Нотная грамота – явление не столь древнее, как музыка, поэтому о мелодиях, созданных в те давние времена, судить трудно. Нелегко восстановить и содержание песен, например тех, что распевали эфесцы, празднуя наступление весны. «Открой, открой скорее дверцу вороне!», – хором пели они, переходя от дома к дому, особенно донимая богатых горожан. Кланяясь беднякам за каждую малость, от состоятельных горожан певцы требовали уже не горсть зерна, а целую тарелку, или кусок хлеба, или монету, но лучше – еды на всю компанию. В противном случае владелец мог лишиться не только расположения сограждан, но и двери вместе с женой. Когда корзинки доверху наполнялись дарами, наступало время пира, и тут на смену певцам приходили танцоры.
Греческий ритор Афиней (II–III века н. э.) в своем «Пире мудрецов» рассказал об ионийском танце, назвав его серьезным, полным достоинства и обаяния, требующим сноровки и сложной жестикуляции. В торжественных случаях он исполнялся отдельными группами мужчин и женщин, превращаясь в увлекательную мимическую сцену. Танцоры двигались под музыку в такт звукам флейты и кифары. Другую разновидность ионийского танца описал Лукиан. Он уверял, что эту веселую пляску, рассчитанную на развлечение публики, преимущественно мужской ее части, гетеры исполняли во время пиров. Судя по античным рисункам, танцовщицы нарочно обнажали самые красивые части тела. «Таис, поднявшись, стала плясать первая, высоко обнажая и показывая свои ноги, будто лишь у нее одной они были такие красивые. Когда она закончила, все начали расхваливать ее изящество и искусство, восхищаясь тем, как согласны ее движения с музыкой, со звуками кифары, как стройны ее ноги и сказав еще тысячу приятных вещей. Таис же сказала, что если кто не стыдится своих худых ног, пусть встанет и потанцует…» (Лукиан. «Разговоры гетер»).
Комментарии 5
Спасибо за статью автору.