Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, который при регулярном использовании позволяет человеку развить и улучшить свои навыки владения речью. Существует артикуляционная гимнастика для взрослых и детей. Соответственно, основное применение её – профессиональные сферы, требующих хорошего владения речевым аппаратом (вокал, журналистика, преподавательская деятельность и т.д.) и педагогика. Базовое владение речью является обязательным навыком для адаптации в социуме, поэтому родителям стоит уделить развитию речи своего ребёнка достаточно внимания.
⚡Механизмы гимнастики
Артикуляционная гимнастика для детей направлена на укрепление мышц языка, губ, щёк и нижней челюсти. Для корректной речи важно правильно освоить управление движениями органов, участвующих в артикуляции звуков. С этой целью используются последовательности и сочетания простых движений, задействующих мимический аппарат нижней части лица.
Мы приведём несколько простых последовательностей движений, условно разделённых по наибольшей задействованности разных органов. Эти движения в разных обрамлениях и сочетаниях встречаются в большинстве картотек артикуляционных гимнастик для детей. Подобные упражнения можно практиковать в детском саду или дома, в групповых и индивидуальных занятиях.
⚡Упражнения для губ:
1. мягкое прикусывание или «всасывание» губ
2. вытягивание губ в трубочку
3. подъём верхней губы
4. выпячивание или оттопыривание нижней
5. размыкание губ при сомкнутых зубах
6. «протыкание» языком попеременно верхней и нижней губы
⚡Для щёк и челюстей:
1. широкая улыбка
2. широкое открывание рта
3. массаж щёк
4. надувание и втягивание щёк
5. поочерёдное надувание щёк
6. «протыкание» языком попеременно правой и левой щеки
⚡Для языка:
1. слегка покусывать язык спереди и с боков, улучшая кровоснабжение
2. слегка высовывать и убирать язык, оставляя рот открытым
3. пробовать дотянуться языком до подбородка
4. трогать языком верхнюю губу (или кончик носа, если получается)
5. маятникообразные движения языком от одного уголка губ к другому
6. движение кончиком языка по нёбу
7.цоканье языком
Упражнениям для языка следует уделить особое внимание – это основной орган артикуляции, и способность правильно напрягать и расслаблять язык сильно влияет на качество произносимых слов.
Большинство упражнений можно и нужно чередовать и расширять, сливая простые движения в более сложные комплексы – для отработки сочетаний движений и более тонкой настройки речевого аппарата, необходимой для скоординированной и красивой речи. Так, к примеру, плавным соединением «протыканий» языком щёк и губ можно образовать упражнение кругового движения языка впереди зубов, усиливающее кровообращение губ и языка. Также можно добавлять к упражнениям различные звуки – например, к вытягиванию губ трубочкой подойдёт произнесение звука «у».
⚡Возраст начала гимнастики
Формирование основной базы артикуляционных навыков происходит у детей примерно к четырём годам – именно к этому времени происходит полное физиологическое формирование нужных мышц. Чтобы у ребёнка не возникало психологических проблем из-за речевых дефектов и необходимости исправлять их в более позднем возрасте, следует обратиться к логопеду при первых признаках неправильного освоения звуков. Но делать это имеет смысл не раньше четырёх лет – до этого возраста трудно оценить, насколько велика погрешность в звукоизвлечении.
Однако артикуляционную гимнастику в разных проявлениях можно практиковать, начиная с самого раннего возраста. По сути, стремление младенца попробовать всё «на зубок» и первые звуковые разговоры с ним с упором на гласные – часть естественного освоения и подготовки речевого аппарата к будущему говорению. Поэтому начинать заниматься примитивной артикуляционной гимнастикой можно, начиная с одного года.
Системы упражнений артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста чаще всего носят игровой характер – путём эмоционального вовлечения ребёнка в процесс улучшение дикции достигается быстрее, чем через фиксацию детского внимания на необходимости результата. Последнее чаще, напротив, тормозит прогресс, поскольку при наличии речевых недостатков и осведомлённости о них ребёнок чувствует себя уязвимо. В такой ситуации, не получая немедленного улучшения, он может впасть в отчаяние и демонстрировать отторжение от занятий. Поэтому очень важно показывать ребёнку, что ваша любовь и радость от его присутствия в вашей жизни никак не зависит от его умений. Ощущение безопасности и комфорта во взаимодействии с вами освободит психику ребёнка для осуществления им позитивных изменений.
⚡Советы по организации процесса
Во время исполнения артикуляционных упражнений желательно использовать большое зеркало. Это связано как с необходимостью контроля ребёнком правильности выполнения упражнений, так и с тем, что это даст ему комплексное восприятие производимых звуков, внешнего их проявления и ощущений своего тела.
Приучать ребёнка к гимнастике нужно постепенно. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики обычно достаточно обширны, и не стоит стремиться выполнить какой-то из них полностью. Для начала сосредоточьтесь на нескольких упражнениях. Можно показать ребёнку все известные вам и ограничиться теми, которые вызывают у него наибольший энтузиазм. Важно замечать реакцию ребёнка на каждое упражнение, почаще останавливаясь на тех, которые он делает с особым удовольствием. Начиная с нескольких минут, постепенно вводите новые упражнения и доводите длительность занятия до 15-20 минут – но не дольше, чтобы избежать перенапряжения и рассеивания внимания.
Не нужно пытаться сделать всё «правильно» – этим стремлением и чрезмерной серьёзностью можно перенапрячь и себя, и ребёнка. Сфера речевого развития позволяет использовать фантазию и проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Используйте краткие стихи и картинки и постарайтесь сделать занятия интересными и смешными. Просто расслабьтесь вместе со своим ребёнком и почувствуйте себя в детстве, где можно корчить рожицы, кривляться и смеяться, не опасаясь потерять лицо.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев