(К 180-летию возникновения адвентизма посвящается)
8 – тема:
Избранные для спасения
Давайте обратим внимание на три текста Священного Писания, которые сторонники комитета по изучению вести 1888 года совершенно неправильно толкуют. Первый текст:
«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Ефес. 1:4).
Этот отрывок объясняется нашими друзьями из движения 1888 года как имеющий значение, что весь человеческий род во Христе был избран для спасения, и все люди имеют спасение во Христе. Несколько комментариев по этому вопросу. Начинать, прежде всего, следует с контекста. Когда мы изучаем какой-то отрывок, контекст этого послания и этой главы очень важен. Текст говорит, что Бог избрал нас. Он избрал нас. Кто эти люди, которые здесь представлены как «нас»? Это люди Божьи. Вот самый первый текст:
«Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Ефес. 1:1).
К кому обращается Павел, и о ком он говорит дальше? Речь идет не обо всем мире грешных и безбожных людей, а о святых и верных во Христе Иисусе. Речь идет о тех, кто славит Иисуса Христа. Именно этим людям пишет Павел. После этого он говорит: Я хочу, чтобы вы знали: Бог избрал нас. Кого Бог избрал согласно контексту? В первую очередь нас (в данном случае Павла и ефесских христиан). Теперь мы также можем сказать, что Бог избрал нас, принявших дар спасения.
Итак, кто эти люди, которые определены в тексте Павла как «нас»? Здесь совершенно ничего не говорится обо всем человеческом роде. Речь идет о детях Божьих, тех, которые являются частью детей Божьих, тех, которые уверовали. Павел имел добрую весть для ефесян, эта весть актуальна и для нас: мы были избраны во Христе прежде создания мира. Иными словами, здесь в этом контексте нет никакого универсализма и совершенно несправедливо говорить, что Бог избрал весь человеческий род быть спасенными, потому что глагол «избрать» в греческом языке означает «избрать из чего-то», «выбрть из чего-то».
Вот этот глагол: – ἐκλέγομαι «эклегомаи». А вот его значение: избирать, выбирать, отбирать.
А вот некоторые библейские тексты с этим словом:
Первый текст:
«И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал – ἐκλέγομαι –, сократил те дни» (Марк. 13:20).
«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал – ἐκλέγομαι – из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лук. 6:13).
«А одно только нужно; Мария же избрала – ἐκλέγομαι – благую часть, которая не отнимется у неё» (Лук. 10:42).
«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал» – ἐκλέγομαι – (Иоан. 13:18).
«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал – ἐκλέγομαι – вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан. 15:19).
«Но Бог избрал – ἐκλέγομαι – немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).
Поэтому, если мы избираем всех, тогда мы не выбираем, мы что-то даем всем. Избрать означает выбирать откуда-то. Так что заявление о том, что Бог избрал всех и спас их – не библейское учение. Его желание, чтобы все спаслись и приняли дар спасения, потому что Он умер за всех людей. Мы не найдем нигде в Новом Завете, где бы этот глагол относился к человеческому роду, к людям вообще. Господь говорит: много званных, но мало избранных. И те, которые избраны, это те, которые приняли этот призыв.
Но в рассматриваемом нами тексте изложена также очень интересная концепция. Здесь говорится о предопределении. Избраны до сотворения мира. И это удивительно, потому что это означает, что наше избрание имеет своей основой волю Божью до того, как я родился, до того, как я существовал. Бог имел план, и план был таков, чтобы избрать нас во Христе Иисусе. Что это значит? Это означает: избрать нас для союза с Христом. И когда избрание происходит и становится действительностью? В нашем союзе с Христом. Можно также перевести это выражение как «во Христе». Очень часто мы можем переводить его как «через Христа», потому что вот эта частица «в» означает и «в» и «через». Он избирает нас во Христе и через Христа. Если мы говорим «через Христа», значит, Христос был целью, чтобы мы это имели. Если мы говорим «во Христе», это означает, что наша реальность спасения стала тогда, когда мы вступили в союз в единение с Богом. Приведу одну цитату из трудов Эллен Уайт:
«Мы должны принять Христа как нашего личного Спасителя, или мы потерпим поражение в нашей попытке быть победителями. Нас не удовлетворит, если мы будем держаться в стороне от Него, веря, что наш друг или наш сосед могут иметь Его как своего личного Спасителя, а мы не можем испытать Его прощающую любовь. Нам необходимо верить, что мы избраны Богом, спасены посредством веры через благодать Христа и работу Святого Духа. И мы должны славить и хвалить Бога за такое дивное проявление Его милости, которую мы не заслуживаем» (Эллен Уайт. Разум, характер, личность. Глава 58. Вера).
Проследим очередность глаголов в этой выдержке: «принять», «верить», «славить» и «хвалить». Эллен Уайт, мы видим, не мыслила подобно группе комитета 1888 года. Она ставит на первое место глагол: принять (Христа), а потом уже верить, что мы избраны Богом и спасены посредством веры через благодать Христа. И еще заметьте: и через работу Святого Духа. А это уже не одна фаза, как учит комитет, а две: оправдание и освящение Святым Духом.
Итак, те, которые отвечают на призыв Христа, они избраны. Те, которые отвечают! Избрание – это действие не для всего мира, только для тех, которые отвечают на призыв Христа. Конечно, желание Бога, чтобы каждый ответил (Иоан.3:16), но избрание означает, что вы ответили. Бог наперед знал, кто примет, а кто не примет, точно так, как Он знал, что станет с Исавом, а что – с Иаковом; и поэтому говорится об избрании Иакова прежде его рождения. Бог есть Бог, Он все знает наперед, но Он не влияет на ход судьбы людей, хотя все предпринимает для их спасения.
Если посмотрите на следующие тексты, здесь говорится, что Он предопределил наше усыновление. И в определенном смысле избрание до создания мира не означает избрание без воли человека. Он предопределил усыновление. Он принял решение, что Он нас усыновит и сделает нас частью семьи Божьей. Я думаю, что и этот отрывок не имеет ничего общего с универсальным оправданием, а имеет отношение только к нашему ответу на призыв и приглашение Бога.
Второй библейский текст:
«Ибо мы для того и трудимся и терпим поношения, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей, а особенно верующих» (1Тим. 4:10).
Наверное, вы уже поняли смысл этого текста. Последняя часть текста: «Который является Спасителем всех людей и особенно верующих».
И поверхностный аргумент может быть таков, что Бог спасает весь мир, но когда человек верует, тогда он становится особенным и получает особое спасение. В данном случае у нас две категории спасенных. Одна группа спасена, и в то же время есть группа, которая также спасена, но вторая группа получает особое спасение. Этот отрывок был трудным для толкователей. Но для разрешения этой проблемы мы должны снова рассмотреть все высказывания Павла по этому поводу в целом, и тогда вырисуется истинная картина его мысли. Давайте прочитаем текст из второй главы:
«Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1Тим. 2:4).
Как видно, этот отрывок говорит о желании Бога. Его желание – чтобы все люди спаслись. Вот этот отрывок показывает, что не все люди спасены. И этот отрывок также должен помочь нам понять отрывок 1Тим. 4:10. Нелепо будет звучать этот текст, если все уже спасены: как тогда может быть желание Бога, чтобы все спаслись, если уже все спасены? И такое сопоставление текстов раскрывает полную картину замысла Божьего относительно нашего спасения и мысли, изложенной апостолом Павлом. Но эта мысль в некоторых местах может быть неудачно переведена и достигнуть до нас не совсем понятной.
Вот это и есть экзегеза, когда учитывается весь контекст какой-либо мысли. И в этой фразе об особо спасенных речь идет о тех, которые верой приняли дар спасения. А говоря о спасении всех людей, Павел хотел сказать, что Бог является Спасителем всех, в смысле, что Он предоставил всю возможность, чтобы совершилось то, что Он желает – спасти нас. Но по-настоящему спасены те, которые приняли Иисуса Христа. С одной стороны, Бог спасает всех, а с другой стороны Он спасает только тех, кто принимает это спасение. Он действительно дает спасение тем, кто согласен с Ним и принимает этот дар.
В заключение предлагаю рассмотреть еще один текст, Ефес. 2:4-6. Для того чтобы понять этот отрывок, нам нужно прочитать с 1 по 10.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
6 И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 Не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Ефес.2:1-10).
Этот текст Писания также используется представителями движения 1888 года для того, чтобы поддержать идею, что люди оправдываются юридически Богом независимо от веры и посвящения. И заостряется особое внимание на глаголах, которые стоят в прошедшем времени. «Вот видите, – говорят они, – в каком времени стоят глаголы? В прошедшем: возлюбил, оживотворил, воскресил и посадил на небесах». И делают вывод, что со смертью Христа Бог всех людей уже оживотворил, воскресил и даже посадил на небесах. И приводят пример, что даже практикующий гомосексуалист уже сидит на небесах, но он об этом еще не знает, ему нужно лишь об этом сказать и с его стороны остается поблагодарить Бога за это и не отказываться от этого дара.
