- И которая вынуждена бежать куда-то...
Потом они с Сати сошлись в том, что и в сюжете "Кармен", и в музыке Бизе есть эротика.
Обсудили "отдельность" Кармен в ее понимании любви.
- Хозе - Иван, два самых распространенных имени, какие только могут быть.
Она же строит свои отношения с русским солдатом. Вы не забыли?
Ведущая предположила, что он делал эту работу с тем азартом, когда фантазия бьет ключом и не можешь остановиться...
Но намекнула, что, может, если не "вязкий сюжет", так гениальная музыка его так вдохновила.
Но Богомолов не был готов разделить свой успех с Бизе.
- Сейчас зритель очень жадно глотает простые человеческие истории. Простые вещи.
Всё хулиганство, что было сделано там, оно было в попытке сделать историю, которую зритель и слушатель там увидит и услышит - чувственной, задевающей...
Ему хотелось чопорную оперную публику дестабилизировать.
Меня ему удалось одним своим рассказом об этом.
Про цветок, который свято сохранял в тюрьме Хозе, превращенный в Богомоловым на сцене в средство женской индивидуальной гигиены (формулировка ведущей) Сати тоже спросила.
- Я репетировал с цветком. А потом я понял: это невозможная какая-то пошлость сегодня - вот этот цветок.
То что он придумал - очень интимно и драматично, а дальше - мера нашей зрительской способности разглядеть в грязном высокое.
Он произнес это с невероятным пафосом, хотя пафос ненавидит.
- Разглядеть вроде бы в чем-то физиологическом - духовное. Чувственное. Настоящее.И мы про это делали. Поэтому спектакль, конечно, не для ханжей.
- А ты был готов, что на тебя накинутся апологеты..?
Вот жаль, что Константин не дал договорить Сати.
Я так и не узнала, какое еще звание добавится к тому, что я ханжа и пыльная вечность.
Его реакция на мою реакцию:
- Во мне эти вещи вызывают веселье. Азарт! Я очень люблю, когда знаешь - вот есть такие пузырики с воздухом в упаковке...
Сати с улыбкой - знает.
- Вот надо полопать их, да?
Сати лопнула в следующем кадре меня. Легко. Вместе с моей пыльной вечностью.
- Я очень люблю, когда в зале лопаются эти ханжеские пузырики. Ты их лопаешь, лопаешь... Слышишь, как взрывается? Это лопается ханжа.
Они оба весело рассмеялись.А Богомолов уже не мог остановиться. Он получал удовольствие от своего монолога:
- Это лопается его желчь ханжеская. Копится годами накопленная его фальшь. И пускай! На здоровье.
Мы должны выходить с его спектаклей, он считает, свободнее.
- Сложнее и умнее!
Потом я долго слушала про то, что и "Ромео и Джульетта" совсем не то, о чем мы все читали у Шекспира.
Поэтому в балете (не в опере, где ходят и поют) он высушил красавцу Парису одну руку, а Ромео подарил тюремное прошлое
Присутствие его в балете радикально более скромное.
Он себя там рассматривал как драматурга. Сказал себе: я придумаю новую драматургию, чтобы это было интересно воплощать хореографу. Нет, он не переписал Шекспира, только финал изменил.
- В современном мире трагедия смерти превращается в драму расставания. Непонимания. Несоединения.
Ромео и Джульетта перестали для меня в эту минуту быть самим символом вечной любви, каким были для человечества веками.
До Богомолова.
- Чтобы сделать чувственнее восприятие (у Шекспира таланта не хватило до богомоловского дотянуть), моя задача была придумать более интересную драматургию, которая могла бы дать хореографу возможность что-то по-новому сделать.
Особенно, если он не Петипа и не Григорович?
Он придумал новую причину вражды между Монтекки и Капулетти.
Олигарх, отец Джульетты, замутил какую-то интригу. Ромео, чувак низкого сословия, был обвинен, отсидел в тюрьме (без нее нынче не в кино, не в балете - и что их всех эта тема так волнует?).
- Возвращается в город, где у него никого уже нет. Ни родителей (бедные Монтекки), ни сестры. И пытается как-то жить. Попадает на странную вечеринку богатых развращенных людей... Он взрослый, он с опытом парень (сцена целомудренной первой ночи безумно влюбленных в фильме Франко Дзеффирелли сразу потекла в моем бедном сознании). В нем есть эта тюремная энергия! В нем есть мужчина.
Он широко улыбнулся, словно завидуя энергии своего придуманного Ромео.
У парня - тюремная энергия, а у навязанного Париса - сухая рука.
"Она у него не работает, он всё будет делать одной рукой", - объяснил режиссер.
Ясен перец, кого девушка выберет. Парис - ущербный выморочный аристократ.
- Она не хочет за него идти. Она не вызывает у него энергетического желания. (отдельные слова опускаю в угоду местному роботу).
И вот - мое любимое. От Сати Спиваковой на все времена:
- Ты как самый истовый рыцарь словесности... В балете тебе тоже понадобились титры?
Сати, зачем задавать этот наивный вопрос?!
Ну он же не гениальная актриса в "Театре" Сомерсета Моэма, пауза которой говорила больше, чем тысячи слов!
Ну он же не Майя Плисецкая, жест которой заставлял сердце трепетать при одном воспоминании!
Ну он же не Прокофьев, музыка которого могла заставить зарыдать, вдохновиться и любить.
А смысл слова "любить", такого простого слова, без всяких историй - ему понятен?
Вопрос - от пузырика востребованному и очень успешному в наше время в нашей стране режиссеру.
Наталия Ефимова.
Комментарии 33