на Ярославском вокзале, потом перебрались к знакомым в Монино.
Пока я проходил второй тур творческого конкурса, отца обворовали в электричке. В вагонной толчее вытащили из кармана билеты, паспорт, последние деньги. Мы встретились в сквере у Большого театра, и папа сказал: "Извини, сын, подвел тебя. Новые проездные документы домой мне выписали, но жить в Москве не на что. Придется возвращаться. Поезд через четыре часа. Ты со мной?"
Впереди оставался третий тур. Я решил пойти к Пашенной, спросить напрямую, возьмет ли меня на свой курс. Откуда только наглости набрался?
Секретарь приемной комиссии Адель Яковлевна, строгая дама с папиросиной в зубах, сначала не хотела пускать, мол, приходите, молодой человек, завтра с утра, но потом что-то рассмотрела в моих глазах и все же позвала Веру Николаевну. Та узнала меня: "А-а-а, пионерлагерь из Читы... Что хотел, деточка?"
Я и рассказал, как есть. О мечте играть в Малом театре, об обворованном отце, который ждет с обратным билетом на площади... Спросил: "Как быть? Уезжать?"
Пашенная секунду подумала и ответила: "Ну, оставайся..."
Вечно буду благодарен Вере Николаевне за все, что сделала для меня.
Иван Владимиров "РГ"
Комментарии 24
ВЕЛИКОМУ ПОКОЛЕНИЮ
***
Как мало их, шагнувших в вечность,
в бесследном растворяясь далеке,
явив собой любовь и человечность,
остались в песне, в образе, в строке
Не оборвать связующие нити,
не иссушить ветрам душевных слёз,
застынет память в мраморе, граните
и в лепестке, дрожащем ,свежих роз
И будет вечный бой глаголов, мнений
в перипетиях жизненной реки
и будут светом, для грядущих поколений,
воздвигнутые вами маяки...
Е. Толстопятов