Скажите, к кому относятся эти глаголы, которые Павел ставит в прошедшем времени? Он говорит: «нас», имея в виду себя и христиан, которым он писал. И когда Бог оживотворил и посадил на небесах Павла и христиан из Ефеса? Сразу же в момент воскресения Христа? Нет. А когда они были мертвыми по преступлениям и жили по обычаям мира, неужели до воскресения Христа? Нет, конечно. Многие из них родились гораздо позже Христовых страданий на кресте, и по обычаям мира они жили до проповеди апостола Павла. И вот в 4 и в 5 стихах мы читаем, что Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. В контексте, о ком здесь говорится под словом: «нас»? О Павле и ефесских христианах. Это подразумевает сегодня и нас, принявших верой спасение. Когда Христос нашел нас? Тогда, когда мы все были мертвы по преступлениям нашим. Он не ждал меня, чтобы я стал добрым, чтобы предложить мне спасение. Он предложил мне, потому что я был потерян в грехах. И когда мне была вменена Его праведность, это было совершено не потому, что я был добр, а лишь потому, что я был потерян в грехах и преступлениях, но Бог меня любит. И поэтому в тот момент, когда Христос меня оправдал, Он открыл мне другой путь, я живу принципами неба, в этом смысле я посажен на небесах.
Когда мы смотрим на этот отрывок, обратите внимание, что здесь нет мысли о всеобщем спасении. Здесь Павел рассказывает о состоянии верующих до того, как их нашел Христос. Здесь, конечно, есть скрытая всеобщность, потому что вопрос спасения предлагается всем людям до того, как они были найдены. Это состояние каждого человека на земле и это удивительное действие благодати Божьей. Наше состояние – это состояние каждого человека на земле. Мир был непокорным и продолжает жить в таком состоянии, но верующие больше не живут так.
Посмотрите еще раз на этот отрывок Писания, начиная с первого стиха: «Мы когда-то жили по преступлениям и грехам нашим, мы когда-то жили по обычаям этого мира, по нашим плотским похотям». Именно это состояние мира сегодня, которым управляет князь, господствующий в воздухе. Этот дух продолжает работать в сынах противления. Ничего не изменилось в мире. Единственное, что изменилось, – это те, кто повиновался другой силе, – те, кто уверовал. Мир продолжает жить в своем потерянном состоянии и продолжает оставаться чадом гнева по природе. Но Бог нашел нас в наших преступлениях и сделал нас духовно живыми вместе с Христом. Духовная жизнь была дана нам в единении с Богом и Христом Иисусом. Он даже посадил нас на небесах с Христом Иисусом. Но это не опыт тех, кто принадлежит миру. Быть посаженным на небесах, означает мысленно жить духом неба, быть с Христом, Который на небесах, быть в духовном единении с небесами.
Можем ли мы это сказать о людях мира сего? Можем ли мы это сказать о практикующем гомосексуалисте или о проститутке? Да, Бог их любит, и за них Христос умирал, но они не посажены с Христом на небесах, им там чего-то не хватало бы. Подобно блудному сыну, им надо встать и пойти к своему отцу. Тогда и о них можно будет сказать, что и они имеют опыт спасения, и они оживотворены во Христе. Состояние мира, описанное в первых трех стихах, продолжается без изменений, и мы знаем это не только потому, что этот текст об этом говорит, но и потому что, выйдя на улицы города, мы также убеждаемся в этом. Это состояние человеческой расы, которая не знает Бога.
А теперь, говорит Павел, происходит нечто удивительное. Христос нашел меня и сделал меня живым. Дал мне то, чего я не имел, что закон не мог сделать. Это восьмая глава послания Римлянам. То, что закон не мог сделать из-за греховной плоти, это дать мне жизнь. Христос сделал это для меня. Здесь нет упоминаний о юридическом оправдании. Здесь требуется посвященность и вера человека. Восьмой текст гласит: «Ибо благодатью вы спасены через веру». Именно так все совершается. Это условие. Нет другого пути, чтобы быть спасенным. Если мы отказываемся от всех попыток спасти самих себя и отдаем себя в руки Христа, именно это Бог от нас и ожидает. Вот это я могу сказать об этом библейской тексте.
Нет, конечно, завершения или окончания данным размышлениям. Но ко всему надо подходить со свежей здравой головой, доверяясь водительству Святого Духа. Уже многие годы мусолится этот вопрос о спасении, и это, конечно, не прекратится и не остановится. Вопрос, в конце концов, имеет отношение к нашему пониманию церкви и смысла нашего существования. Если мы согласны, что Бог работает через нашу церковь вне зависимости от того, что мы не совсем совершенны, Он все еще нас использует, тогда мы будем работать вместе. Если церковь грешна, ошибочна, то мы тогда, что ли, будем создавать свою собственную церковь, свое собственное движение? В Адвентистской церкви у нас есть эта напряженность. Некоторые независимые группы хотят оставаться в церкви и в то же время учить своим собственным доктринам и учениям. Поэтому вопрос по сути скорее звучит так: каково наше отношение к церкви? Ведет ли Бог церковь Свою, или Бог оставил ее и больше не ведет? Здесь люди Божьи или нет? Над этим вопросом надо размышлять и очень серьезно, потому что, подобно тому, как парашютист ошибается только один раз, так мы можем один раз ошибиться в такой ответственной доктрине, как спасение, и этим может решиться наша участь навсегда.
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев