Важное разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда изучил спор клиентки с банком (Определение Верховного суда N 45-КГ21-24-К7). Верховный суд посчитал, что увеличить своему клиенту процент по кредиту в одностороннем порядке банк не может так как это просто незаконно с позиции защиты прав потребителей.
Итак суть спора. Банк Русский Стандарт направил клиентке письмо, где предложил установить 43% вместо 36% по ее кредитной карте. В письме было сказано, что банк расценит почти любую операцию со счетом клиентки как ее согласие. Смешно не правда ли? А ведь банки практикуют такой метод сплошь и рядом! В итоге женщина банковскую операцию совершила. Но она не соглашалась на увеличение процента.
Ответа на письмо гражданка не дала. Но уже после получения этого письма из банка она пополнила карту через банкомат. Банк решил, что это означает согласие на новые условия. Потом клиентка начала пропускать оплату ежемесячного минимального платежа. Спустя полтора года долг этой женщины составил порядка 120 000 рублей. Банк сначала потребовал от гражданки все вернуть, а потом, когда она этого не сделала, отправился с иском в суд.
Самое интересное - в договоре с банком было сказано, что банк имеет право менять условия соглашения, но обязан предупредить клиента. И банк считал, что клиент предупрежден в соответствии с условиями договора!
Верховный суд проанализировал, ущемляет ли это права потребителя. Решение по этому интересному делу может пригодиться заемщикам.
Клиентка банка в суде категорически не согласилась с расчетами финансового учреждения по сумме ее долга. Женщина в суде настаивала, что банк не имел права в одностороннем порядке без ее согласия изменить процент по кредиту. Но районный суд в этом деле встал на сторону банка. По мнению этого суда ставку по кредиту поменяли "по обоюдному согласию". Суд в решении указал, что банк по почте направил предложение своему клиенту. В письме он объяснил: чтобы согласиться на новые условия, достаточно совершить любую операцию, кроме пополнения счета через кассу банка и почтовым переводом.
Первая инстанция присудила в пользу банка около 120 000 рублей долга по кредиту. Гражданка пошла дальше и выше оспаривать решение, с которым она была не согласна. С решением районного суда целиком и полностью согласились сначала апелляция, а несколько месяцев спустя и кассация.
И женщина пожаловалась на наглость банка и тупость судей в Верховный суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС разъяснила своим нижестоящим и слаборазбирающимся коллегам, что акцепт, то есть согласие на предложение, должно быть полным и безоговорочным, поэтому под согласием с офертой нельзя понимать неоднозначные действия, которые могут совершать с другим умыслом. Ведь клиентка могла всего лишь гасить долг перед банком по ранее выданной кредитке способом, предусмотренным первоначальным договором, а не соглашаться на новый тариф.
По мнению Верховного суда РФ, рассматриваемая процедура принятия предложения по изменению тарифного плана ущемляет права потребителя. А это запрещено статьей 16 Закона "О защите прав потребителей".
В итоге Верховный суд РФ не согласился с мнением региональных судов и отменил все принятые по этому делу судебные решения. А еще он обязал районный суд рассмотреть спор заново, но с учетом всех своих разъяснений. То есть ВС РФ научил нижестоящих судий уму-разуму и обязал банки больше так не безобразничать и не хитрить с односторонним повышением процентов для своих клиентов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев